Казахстанские фермеры рискуют понести ущерб из-за низкого качества зерна

аграрии зерно
Фото: Виктор Федюнин/Kazinform

В Мажилисе состоялось обсуждение дальнейшей судьбы зерна низкого качества, которое образовалось из-за плохих погодных условий. Председатель Комитета по аграрным вопросам Серик Егизбаев призвал признать всю серьезность сложившейся для фермеров ситуации, передает корреспондент агентства Kazinform.

— Давайте, конкретно определимся: 5,6 млн тонн (неклассного зерна, прим. ред) — из этой цифры вы будете экспортировать только 200 тысяч, и то Китай то ли возьмет, то ли не возьмет. Это капля в море и проблему не решает. А остальные 5,4 млн? зерно ждать не будет, оно проросшее, оно сырое, оно горит. Мы посчитали, что даже это некондиционное зерно низкого класса по 55 тысяч тенге за тонну — это порядка 300 млрд тенге лежит сейчас на токах, на складах у фермеров. И оно через полтора-два месяца станет просто негодным. И эти деньги никто крестьянам не вернет. (…) Спиртовики могут взять, как вы говорите 300 тысяч тонн, а реально 150-200 тысяч тонн. Еще 5 млн тонн лежит. От нас фермеры ждут, что будет делать государство. Либо мы должны честно сказать, расписаться в собственном бессилии, — заявил Серик Егизбаев во время обсуждения.

В свою очередь, председатель Зернового союза Казахстана Нурлан Оспанов считает, что потери фермеров неотвратимы.

— У нас рынки сбыта не такие большие. У нас есть Китай и Средняя Азия. Все, что дальше этого — мы на вряд ли сможем там торговать, потому что потребуется субсидирование транспортных расходов. Без этого мы на эти рынки не зайдем. Поэтому, мы всегда говорим о наших традиционных рынках. Теперь, если мы говорим про то, что может ли Продкорпорация и Минсельхоз решить проблемы этого года по некласной пшенице и пятому классу — у меня есть понимание, что не сможет. Мы не должны сейчас выкручивать руки тем, кто не сможет этого сделать, — отметил эксперт.

По его словам, слабая пропускная способность будет мешать реализации зерна.

— Мы должны сказать, что у нас реально пропускная способность транспортной инфраструктуры порядка 1-1,2 млн зерна. Те страны, которые принимают у нас зерно, у них и того меньше. То есть, мы больше, чем 1 млн тонн в месяц не выгрузим. (…) То, что осталось, мы можем попытаться продать в Китай, потому что это единственный платежеспособный клиент, — отметил спикер.

— Мы с КТЖ прорабатываем возможность создания стабильных погрузок туда, для этого нам нужно решить кое-какие организационные вопросы. Таким образом, у нас порядка 3 млн тонн зерна остается нереализованным, на которое нет спроса. В итоге мы должны признать, что фермеры скорее всего понесут ущерб. Сейчас надо думать. Не куда мы это все продадим, а что мы сделаем для сельхозтоваропроизводителей, — добавил он.

Сейчас читают