Казахстанские законы, касающиеся религии, более либеральны и демократичны, чем во многих странах Западной Европы - мнение ученого

АСТАНА. 15 января. КАЗИНФОРМ /Алмат Абсаликов/ - Как уже сообщалось, в национальном пресс-клубе состоялась пресс-конференция, посвященная взаимодействию с ОБСЕ национальных экспертов Казахстана по проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений»,
None
None
передает корреспондент Казинформа.Инициаторами пресс-конференции выступили экспертный институт европейского права и прав человека и международный центр культуры и религии. Как известно ещё 26 июня, а затем и 25 ноября 2008 года состоялись две встречи по обсуждению заключения (БДИПЧ) ОБСЕ на проект данного закона. Для обсуждения заключения в Астану приехали эксперты бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ из США, Испании, России. На первой встрече было выявлено, что при составлении заключения, экспертами ОБСЕ не в полной мере были учтены нормы действующего законодательства РК, поэтому положения заключения требуют нового анализа и пересмотра. (БДИПЧ) ОБСЕ выразило свое разочарование тем, что парламент Казахстана принял новый закон о свободе религии, и надежду на то, что закон «не будет подписан президентом Казахстана в нынешней версии с целью его лучшего соответствия международным стандартам», - указывалось в пресс-релизе, распространенном центром ОБСЕ в Астане.«Мы надеемся, что президент Казахстана воспользуется своим конституционным правом в целях предоставления возможности для более прозрачного и открытого процесса принятия закона в полном соответствии с международными обязательствами и стандартами ОБСЕ»,- приводились в сообщении слова директора бюро Янеча Ленарчича.Выступая на пресс-конференции, директор экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов, в частности, отметил, что «впервые так долго рассматривается данный законодательный акт, который уже обсуждался в Мажилисе и Сенате. При этом мы тесно сотрудничаем с представителями ОБСЕ. Нам удалось договориться о том, что комментарий ОБСЕ по данному законопроекту будет представлен и опубликован в Казахстане. Дело в том, что актуальность регламентирования религиозных отношений в общественной сфере, давно наболевшая проблема, уже многие страны СНГ приняли подобные изменения в свои законодательства». По словам ректора мусульманского университета «Руханият» М. Мынбаева, «главная цель пресс-конференции - сказать общественности, что те изменения в законопроект, которые были одобрены Мажилисом и Сенатом, непосредственно согласованы, прежде всего, с экспертами из ОБСЕ. Необходимо отметить, что наши казахстанские законы, касающиеся свободы вероисповедания и религиозных объединений, более либеральны и демократичны, чем во многих странах Западной Европы, которые, кстати, являются членами ОБСЕ. Например, для регистрации религиозного объединения мы остановились на цифре 50 человек, в то время как в той же Австрии, Германии, Франции такая цифра равняется 10, 16, и даже 30 тысячам человек. Таким образом, когда мы слышим, что подобный закон ущемляет права человека, мы удивляемся, ибо как я уже сказал, на Западе во много раз более жестко регулируется закон о свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Для открытия религиозного местного объединения мы остановились на цифре 50 человек, отклонив цифру 5 тысяч. Если в 5 областях имеются филиалы какого-либо религиозного объединения по 50 человек, это религиозное объединение получает статус центрального религиозного объединения. Нами были проведены две встречи с экспертами ОБСЕ, эти встречи и переговоры были продуктивны и полезны». Марина Онучко, заведующая отделом международного центра культуры и религии, в частности, отметила: «В своих заключениях эксперты ОБСЕ использовали 2 критерия оценки - это стандарт ОБСЕ (европейская практика) и общепризнанные международные нормы. К сожалению, в ряде случаев происходит подмена одного понятия другим. Иногда эксперты понимают права человека, применяемые на Западе, критерием и стандартом для других стран, в то время как европейская практика, хоть и признана наиболее совершенной и эффективной, все же не является идеальной».
Сейчас читают