Казахстанские дизайнеры рассказали об эпатаже на показах мод
Более года назад в первый день 20-го юбилейного сезона Казахстанской недели моды (KFW) модели дизайнера, постоянного участника KFW Жаркына Баймаханова вышли с «намордниками» на голове, несмотря на то, что сама коллекция была достаточно приемлемой как для торжественных мероприятий, так и для обычной прогулки по городу.
«Каждая маска была собрана и декорирована вручную. Это было просто шоу. Но сейчас, спустя время, понимаю, что это отвлекло. Люди не рассмотрели коллекцию, не познали ее смысл», - с грустью говорит дизайнер.
Жаркын признался, что после того эпатажа осторожничает, поскольку было очень много разговоров и он не хотел дальше эти разговоры продолжать. К слову, нынешний сезон KFW-2018 Баймаханов пропустил. Но совместно с другим дизайнером Мирэль Марат, также пропустившей в этом году апрельские показы Казахстанской недели моды, организовал свой моно-показ, где продемонстрировал новые коллекции.
«Той коллекции, что я показал сейчас, нигде не было. Это капсульная коллекция, была специально сделана для этого мероприятия, поделена по блокам - это Индия, Япония и хиппи», - сказал Ж. Баймаханов.
На этот раз он обошелся без эпатажа, но обещал постепенно вернуться к тому, чтобы шокировать публику. Например, сделать коллекцию из мусора или мусорных ведер.
«Недавно я участвовал в проекте «Великий Шелковый путь», где мы совместно с французским дизайнером Ламином создавали уникальные 4-метровые платья. Моя работа - «Черная жажда» - состояла из накидки, декорированной деталями из полиэтилена, юбки, отделанной зигзагообразными деталями, а также из нагрудного украшения из пластика, стилизованного под казахское национальное украшение. Планирую продолжить экспериментировать в этом направлении», - сказал Ж. Баймаханов.
Другой постоянный участник KFW Мирэль Марат наоборот, не шокирует публику, а представляет свои коллекции без «вызовов» публике. Так было на KFW, не изменила она себе и сейчас в рамках моно-показа.
«На совместном с Жаркыном Баймахановым моно-показе я представила легкую коллекцию из шелка, которую можно надеть как в жаркую погоду, также с рукавами, что особенно актуально в свете нынешней неустойчивой погоды в нашей стране», - сказала Мирэль Марат.
Впрочем, представить коллекцию эпатажно или нет, зависит от задумки самого дизайнера. В любом случае, конечная цель показов - не просто заявить о себе, но и привлечь потенциальных клиентов, в том числе зарубежных.
«Выйти на зарубежный рынок очень сложно, для казахстанкого дизайнера нет спонсора, все своими силами делаем. Пока мы только в Алматы, хотим одеть сначала всех алматинок (улыбается - прим. автора). На самом деле у нас есть задумка, что мы хотим выйти в Дубай. Сложности есть - финансовые, одному сложно тянуть и коллекцию, и пиар, и все другие детали. По себе могу сказать, что нас не учили продавать, нас учили создавать. А когда ты создаёшь бренд, понимаешь, что азов маркетинга нет. И учишься этому по ходу жизни и практики. Хотя сейчас мы научились следовать требованиям, которые предъявляют в Европе, в мире, и фактически мы готовы выйти на их рынки», - сказал Ж. Баймаханов.
Мирэль Марат также активно осваивает пути выхода на зарубежные рынки.
«Наши алматинцы любят одеваться. Также мне нравится, как мои изделия поощряют москвичи, мне очень приятно. Потому что покупают не просто одно изделие, а по нескольку за один раз, им очень нравится», - сказала дизайнер.
От того, как представлена сама коллекция - эпатажно или обычно, зависит то, может ли она создать определенную волну для бренда, дать толчок, а в итоге - настоящую любовь аудитории.
«Дизайнеру нужно совсем немного - чувство стиля, образование и стартовый капитал. Считаю, что даже с прирождённым чувством стиля без базы, знания конструирования и значительной практики дизайнер именоваться художником одежды не может, даже если у него есть деньги. Он должен знать, какой он хочет шов, он должен быть умнее и практичнее своих сотрудников ателье, чтобы объяснить, какой будет карман, как будут обработаны края подола, а не «где мои помощники, посмотрите на это изделие». Ты должен быть настоящим специалистом. И, как говорится, профессионализм не прокуришь и не пропьешь. Но ведь есть и таланты, у которых не складывается карьера из-за отсутствия денег, в которые упирается практически все», - заключил Ж. Баймаханов.