Мазар Кульсары-ата: сакральное место в Атырауской области

None
АТЫРАУ. КАЗИНФОРМ - Одним из сакральных мест в Атырауской области является мазар Кульсары-ата, находящийся буквально в центре города Кульсары. Собственно, именем этого человека и назван город в Жылыойском районе региона, на территории которого находится знаменитое на весь мир гигантское Тенгизское нефтегазовое месторождение. А также местность Карашунгуль, где в XIX веке началась первая в Казахстане добыча углеводородного сырья, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Кульсары-ата родился в 1820 году. О нем сохранилось достаточно много воспоминаний, легенд, преданий. Говорят, что он был очень влиятельным человеком и ясновидящим.

«Памятник Кульсары-ата был обнаружен в 2004 году в ходе комплексной этно-археологической экспедиции по Западному Казахстану под руководством профессора Серика Ажигалиева. В ходе поисков было обнаружено надгробие знаменитого Кульсары-ата, жившего в Жылыойском районе и именем которого назван единственный, помимо областного центра, город в регионе. Позднее, в 2013 году, этот мазар был включен в список памятников истории и культуры местного значения и взят под охрану государства. Эта усыпальница с куполом возведена в форме юрты и поэтому этот памятник XIX века является объектом архитектурного значения. Причина, по которой он до сих пор хорошо сохранился, кроется в том, что все его стены выложены толщиной не менее одного метра»,- рассказывает директор Атырауского областного историко-краеведческого музея Мухамбеткали Капиев.

По воспоминаниям, сохраненным в преданиях и легендах, отец Кульсары-ата был очень влиятельным и уважаемым человеком. Он смог остановить пять вооруженных конфликтов между Младшим жузом и Хивинским ханством, став как бы гарантом мира. А в те времена поручителем мог выступить или единственный в семье ребенок, или же очень уважаемый человек. Вот таким же уважаемым человеком стал и его сын Кульсары-ата, которого до сих пор помнят и чтут в народе.

«Существует местная легенда о самом Кульсары-ата. Он был представителем рода адай. Зимовали в те времена адайцы в Мангистауской области, а летом перекочевывали на пастбища вдоль реки Жем на территории нынешнего Жылыойского района. Поэтому местонахождение современного города Кульсары принято считать летним пастбищем Кульсары-ата. Здесь он и был похоронен после своей смерти», - рассказывает директор Атырауского областного историко-краеведческого музея Мухамбеткали Капиев.

В одной из легенд, подтверждающих его ясновидение, говорится о сне, который ему приснился незадолго до смерти. Кульсары-ата рассказал, что во сне увидел, как его скот заходит в глубокую и очень длинную пещеру. Он пошел за животными, но сверху раздался голос: «Зачем ты сюда идёшь? Твои овцы уже выходят». И действительно, животные направились к выходу. Но аксакал на какое-то время остался в этой пещере. Потом Кульсары-ата рассказал родным, что именно в этой пещере и должен умереть. Так и случилось вскоре. Но еще он сказал, что в этой пещере спрятаны несметные сокровища. И эти слова тоже подтвердились. Впоследствии именно в этом месте обнаружили первое на территории Казахстана «черное золото» - нефть. Ее добыча в районе ведется с 1899 года, когда в местности Карашунгуль ударил первый нефтяной фонтан. В сутки он давал до 25 тонн нефти, что по тем временам считалось очень большим показателем. И вот именно с этого места началось потом освоение природных богатств Прикаспия.

Кроме мазара Кульсары-ата в Жылыойском районе есть немало и других сакральных мест. Это Акмечеть - одна из четырех мечетей, построенных Бекет-ата. Мечеть Дуйсеке, построенная Дуйсеком Данлыкулы из рода таз. Она расположена в центре родового кладбища в городе Кульсары.

Бекет-ата родился на территории современного Жылыойского района Атырауской области. Годы жизни достоверно неизвестны. Дата рождения высчитывается в связи с народными преданиями, что Бекет-ата дожил до возраста пророка Мухаммеда 63 года.

В юном возрасте самостоятельно обучался религии и естественным наукам. По преданию, когда Бекету было 14 лет и он стал нуждаться в духовном наставнике, его отец направил его к захоронению Шопан-ата, чтобы провести там ночь и получить благословение. В первую ночь во сне Бекету явился старец, который посоветовал возвращаться домой, так как ушедший в другой мир не может быть наставником живому. Но Бекет решил остаться на вторую ночь, и тогда Шопан-ата, вновь явившись к нему во сне, направил Бекета в Хиву, чтобы обучаться у знаменитого суфия Бакиржана-ходжи. В Хиве Бекет обучался и жил в медресе Шергази-хана в течение 7 лет, после чего вернулся домой на берега реки Эмбы и там стал обучать детей.

Когда Бекет-ата был в возрасте около 40 лет, его учитель Бакиржан-ходжа выбрал Бекета в качестве пира (руководителя братства). Строил медресе и мечети в Мангышлакском, Атырауском и Устюртском регионах. Согласно народным легендам и большинству исследований Бекет-ата построил 4 подземные мечети: Акмечеть в Жылыойском районе, мечеть на территории некрополя Старый Бейнеу, мечеть в Огланды, мечеть в местности Тобыкты. По мнению потомка Бекета-аты и исследователя его жизни Ислама Мырзабекулы, всего было построено 7 мечетей.

Бекет-ата похоронен в возведённой им подземной мечети в урочище Огланды на полуострове Мангышлак.

Еще одно сакральное место, куда приезжает много паломников, это мавзолей Ушкан- ата, расположенный также в Жылыойском районе. Это не только мавзолей, а целый комплекс захоронений (некрополей) на месте расположения древнего городка. Расположен он в 50 километрах к юго-востоку от города Кульсары. Считается одним из самых древних захоронений района. Первые захоронения появились в XIV веке, а последние относятся к началу XX века. Историки относят городище к эпохе Золотой Орды. На карте, составленной в XVI веке итальянцами, город называется Тристарго. На месте городища сохранились обломки печей для обжига кирпичей, а также глиняные кувшины. Город был сильно разрушен и разграблен. По мнению археолога Л.Л. Галкина, город был построен в XIV-XV веках и считался не городом мастеров, а святым местом. Ушкан находился на торговом караванном пути из Центральной Азии в Восточную Европу и являлся главной дорогой, которая носила название Старая Ногайская дорога.

«Сохранилось несколько легенд об этом могильнике. По одной из них здесь захоронен святой, ученый Ушкан-ата. Находясь в Египте, он узнает, что его родные попали в плен к врагам и торопится на родину. Но по пути сам попадает в плен и погибает. Народ захоронил святого именно на этом старинном кладбище. Позже появились и другие захоронения, и могильник стал расширяться. По другой версии здесь захоронены три хана, имена которых неизвестны. Поэтому могильник ранее назывался «Үш хан» («Три хана»), но позже в разговорной речи подвергся звуковым изменениям, и народ стал называть местность Ушкан. Сейчас в могильнике насчитывается свыше 2000 захоронений: кулпытасы, койтасы, мазары и другие. На них имеются родовые знаки адай, кете, шекти, таз и другие»,- говорит заслуженный деятель РК, почетный профессор Атырауского университета нефти и газа, историк-краевед Амангали Амиржанов.

Видео: Азильхан Вахитов, Темирлан Султангазиев

Кадры из видео
Сейчас читают