Китай - крупнейший торговый партнер Казахстана, а Казахстан занимает второе место среди торговых партнеров Китая в регионе СНГ - Председатель КНР Си Цзиньпин

АСТАНА. 3 сентября. КАЗИНФОРМ - Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин перед первым государственным визитом в качестве главы КНР в Казахстан 6-7 сентября текущего года дал интервью.
None
None

***

- Каково мнение у китайской стороны по поводу замедления в некоторой степени темпов роста китайской экономики? Какова, на ваш взгляд, перспектива развития китайской экономики? Можно ли ожидать, что у Китая будут еще новые стабилизирующие меры для роста экономики?

- Положение дел в китайской экономике в целом благоприятное, рост ВВП за первое полугодие текущего года составил 7,6%, такой уровень по сравнению с другими странами мира является достаточно высоким. Если бы мы продолжили прежние формы развития, вполне смогли бы выйти на еще более высокий рост. Тем не менее, мы выбрали макроэкономическую политику твердого и неизменного проведения экономической реструктуризации, продвижения трансформации и модернизации формы развития экономики. Мы сознательно пошли на определенное снижение темпов роста, чтобы коренным образом решить вопрос о развитии экономики с точки зрения долгосрочной перспективы. Так что нынешние темпы роста являются результатом полезной корректировки.

Говоря конкретно, из 7,6 процентов роста на внутренний спрос приходится 7,5%, положительное сальдо по текущим счетам сохраняется в общепризнанном рациональном диапазоне. Вместе с тем внимание уделяется у нас вопросам о совершенствовании политики социального обеспечения, стабилизации и расширении трудоустройства, в результате чего за первое полугодие было создано 7 млн. 250 тыс. новых рабочих мест. Правда, мы стакиваемся с некоторыми трудностями, такими, как задолженности местных властей, избыточная производительность в отдельных отраслях и т. д., но все эти проблемы находятся в контролируемых пределах и мы сумеем с ними справиться.

Китай - вторая по объему экономика мира, имеется высокая степень интеграции экономики нашей страны с мировой экономикой. Китайская экономика своим развитием внесла и продолжает вносить весомый вклад в оживление мировой экономики. Для мировой экономики же, несомненно, выгоднее видеть Китай с более устойчивой, качественной и перспективной экономикой. А мы со своей стороны обладаем необходимыми условиями для того, чтобы обеспечивать устойчивое и здоровое развитие экономики, формировать обширный рынок и пространство развития для стран мира, и вносить больший вклад в развитие мировой экономики.

- В ближайшее время состоится 8-ой саммит лидеров «Группы двадцати» в России в Санкт-Петербурге. Чего ожидает Китай от нынешнего саммита?

- Это будет важной встречей с участием руководителей ведущих экономик мира, особенно на фоне нехватки динамичности роста мировой экономики и появления наружу всё новых глубинных последствий глобального финансового кризиса. Китайская сторона поддерживает то, что Петербургский саммит ставит вопрос о стимулировании экономического роста и создании рабочих мест главной темой повестки дня, поддерживает укрепление партнерских отношений в рамках Двадцатки, усиление координации макроэкономической политики во имя более светлого будущего мировой экономики.

Во-первых, совместно проводить ответственную макроэкономическую политику. Прежде всего, хорошо сделать свои дела и предотвратить возникновение серьезной проблемы в национальной экономике, наращивать при этом экономическую конкурентоспособность путем активного структурного преобразования. На этой базе все стороны должны укреплять сотрудничество по политической координации, создавать друг другу позитивные эффекты, а не негативные, общими усилиями противодействовать серьезным рискам и вызовам в сфере мировой экономики и финансов.

Во-вторых, поддерживать и развивать более открытую мировую экономику. Все страны мира должны четко и недвусмысленно выступать против протекционизма во всех его проявлениях, способствовать достижению предварительных результатов Дохинского раунда переговоров, защищать свободную, открытую и недискриминационную многостороннюю торговую систему. Следует укреплять интеграцию экономики разных стран мира, путем формирования глобальной ценностной цепи предотвращать сегментацию глобального рынка и раскола торговой системы, стремиться к взаимовыгодному развитию и всеобщему выигрышу.

В-третьих, совершенствовать глобальное экономическое управление. Усилия «Группы двадцати», на наш взгляд, должны сосредоточиваться на повышении представительности и права голоса государств с формирующимся рынком и развивающихся стран. Следует, прежде всего, в ближайшее время завершить реформы квот и управления, в том числе пересмотр формулы распределения квот МВФ и проведение очередного раунда пересмотра квот к январю 2014 года, а в 2015 году - пересмотр валютной корзины специального права заимствования в установленные сроки.

