Конфликт между подрядчиком и акиматом: дороги под угрозой срыва в Актобе
В Актюбинской области в 2025 году на строительство и ремонт автодорог выделено 65 миллиардов тенге, передает корреспондент агентства Kazinform.

По утвержденному плану, новое дорожное покрытие должно быть уложено на 533 километрах дорог. Однако на сегодня завершено лишь 350 километров. Подрядным организациям осталось всего две недели на выполнение годового плана.
Вместо щебня — шлак: жители обеспокоены, а власти заверяют в безопасности
В жилых массивах города Актобе дорожные работы проводятся поэтапно. Из-за нехватки финансирования и ресурсов полностью охватить все районы невозможно, поэтому на многих участках просят хотя бы уложить щебень. Однако вместо обычного щебня используют шлак, получаемый на ферросплавном заводе, а не добываемый из карьеров.
Экологи и активисты бьют тревогу — они предполагают, что такой материал может быть опасен для здоровья, и уже обратились к экологическим службам. В свою очередь, представители местного акимата утверждают, что использование шлака разрешено официально.
— Щебень (шлаковый материал) поставляется для районов Астана и Алматы. Он укладывается на улицах, где в текущем году строительство дорог не запланировано. Завод предоставил сертификат соответствия после прохождения экспертизы. Документ зарегистрирован в государственном реестре технического регулирования. Орган, подтвердивший соответствие, — АО «Национальный центр экспертизы и сертификации», — заявили в пресс-службе акима города Актобе.
Жители особенно часто жалуются на глиняные дороги, где сейчас и применяется данный шлаковый материал.

Подрядчики под прицелом: одни не укладываются в сроки, других тянут в суд
На дорогах города Актобе и регионального значения были выявлены серьезные недочеты в ходе строительных и ремонтных работ. Несколько дел уже переданы в суд. В прошлом году заказчик подал жалобы на девять подрядных организаций, требуя признать их недобросовестными.
На улицах Токтамыс хана, Станционная, Телефонная подрядчики проявили халатность и не завершили работы в срок.
— В число проблемных объектов входят также адреса в жилых массивах Заречный-2 и Есет батыр — участки 1А и 1. Дорога, ведущая в село Есет Котибарулы в Мугалжарском районе, была завершена, однако при проверке в покрытии были выявлены дефекты. Подрядчик привлечен к ответственности в суде. Дорога будет переделана в рамках гарантийного срока. Аналогичные проблемы обнаружены и в Айтекебийском и Шалкарском районах. Участок между населенными пунктами Бегимбет и Котыртас будет строить новый подрядчик, — сообщил заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области Есет Аманбаев.
Проверка показала: каждый пятый образец — некачественный
Филиал Национального центра качества дорожных активов в Актюбинской области в 2025 году проверил 208 объектов дорожного строительства. В рамках этих проверок было взято более 2000 проб, из которых около 400 не соответствовали нормативам.
— При проверке оцениваются все компоненты дорожных материалов: коэффициент уплотнения, состав асфальтобетона, основание дороги и т. д. В области работает 31 асфальтобетонный завод, но 5 из них не соответствуют установленным требованиям, — отметил директор Актюбинского филиала Национального центра качества дорожных активов Тельман Малаев.
По его словам, если выявлено несоответствие, подрядчик обязан переделать работы за свой счет. В прошлом году на проспекте Кенеса Нокина в Актобе участок протяженностью 3,6 км не был принят, и в 2025 году его начали переделывать заново.

