Мечта о невесомости. Что покажут в туре на космодром Байконур
Байконур - на первый взгляд провинциальный, «застывший во времени» городок. Кажется, типичный моногород без развития, уставший и просто «работающий на автомате». Здесь нет туристической инфраструктуры и, тем более VIP-туризма. Однако он может удивить, как его уже здесь прозвали «космическим» туризмом, который, кстати, является удовольствием не из дешевых. Стоимость путевок, в которые входят трансфер по космодрому, обширные экскурсии, получение разрешительных документов и проживание, варьируется от 45 до 55 тысяч рублей (257-308 тысяч тенге).
Мой тур был приурочен к запуску ракеты-носителя «Союз ФГ» с космическим кораблем «Союз МС-10», с которым, к сожалению, случилась нештатная ситуация уже после старта. К счастью, экипаж не пострадал, он смог катапультироваться и остаться в живых, а сам полет ракеты люди все-таки увидели и это было одним из невероятных зрелищ в жизни.
Но об этом позже, потому что начинать свое путешествие стоит, конечно же, с музея космодрома Байконур. Здесь работают экскурсоводы, которые вкладывают всю душу в свою работу. Они проведут настолько интересную экскурсию, что туристы выходят из здания через 3-4 часа, совсем не заметив, как пролетело это время.
Они расскажут, как трудились люди в условиях жесткого резкоконтинентального климата: плюс 50-60 градусов - летом и до минус 42 градусов - зимой. Как они возводили первую стартовую площадку, веря в то, что строят большой стадион.
В музее можно познакомиться с роскошной коллекцией экспонатов, фотографий, настоящих элементов ракет - двигатели, обшивки, навигационные приборы, и многое другое. Здесь выставлен дублер первого искусственного спутника Земли. Если бы в 1957 году у того спутника выявились неполадки, то в космос полетел бы именно тот, что выставлен в музее космодрома.
Большой интерес вызывают личные вещи Юрия Гагарина - первого человека в мире, полетевшего в космос. Здесь покажут настоящую обшивку от спускаемой капсулы корабля «Восток» и расскажут историю о том, как Гагарин перепугал крестьян Саратовской области, спустившись в «инопланетном» комбинезоне с «оранжевой головой».
В музее можно послушать историю о том, как хотели назвать космический корабль с Гагарином на борту, о «хулиганах»-космонавтах, рассказы о еще одних героях космоса - животных, которые пожертвовали собой, чтобы позволить человеку вернуться на землю живым. Туристы узнают, чем питаются космонавты и как они проводят свое время.
В экспозиции под открытым небом, расположенной слева от здания музея, центральное место занимает космический корабль «Буран». Вокруг него расположены макеты ракетного двигателя, стартового стола, радиолокационные антенны, а также специализированная автомобильная техника, которая когда-то использовалась на космодроме. Челнок «Буран» можно осмотреть не только снаружи, но и внутри и побывать в кабине пилотов.
Завершающей частью экскурсии по музею являются домики отца космонавтики Сергея Королева и первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Домики расположены в 200 метрах от центрального здания. В небольших кирпичных домиках все сохранилось так же, как было в 1960-х годах.
На заре покорения космоса главный конструктор ракет и первый космонавт мира жили в довольно простых условиях. Королев прожил в своем доме на Байконуре несколько лет, а Гагарин в соседнем домике провел лишь несколько дней, в ходе подготовки перед полетом.
Сергей Павлович очень любил пить чай из пиалы с казахскими орнаментами. Сотрудники музея нашли их точные копии, и теперь они стоят на столе и как будто все еще ждут хозяина этого домика.
«Гагаринский старт» и площадка для «Протона»
«Гагаринский старт» - пусковая площадка на космодроме «Байконур», с которой 12 апреля 1961 года впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту. С этой же площадки в 1957 году была запущена ракета Р-7 с первым в мире искусственным спутником Земли. И это тот самый «стадион», который строила молодежь того времени. Ребята выкопали самую большую яму в мире: вглубь она уходила на 45 метров, ее длина - 100 метров, в сторону уходил канал на 250 метров (газоотводный лоток, куда идет струя от двигателя).
Изначально она была ориентирована на 20 пусков. Но местные на космодроме любят говорить: «Нет ничего более постоянного, чем временное». В течение 60 лет с Гагаринского старта было произведено более 500 пусков.
За полчаса перед запуском стартовый расчет эвакуируют за два километра. Пусковая команда остается работать в бункере рядом со стартом. В день нашего посещения на Гагаринском старте было достаточно тихо. Проходя к стартовому комплексу, в стороне мы увидели поле, утыканное бетонными столбиками.
«Белые плиты на земле рядом со стартом предназначены для того, чтобы рассеивать ударную волну после запуска ракеты. Но местные шутят, что это могилы ракетчиков: под теми, что повыше похоронены генералы, а под маленькими - рядовые», - говорит наш сопровождающий из охраны объекта. Весьма специфический у них юмор...
И если «Гагаринский старт» принято более ассоциировать с пилотируемыми пусками, то на площадке №200 совершаются непилотируемые. Она тоже очень известна и предназначена для запуска ракет-носителей серии «Протон». Кстати, здесь запрещены фото- и видеосъемка. Это тяжелые ракеты-носители, которые выполняют коммерческие запуски, доставляя большие грузы, космические аппараты, спутники связи, зонды и так далее.