В-четвертых, быть партнерами по развитию для развивающихся стран. Двадцатка должна, полностью выявляя собственные возможности, проявлять более сильную политическую волю в решении проблемы глобального развития, наладить более эффективные партнерские отношения в глобальном развитии, мобилизовать больше экономических ресурсов для преодоления больших трудностей в развитии.

- Чем обосновывается важная роль саммит «Группы двадцати» в противодействии мировому финансовому кризису? И чем отличается Двадцатка от других механизмов глобального экономического сотрудничества? Как китайская сторона оценивает ее роль в современном мире?

- В «Группу двадцати» входят как развитые государства, так и страны с формирующимся рынком, и все члены Группы собираются вместе и консультируются, в чем отражаются перемены, происходящие в мировом экономическом ландшафте, и основная тенденция развития международных экономических отношений.

После вспышки мирового финансового кризиса в 2008 году «Группа двадцати» утвердилась как ведущий форум международного экономического сотрудничества. Она подталкивает мировое сообщество на активизацию координации макроэкономической политики, выработав целый пакет важных мер в интересах постепенного выхода мирового хозяйства из-под тени кризиса. Более того, Двадцатка, выступая активным проводником реформ квот в МВФ и прав голосования во Всемирном банке, создала более представительный Совет финансовой стабильности, поддерживает центральную роль ВТО в многосторонней торговой системе, тем самым внесла важный вклад в совершенствование глобального экономического управления.

В настоящее время идет трансформация Двадцатки из антикризисного механизма в долгосрочно действующий институт экономического управления. Стоит только всем членам Двадцатки сохранить партнерский дух взаимной помощи и общей выгоды, неизменно усиливать макроэкономическую координацию, совершенствовать глобальное экономическое управление, реформировать мировую финансовую систему и продвигать либерализацию международной торговли, то у Двадцатки несомненно будут очень светлые перспективы.

- Как Вы оцениваете нынешний уровень казахстанско-китайских отношений и какие у Вас ожидания от их будущего развития? Как будет реализовываться поставленная двумя странами цель увеличить объем взаимной торговли до 40 млрд. долл. США к 2015 году? Как будет развиваться сотрудничество двух стран в несырьевых секторах? Каковы Ваши мнение и предложения по сотрудничеству Казахстана и Китая, как всесторонних стратегических партнеров, в международных и региональных делах?

- Китай и Казахстан - добрые соседи и всесторонние стратегические партнеры. За 21 год со дня установления дипломатических отношений двусторонние связи последовательно развиваются быстрыми темпами, здорово и стабильно. В обеих странах рассматривают развитие взаимоотношений друг с другом своим внешнеполитическим приоритетом. Можно сказать, что китайско-казахстанские отношения сегодня находятся на небывалом высоком уровне, и в развитии всестороннего стратегического партнерства двух стран открываются беспрецедентные шансы.

Непрерывное наращивание и углубление практического сотрудничества весьма значимо для укрепления материальной базы двусторонних отношений всестороннего стратегического партнерства. В последние годы между двумя странами динамично развиваются торгово-экономические связи. Китай - крупнейший торговый партнер Казахстана, а Казахстан занимает второе место среди торговых партнеров Китая в регионе СНГ. Для дальнейшего повышения уровня практического сотрудничества две страны определили стратегическую цель-увеличить объем взаимной торговли до 40 млрд. долл. США к 2015 году.

Осуществление этой цели, разумеется, требует совместных усилий обеих сторон. Нам следует продолжить работать на взаимовыгодных началах, сохранить благоприятную динамику сотрудничества в нефтегазовой сфере и на этой основе полностью выявлять потенциал взаимодействия в таких несырьевых секторах, как сельское хозяйство, транспорт, высокие технологии, телекоммуникация и химпромышленность. Важно также активизировать гуманитарные и межрегиональные обмены и сотрудничество, сформировать такую структуру взаимодействия, в которой параллельно задействованы и продвигаются все направления, и с четко определенными приоритетами. Убежден в том, что благодаря обоюдным усилиям многовекторное и всестороннее практическое сотрудничество Китая и Казахстана будет подниматься на все новые и новые высоты, принося народам двух стран большую реальную и ощутимую выгоду.

Китай и Казахстан как развивающиеся государства и влиятельные крупные державы, занимая совпадающие или схожие позиции в мировых и региональных делах, несут на своих плечах ответственную задачу отстаивания мира, развития и стабильности в регионе и мире. Две страны, будучи государствами-членами ШОС, активно сотрудничают в рамках Организации, в частности, сообща борются с тремя злами и противодействуют другим угрозам безопасности, вместе продвигают сотрудничество ШОС в области сельского хозяйства, финансов и единой инфраструктурной сети. Китайская сторона готова вместе с казахстанской стороной своими усилиями вносить новый, еще больший вклад в дело мира, стабильности и развития, как в регионе, так и на всей планете.

