МАВЗОЛЕЙ АБАТ-БАЙТАК

None
None
Мавзолей Абат-Байтак - памятник архитектуры XIV-XV веков. Единственный и редко встречающийся в Западном Казахстане скульптурный памятник Абат-Байтак расположен в двенадцати километрах восточнее села Бескопа Кобдинского района Актюбинской области.

Согласно легенде, Абат-Байтак - один из замечательных памятников мемориально-культового зодчества Западного Казахстана XIV-XV веков был построен на месте гибели сына известного казахского философа-утописта XV века Асана Кайги-батыра Абата, который во время перекочевки свадебной процессии упал со споткнувшегося верблюда. Сочувствующее горю население за кратчайший срок воздвигнул этот великолепный памятник сообща, «всем миром», отсюда вторая часть названия - Байтак.

Впервые мавзолей Абат-Байтак был зафиксирован П.И. Рычковым в конце XVIII веке под названием «Байтан». Более полное описание уникального мавзолея в начале XX века приводит французский ученый, член Оренбургской архивной комиссии И.А. Кастанье, а в 50-70 годы ХХ века известный исследователь Малбагар Мендикулов установил, что он относится примерно к началу 13 века, ко времени возникновения Золотой Орды, когда кыпшакские ханства были тесно связаны с Хорезмом. Долгое время считалось, что мавзолей разрушен и навсегда потерян для научного сообщества. Однако в 1979-1980 годы экспедиция «Казреставрация» Министерства культуры Казахской ССР под руководством специалиста культового зодчества Серика Ажигалиева ввела его в реестр охраняемых памятников республиканского значения. По классификации казахстанских мавзолеев, Абат-Байтак относится к портально-купольным сооружениям, «шатровым мавзолеям» с двойным покрытием. На сегодняшний день портал памятника полностью разрушен. Сохранился четырехгранный остов, на котором покоится одиннадцатигранный барабан, заканчивающийся конусовидным куполом-шатром, частично разрушенным. Размеры плана снаружи 9,52x9,8 м. Сохранившаяся высота мавзолея - 14,5 метра, первоначальная - около 16 метров. Четырехгранный остов имеет один проем с южной стороны и второй - заложенный с западной, в сторону примыкавшего портала (проем был заложен саманным кирпичом местным населением для предохранения сооружения от домашнего скота). На остове покоится одиннадцатигранный барабан с небольшим сужением к основанию купола. На гранях барабана кладкой из кирпича сделаны ложные проемы. Купол двойной - внутренний сферический (он хорошо виден на разрушенном участке) и внешний конусовидный шатер. Внутри мавзолей оштукатурен. Внутренний план состоит из восьми- и шестнадцатигранника, переходящего плавно в круг купола. В западной и восточной гранях сделаны ложные проемы. Следов захоронений не имеется. Мавзолей Абат-Байтак построен из сырцового кирпича и облицован жженым кирпичом квадратной формы 27x27x5-7см. В кладке купола использовался кирпич подтрапециевидного сечения, на облицовке видны следы синей и голубой глазури. Постепенный плавный переход квадрата основания к барабану и куполу создает впечатление «легкости» сооружения, и можно лишь представить, какой это был великолепный памятник по замыслу средневекового зодчего.

Аналогии памятнику Абат-Байтак на территории Казахстана мы не имеем, однако архитектурно-стилевые признаки приближают его к мавзолеям XII веках из Куня-Ургенча - мавзолей хорезмшаха Иль-Арслана (Фахраддин Рази) и мавзолей хорезмшаха Текеша в Хорезме, мавзолей Кок-Кесене в Сыгнаке, Кэшэне (XIV-XV вв.) в Башкирии; Кесене (XIV-XV вв.) в Челябинской области России. Следует также отметить аналогичные образцы портально-шатровых усыпальниц на Северном Кавказе, близ города Маджары, которые, как и вышеперечисленные, испытали сильное влияние архитектурной школы Хорезма. Все перечисленные мавзолеи датируются золотоордынским периодом и строились, видимо, над могилами незаурядных личностей той эпохи или представителей их семей (например, мавзолеи Рабий Султан Бегим, Бабаджа-Хатун, Айша-Биби и т.д.) во времена активного внедрения мусульманства. В XVIII-XIX веках недалеко от мавзолея было захоронено множество людей. Об этом можно судить по уникальным по форме кулпытасам, которые и сейчас возвышаются здесь в большом количестве. Когда раскопали курган, находящийся в 15-20 километрах от мавзолея Абат-Байтак, в нем были обнаружены редко встречающиеся захоронения, которые ученые относят ко второй половине правления Золотой Орды. С обретением независимости в Республике Казахстан большое внимание уделяется охране и реставрации исторических памятников.

По плану областной администрации Актюбинской области на 2001 году было запланировано комплексное обследование мавзолея Абат-Байтак с дальнейшей проработкой вопросов его консервации или реставрации. Реальная возможность восстановить этот историко-культурный, архитектурный памятник периода Золотой Орды появилась с принятием республиканской программы «Культурное наследие» на 2004-2006 годы. Со времен Золотой Орды этот исторический памятник подвергся значительным разрушениям, и теперь благодаря финансированию (33 млн.тенге) из республиканского бюджета по программе «Культурное наследие» его удалось не только сохранить, но и восстановить. Работы начались в 2005 году. Для восстановления разрушенного купола и портала было решено использовать кирпич, изготовленный по средневековой технологии. На установку печи из областного бюджета было выделено 3,5 млн.тенге, сырьем послужил местный материал.

В октябре 2006 году в Актюбинском государственном университете имени Кудайбергена Жубанова прошла научная конференция, посвященная проблемам культурного наследия, в том числе и дальнейшего исследования мавзолея Абат Байтак.

В 2007 году завершены исследовательские и реставрационные работы архитектурного памятника республиканского значения - мавзолея Абат Байтак, расположенного в Кобдинском районе Актюбинской области. Сейчас мавзолей Абат-Байтак является местом паломничества многих жителей и гостей области. Еще более привлекательным он станет для туристов в будущем, после восстановления, превратившись в музей под открытым небом.

Источник:

Казахстан, национальная энциклопедия, 4 том

Дополнено Отделом спецпроектов АО «НК «Казинформ»

Сейчас читают