Времени мало: дожди приближаются, сезон почти закрыт
— С 1 ноября строительство дорог будет остановлено. Осталось всего 15 дней. Затем начнется сезон дождей. Если же погода позволит (ясно и не ниже +5°C), работы могут быть продолжены. В течение сезона в областное управление архитектурно-строительного контроля было направлено 14 официальных писем. В них говорилось об ошибках подрядчиков и ненадлежащем техническом надзоре. Из-за отсутствия контроля — плохое качество работ, — пояснил Тельман Малаев.
Из этих 14 обращений 8 получили официальный ответ. Были наложены штрафы на подрядные организации и технических надзорных специалистов.
По словам Малаева, аналогичная ситуация наблюдается не только в областном центре, но и в районах. Именно в сельских населенных пунктах выявляется больше всего нарушений: у подрядчиков не хватает техники, а строительные материалы часто не соответствуют стандартам.
— Все зависит от технического надзора. Нужно спрашивать в первую очередь с них, — добавил он.

Контроль должен быть постоянным, но пока не работает как нужно
Национальный центр качества проводит лишь выборочные проверки, а постоянный контроль за строительством дорог должны обеспечивать технические инспекторы. Однако в регионе их работа до сих пор оставляет желать лучшего.
Параллельно с этим, управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог области совместно с полицией проводит весенний и осенний мониторинг состояния дорог. Если в рамках гарантии выявляются выбоины, ямы или иные дефекты, подрядчики обязаны их устранить за свой счет.
На дороги области выделено 65 млрд тенге
На строительство и ремонт автодорог в Актюбинской области в 2024 году было выделено 65 миллиардов тенге. Финансирование осуществляется из республиканского, областного, городского и районных бюджетов.
В рамках запланированных мероприятий предстоит уложить дорожное покрытие протяженностью 533 километра.
Как сообщил заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области Есет Аманбаев, за девять месяцев года было выполнено устройство основания на 520 километрах, а асфальтовое покрытие уложено на 350 километрах дорог. Работы продолжаются.

— Среди объектов областного значения наиболее масштабным является проект реконструкции улицы Газизы Жубановой в городе Актобе. Стоимость проекта составляет 5 миллиардов тенге. На сегодняшний день финансирование обеспечено. Участок между улицами Санкибай батыра и Тауелсиздик (Независимости) уже открыт для движения. В ближайшее время в эксплуатацию будет введен отрезок между Тауелсиздик и Мангилик Ел. Далее планируется ремонт на участке между Мангилик Ел и проспектом Алаш.
До конца текущего года планируется полностью открыть движение транспорта, а завершение всего проекта запланировано на следующий год. Кроме того, завершены строительные работы на 30-километровом участке автодороги Дон — Бадамша — Актобе — Орск, которая была введена в эксплуатацию в 2024 году. В этом году также полностью завершены работы по установке дорожных знаков.
Начались средние ремонтные работы на участке дороги Шубаркудук — Кобда — Уил — Соль-Илецк между населенными пунктами Кобда и Уил. В направлении от Уила в сторону Кобдинского района ремонтируется 40 километров дороги. Проект является переходящим: по завершении текущего этапа будет подготовлена проектно-сметная документация для следующего. Общая протяженность дороги превышает 300 километров, — рассказал Есет Аманбаев.

По итогам 2024 года: 78% дорог — в хорошем и удовлетворительном состоянии
По итогам текущего года 78% автодорог области находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии. После завершения всех намеченных проектов этот показатель достигнет 82%. Для улучшения состояния внутрипоселковых дорог в 2024 году реализуется более 50 проектов, на которые выделено около 10 миллиардов тенге.
Вместе с тем, несмотря на интенсивное строительство, растет количество выбоин и повреждений на дорогах. Одной из главных причин этого является нарушение правил перевозки грузов водителями тяжелой техники.
— В последнее время дороги разрушаются из-за движения крупнотоннажных грузовиков. Дороги третьей и четвертой категорий не предназначены для транспорта такой массы. Разрешенная нагрузка — 15-20 тонн, однако некоторые автомобили весят до 40 тонн, что является серьезным нарушением. В связи с этим Премьер-министром было поручено установить автоматические пункты взвешивания транспортных средств. В текущем году выбраны пять участков на дорогах областного значения. В настоящее время проводится конкурс по выбору подрядчика.
Переходящий проект будет полностью реализован и введен в эксплуатацию в следующем году. На автоматических станциях будут работать сотрудники транспортной инспекции. В случае превышения допустимой массы, на владельца транспортного средства будет наложен штраф. Все нарушения будут фиксироваться видеонаблюдением. Выбраны направления: Дон — Бадамша — Актобе — Орск, Шубаркудук — Уил — Соль-Илецк, Покровка — Темир — Кенкияк — Эмба.
Эти участки были выбраны, поскольку именно в этих районах расположены карьеры и осуществляется перевозка нефти, нефтепродуктов, руды и строительных материалов. Чтобы избежать объезда пунктов взвешивания, они будут размещены в труднодоступных местах — в балках, возле мостов, так что обойти их будет невозможно, — пояснил Есет Аманбаев.