«Таких тяжелых ракет, как «Протон» нет ни у американцев, ни у нас. Есть «Ангара», но под нее старт не построен. И у Ангары стоимость одних только двигателей на 10% дороже, чем сама ракета «Протон», - рассказывает наш сопровождающий.
«Энергия-Буран»
Попытка отправить в космос многоразовые корабли предпринимались, как сейчас принято говорить, еще до того, как это стало мейнстримом. В 1988 году, когда космический корабль многоразового использования «Буран» совершил свой первый и последний полет в космос, 17-летний Илон Маск получил канадское гражданство и переехал в Кингстон, чтобы жить отдельной от родителей жизнью. А я в это время только родился.
Но в отличие от Falcon - детища американского инженера, в проекте «Энергия-Буран» ракета-носитель «Энергия» была одноразовой. По сути это названия двух отдельных компонентов. Бураном назывался сам космический челнок (который можно увидеть в музее), а Энергия - имя самого ракеты-носителя, который и выводил весь комплекс в космос.
Ракета стала самой мощной из всех созданных. Ее вес на старте составлял 2400 тонн, и при это она должна была вывести на орбиту челнок, стартовый вес которого составлял 105 тонн, а полезная нагрузка - 30 тонн.
О габаритах проекта можно судить, посетив его исчезающую инфраструктуру. Кроме того, короткий экскурс проведут и по командному пункту, который кажется настолько старым, что 2 Гб памяти всей системы вполне хватало, чтобы запускать ракеты.
«Поехали!»
11 октября 2018 года. Город Байконур просыпается в 5 утра. И то движение в это время появляется его на улицах только потому, что сегодня знаменательный день. Обычно пилотируемые запуски интересно смотреть в ночное время: и встаешь с постели немного позже и вид ракеты на фоне звезд - зрелище красивое. Но сегодня экипаж должен был полететь после полудня, поэтому туристам приходится вставать рано утром, чтобы успеть посмотреть мероприятия с участием космонавтов.
Так, провожать космонавтов от самой гостиницы «Космонавт» - давняя традиция, которую никогда не нарушают. Люди приходят сюда за час, чтобы занят место в узкой площадке, откуда можно увидеть появление космонавтов. Этот момент, будто проходку голливудских звёзд по «красной дорожке», ждут с нетерпением не только родственники, но и сотни туристов. Ближе к этому моменту, здесь будет яблоку негде упасть. Люди не выспавшиеся, но стойкие. «С петухами встали», - шепчутся они между собой.
В какой-то момент играет знаменитая песня «Земля в илюминаторе» группы «Земляне» и Алексея Овчинина и Тайлера Хейга встречают под аплодисменты, как героев. За ними, скромно идут дублеры - Олег Кононенко и Давид Сен-Жак. Сегодня не их день и вряд ли будет замена основного экипажа. Но быть дублером означает приоритетный отбор в следующий раз.
Космонавты так быстро проходят и уезжают на автобусе, что собравшиеся успевают сделать пару их кадров. А потом... А потом короткое недоумение - час ожидания за 30 секунд эйфории. Герои уехали на космодром, для последних подготовительных мероприятий перед стартом.
В это время у нас появляется возможность прогуляться по легендарному месту рядом гостиницей. Это Аллея славы. Ее основал Юрий Гагарин и с тех пор каждый космонавт, который впервые летит в космос, сажает здесь свое дерево.
Обычно это карагач, потому что он уживчивый и хорошо приспосабливается к условиям местности. К самому дереву Гагарина сразу же выстраивается очередь.
Между тем, выход космонавтов можно еще увидеть еще на космодроме, прямо перед тем, как они отправятся уже к стартовой площадке. Эта процедура называется доклад космонавтов госкомиссии.
Она также занимает всего несколько секунд, после чего пилоты вновь садятся в автобус и уже едут непосредственно к старту, за два-три часа до пуска.
Именно в это время начинается самое интересное и волнительное. Смотровая площадка Гагаринского старта - маленькая огороженная территория на расстоянии 1200 метров от самого стартового комплекса. Кажется, его сложно даже назвать смотровой площадкой. Расстояние безопасное, но абсолютно неудобное. Вид на ракету почти перекрывает холм. У туристов это вызывает недоумение. Но все возмущения мигом рассеиваются, когда начинается отсчет, а незадолго до отсчета начинает валить дым из-под ракеты. И от наступающего волнения, кажется, слышится не только мощный гул ракеты, но и удары сердец людей, для которых исполнились самые потаенные детские мечты о приближении к космосу...
Начинается обратный отсчет до старта - 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. И ракета на удивление медленно взмывает в небо. Создается ощущение, что она летит прямо в твою сторону. И ее видно четко. Зрелище, что называется «раз в жизни». Радость и аплодисменты...
«В детстве я хотел стать космонавтом, но мне не повезло из-за болезни. Сегодня, мне кажется, я «дотронулся» до своей мечты», - говорит один из туристов из России, наблюдая за запуском. Позже он узнает, что с космическим кораблем произошла авария, но восхищаться космосом он вряд ли перестанет.
P.S. Редакция МИА «Казинформ» благодарит туроператора «КИТО» за организацию тура на космодром Байконур.