- Безопасность и экономика - это самые главные направления сотрудничества в рамках ШОС. Как, по вашему мнению, ШОС лучше выполнять свои функции в сфере безопасности и экономики в будущем?

За 12 лет существования ШОС государства-члены уже крепко сплочены в сообщество единой судьбы и общих интересов. В условиях сложной международной и региональной ситуации обеспечить стабильность и безопасность региона, содействовать совместному развитию государств-членов было и остается задачами первоочередной важности для Организации на достаточно долгий период.

В сфере безопасности государства-члены должны дальше твердо поддерживать усилия друг друга, направленные на обеспечение национальной безопасности и социальной стабильности, усиливать совместную борьбу против трех зол и наркопреступности. Должное внимание следует обратить на нынче все теснейшую связь между терроризмом и наркопреступностью в регионе. Борьба с терроризмом и борьба с наркопреступностью - это системная работа, которая должна проводиться параллельно. Китайская сторона считает необходимым наделить РАТС ШОС антинаркотическими полномочиями, таким образом, усилив ее комплексные способности борьбы с наркотиками и терроризмом.

В сфере экономики надо всемерно продвигать практическое сотрудничество. Конечная цель наших совместных усилий по обеспечению безопасности и стабильности региона заключается в совместном развитии и процветании всех государств-членов. Стороны должны ускорить ход реализации совместных проектов в таких преимущественных областях, как транспорт, энергетика, телекоммуникация и сельское хозяйство, скорее рассмотреть вопрос создания Банка развития ШОС для разрешения вопроса в финансировании проектов и противодействия международным финансовым рискам. При этом ШОС следовало бы активизировать практическое сотрудничество и с другими многосторонними механизмами в регионе, чтобы реализовать преимущественную взаимодополняемость.

Китай неизменно поддерживает развитие ШОС. На протяжении долгого периода мы ведем активный обмен опытом в сфере правоохранения и безопасности с партнерами по Организации, предоставляем льготные кредиты для экономического сотрудничества, помогаем в подготовке специалистов, а также в самом тесном взаимодействии с другими членами работаем над преодолением негативных последствий международного финансово-экономического кризиса. Китайская сторона будет и впредь рука об руку с государствами-членами работать во имя прекрасного будущего ШОС.

- Скоро состоится 13-ое заседание СГГ ШОС в Бишкеке. Какие у Вас ожидания от предстоящего саммита? С какими инициативами Вы выступите?

- За период своего существования ШОС сделала уверенные шаги в сфере политики, безопасности, экономики, гуманитарного измерения, а также в международном сотрудничестве, сыграла важную роль в обеспечении безопасности и стабильности региона, содействии совместному развитию, продемонстрировав большую энергию и жизненную силу. Добиться лучшего и более быстрого развития ШОС, содействовать реализации общей цели - уже стало общим стремлением всех государств-членов.

Бишкекский саммит ШОС проводится в то время, когда в международной и региональной ситуации произошли новые перемены. Первое, это глубокое регулирование мировой экономики, непрекращающиеся потрясения в регионе Северной Африки и Ближнего Востока, новая сложная ситуация вокруг афганской проблематики, что является новыми вызовами для региональной безопасности и стабильности, а также сотрудничества и развития ШОС. С другой стороны, экономики с формирующимся рынком демонстрируют более глубокий потенциал развития и более широкие перспективы сотрудничества, что предоставляет ШОС новые возможности. Второе, Саммит проводится, когда официально вступил в силу Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС, что придает новый стимул для повышения уровня сотрудничества, наращивания способностей на противодействие всяким угрозам и вызовам, а также для ускорения превращения региона в регион долгосрочного мира и совместного процветания. На саммите предстоит с учетом всех изменений в ситуации наметить план Организации на предстоящий период.

Я считаю, что для дальнейшего развития ШОС нам крайне важно продолжать руководствоваться Шанхайским духом взаимодоверия, взаимовыгоды, равенства, консультаций, уважения к многообразию цивилизаций и стремления к совместному развитию. Работу Организации надо вести по двум направлениям. Это совершенствовать собственное развитие, заниматься внутренним укреплением, повышать эффективность и уровень сотрудничества. Это, с другой стороны, развивать партнерскую сеть, для чего необходимо стимулировать сотрудничество с наблюдателями и партнерами по диалогу, сообща добиваться развития региона в целом. Продвигаться, прежде всего, в обеспечении безопасности, развитии экономики и улучшении благосостояния народа, как это предусмотрено в Основных направлениях стратегии развития ШОС на среднесрочную перспективу, на благо народов государств-членов.

На предстоящем саммите по этим и другим вопросам я выскажу мнения и соображения китайской стороны, готов выслушать ценные мнения других коллег. Уверен, что при общих усилиях всех государств-членов, саммит добьется ожидаемых результатов, открыв совершенно новую страницу развития Организации.

Сейчас читают