Городу Актобе — 22 млрд тенге
Несмотря на проводимые работы, жители города Актобе продолжают испытывать трудности из-за плохого состояния дорог, особенно остро проблема ощущается весной, когда на улицах образуются ямы и выбоины.
— В этом году на развитие дорожной инфраструктуры города выделено более 22 миллиардов тенге. Из них 11 миллиардов тенге — из городского бюджета, 9 миллиардов — из областного и 2 миллиарда — из республиканского. Особое внимание уделяется пригородным жилым массивам. Продолжаются работы по укладке асфальта и благоустройству дорог в микрорайонах Баурластар-1, 2, 3, Акжар-2, Ясное, а также к школам, построенным в рамках проекта «Школы будущего», — отметил Есет Аманбаев.
Согласно информации пресс-службы акима города Актобе, в 2024 году реализуются 41 проект по развитию транспортной инфраструктуры. В следующем году возобновятся работы по строительству и реконструкции моста в районе Кирпишты.
Параллельно продолжается строительство дорог по 15 проектам, некоторые из которых уже сданы в эксплуатацию. В ряде микрорайонов планируется охват 15-20 улиц.
Кроме того, дороги, ведущие к школам, строящимся по проекту «Школы будущего», будут завершены в этом году. Всего — девять таких проектов.
— В настоящее время ведется приемка дорог, ведущих в жилые массивы Жанаконыс-4, Баурластар-4, а также нижний Курайли. Дорога от Жанаконыс-3 до школы будет достроена в следующем году. Ремонт улицы Телефонная в микрорайоне Заречный-1, а также ремонт в Юго-Западных микрорайонах 1 и 2 входят в перечень переходящих объектов. В этом году капитальному ремонту подлежат восемь улиц в городе: Мельничная, Суворов, Сталеваров, Крымская, Павлова, Радиостроителей, Металлургов и Рабочих. По всем улицам разработана и прошла государственную экспертизу проектно-сметная документация. Остается только вопрос выделения финансирования. В список улиц, где будет проведен средний ремонт, также включены десятки объектов, — сообщили в пресс-службе акима города.
В целом, за последние три года на ремонт и строительство дорог в области было направлено более 110 миллиардов тенге, отремонтировано свыше 1000 километров автомобильных дорог.

Восстановление после паводков
Во время весеннего паводка 2024 года в регионе были разрушены дороги и мосты, что затруднило транспортное сообщение. Всего был зафиксирован 51 случай повреждения.
На восстановление поврежденной дорожной инфраструктуры было выделено около 10 миллиардов тенге. На сегодня все дороги восстановлены.
Завершаются работы только на пешеходном мосту в селе Айке Айтекебийского района. А строительство моста на въезде в Уилский район продолжится до следующего года.
— В Уиле сейчас ведутся работы по установке опор конструкции. В конце текущего месяца или в начале следующего будет произведена заливка бетона. До конца года планируется обеспечить движение транспорта по мосту, а окончательное завершение строительства намечено на следующий год, — сообщил Есет Аманбаев.
Напомним, что в Актюбинской области продолжается доставка инертных материалов на дороги республиканского значения. К предстоящей зиме планируется заготовить 33,8 тысячи тонн песка и 7,6 тысячи тонн соли.