Кенен Азербаев - последний из могикан традиционного казахского искусства музыкально-поэтической импровизации

None
None
БЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ. 3 октября. КАЗИНФОРМ /Галина Скрипник/ - ...Когда-то нас, жамбылских школьников, водили на Центральный стадион Тараза на концерт нашего земляка-акына - маленького, тщедушного старца в национальном чапане, сильным голосом вдохновенно импровизировавшего под аккомпанемент домбры. Его песни собирали целые стадионы.

Сегодня мы можем гордиться. Гордиться тем, что видели и слышали живого классика казахского музыкального исполнительского искусства - Кенена Азербаева.
О том, какое значение имеет творчество Кенена Азербаева, уроженца Жамбылской области, для казахстанской культуры, корреспонденту Казинформа рассказал начальник областного управления культуры Алибек Амзеев.

- Алибек Амзеевич! Что, по Вашему мнению, значит творчество Кенена для казахстанского искусства?

- В нашей казахской степи это был последний сал, последний сере. Продолжатель лучших традиций великих казахских акынов - Биржан-сала и Ахана-сере . В XVIII - XIX веках звание «сал» получали   люди с высоким творческим потенциалом, разносторонне одаренные, сочинявшие и исполнявшие свои произведения.

Таким был и Кенен Азербаев, живший в XX веке, последний продолжатель этих традиций. Одновременно - поэт, композитор, исполнитель, импровизатор высочайшего класса. Это был разносторонний человек, выдающаяся личность, знавший наизусть множество литературных произведений. Это был последний из могикан традиционного казахского музыкально-исполнительского искусства.

Если взять композиторов-кюйши, последним из таковых был Сугур, живший до конца 60-х годов прошлого века. Из песенных композиторов, импровизаторов, исполнителей завершил плеяду великих личностей Кенен Азербаев,  проживший до 1976 года.

Кенен был сильным импровизатором. Его вокальные данные были превосходны. Творчество - разнообразно, животрепещуще и актуально. Главной темой его сочинений была жизнь народа во всех ее проявлениях, жизнь и устремления отдельно взятого человека.

Кенен видел и познал в своей жизни многое. Сотрудничал с Шашубаем, с Жамбылом Жабаевым, с Нартаем. Он откликался своими произведениями на все события, происходившие в стране. И сегодня весь Казахстан поет его песни.

- Недавно в Таразе прошел песенный конкурс, посвященный творчеству Кенена Азербаева. Ваши впечатления от конкурса, от конкурсантов?

- Это прекрасно, что у нас есть такой конкурс, на котором звучат лучшие произведения Кенена в их современном понимании, как в традиционной манере, так и в современной обработке. В различных исполнительских стилях - народном, эстрадном. На этот раз мы решили обратить внимание на те произведения Кенена, которые обычно мало исполняются.

Очень хорошо показала себя на этом конкурсе молодежь. Вот где продолжатели народных традиций музыкально-исполнительского искусства!

- Алибек Амзеевич, Ваша творческая жизнь проходит в Жамбылской области.  Встречались ли Вы сами с Кененом Азербаевым?

- Мне посчастливилось дважды с ним встретиться. Первый раз в 1969 году, когда в качестве актера драматического театра я отправился на гастроли в Кордайский район, мы с коллегами побывали в доме у знаменитого акына в селе Киров (теперь - Кенен). Он оказался весьма приятным и доброжелательным человеком, встреча с ним произвела неизгладимое впечатление.

А во второй раз, года через три, когда мы опять с коллективом театра приехали на гастроли в Кордай, решили нанести визит вежливости и отправились в дом к Кенену. Он был болен, но поднялся, встретил нас, усадил за дастархан, побеседовал, отнесся весьма благодушно к нашему визиту.

- Сохранился ли тот дом, в котором жил Кенен Азербаев?

- Да, дом сохранился, и даже более того - он  отреставрирован. Капитально отремонтирован к юбилею в селе Кордай мемориальный музей, посвященный его жизни и творчеству. Обновлена экспозиция, построены фондохранилище, просмотровый зал, благоустроена территория.

К юбилею Кенена Азербаева кордайцы подготовились основательно. Дом культуры райцентра, в котором сегодня проходит конференция, посвященная Кенену, капитально обновлен, отремонтирован. А ведь последние 20 лет он практически не функционировал. Средства на ремонт здания Дома культуры выделил районный бюджет.

Мы должны, мы обязаны сохранять наше творческое наследие, наше культурное достояние, исторические корни. Без этого нет будущего.

- Спасибо за беседу.

СПРАВКА КАЗИНФОРМА: Кенен Азербаев родился 8 мая 1884 года в местности Матыбулак (Красногорский р-н Джамбульской обл. КазССР), ныне село Кенен Кордайского района. В 1919-1921 - председатель Курдайского волостного ревкома.

Знаменитый казахский акын и жырау , певец и композитор, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1957 ), Народный акын Казахской ССР , член Союза писателей и композиторов СССР .

Принимал активное участие в национально-освободительном движении 1916 года. Его песни этого периода - «Булбул» («Соловей» - впервые исполнила Дина Нурпеисова ), «16 жыл», «Базар Назар», поэмы «Али батыр», «Кыргызбай» - воодушевляли участников движения на борьбу, вызывали в них чувство гордости за свою землю, свой народ.

Кенен - ученик и последователь Жамбыла . Кененом Азербаевым написано около 150 стихотворных произведений, переложенных на музыку. В том числе известны более сорока песен в сопровождении домбры. Это Бозторгай (Жаворонок, 1895), Туйе Тыныс (Верблюжий перевал, 1903), Кенен мен Латипа айтысы (Стихотворное состязание Кенена и Латипы, 1910), Ленин бабам (Наш отец Ленин, 1924), Колхозная песня (1933), Самолет (1936), Ел куаньшы 9 май (Народная радость, 9 мая, 1945), Батыр Москва (Героическая Москва, 1947), Бейбитшлик ураны (Призыв к миру, 1951), Коммунизм урылысы (Стройки коммунизма, 1952) и др.

На русский язык многие произведения К. Азербаева были переведены Б. Канапьяновым .

Скончался К. Азербаев 12 апреля 1976 года, похоронен в Жамбылской области.

Сейчас читают