Мажилис принял закон по улучшению условий ведения бизнеса
Депутаты Мажилиса приняли Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса», передает корреспондент агентства Kazinform.

Как отмечено в заключении Комитета по экономической реформе и региональному развитию, Законом предлагаются поправки, направленные на упорядочение форм контроля и надзора, регламентацию мер оперативного реагирования в сферах надзора на законодательном уровне, в части:
— регламентации осуществления мер оперативного реагирования в 10 сферах надзора;
— закреплении порядка осуществления государственного контроля в отношении государственных органов в 10 сферах контроля;
— регламентации порядка осуществления контроля в 7 сферах, выведенных из-под действия Предпринимательского кодекса;
— регламентации порядка осуществления расследования в 4 сферах контроля и надзора;
— регламентации порядка осуществления контрольного закупа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Данный законопроект одобрен в первом чтении 8 ноября 2023 года.
В ходе работы рабочей группы над законопроектом депутатами внесены поправки, направленные на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, упорядочение системы государственного контроля, повышение прозрачности их проведения, в части:
— обеспечения отечественным сырьем предприятий обрабатывающей промышленности;
— усиления государственного контроля за соблюдением размера предельной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары;
— продления сроков модернизации торговых рынков, то есть предлагается срок с 1 января 2023 года перенести до 1 января 2026 года;
— опубликования графиков проведения проверок на соответствие требованиям, в срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения проверок, на объекте информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства»;
— размещения в обязательном порядке результатов анализа профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, на объекте информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства»;
— регламентации процедуры проведения расследований в целях защиты бизнеса от незаконного вмешательства со стороны контролирующих и надзорных органов, минимизации коррупционных рисков, а также возможность обжалования субъектами контроля и надзора результатов расследования в вышестоящий орган либо в суд;
— применения мер оперативного реагирования только в отношении нарушений требований, установленных в проверочных листах;
— введения дополнительных инструментов государственного регулирования охраны атмосферного воздуха в городах;
— регулирования и организации деятельности по управлению отходами в регионах.
Кроме того, в рамках реализации поручений Главы государства, озвученных в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» внесены поправки, направленные на внедрение регулирования предпринимательской деятельности «с чистого листа», которые предусматривают сокращение административных барьеров и излишних требований, а именно:
— исключается согласование специализации объекта общепита с уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ресторан, кафе, бар, столовая), поскольку это излишняя процедура согласования, так как достаточно, чтобы объект общественного питания соответствовал требованиям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан;
— в части автоматизации отбора субъекта контроля на проверку предлагается внести изменения в Предпринимательский кодекс по формированию полугодовых графиков и списков без человеческого участия в автоматическом режиме. Предлагаемые поправки позволят исключить необоснованные проверки органов контроля и надзора в отношении субъектов бизнеса, коррупционные риски при отборе субъекта контроля на проверку, упорядочить и снизить административное давление на субъектов предпринимательства;
— в сфере за использованием товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования исключается требование в виде предоставления документа об уничтожении печати юридического лица с пакета документов при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица. Так как в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка на достоверность представленной справки об уничтожении печати.
Также внесены поправки по приведению в соответствие с действующим законодательством Республики Казахстан и требованиями юридической техники, а также уточняющие отдельные нормы и улучшающие содержание законопроекта.