Казахстан станет доминирующей силой Евразийского Союза - доктор Фам Чи Танг

АСТАНА. 31 марта. КАЗИНФОРМ /Ризвана Садыкова/ - В рамках серии публикаций, посвященных II Астанинскому экономическому форуму «Экономическая безопасность в Евразии в системе глобальных рисков», состоявшемуся в Астане 11-12 марта 2009 года, представляем читателям нашего почетного гостя, известного экономиста-международника Фам Чи Танга, профессора Американского университета, США.
None
None
Фам Чи Танг является членом Нобелевского комитета Шведской академии наук. Он является автором многочисленных публикаций по эконометрии, экономической теории, политэкономии, а также стратегий развития переходных экономик. Профессор Танг работал советником в центральных банках и правительствах США, Канады, Великобритании, Индии и Вьетнама. C конца 70х годов доктор Танг является советником правительства Вьетнама, в частности, Министерства иностранных дел по вопросам экономической либерализации, а также Министерства торговли по двустороннему торговому соглашению с США и вступлению в ВТО. - Какова, по вашему мнению, основная цель форума? Каким образом данный форум поможет в преодолении глобального экономического кризиса?- Главной целью форума, как и планировалось его организаторами, стало обсуждение экономической безопасности в Евразии в системе глобальных рисков. На форум были приглашены многие ораторы, но не все доклады были посвящены этой теме. Каждому выступающему предоставили всего 5 минут, а это крайне мало, чтобы раскрыть какую-либо тему. Надеюсь, Институт экономических исследований соберет и опубликует все доклады на казахском, английском и русском языках. Данный сборник впоследствии послужит вкладом в решение проблем мирового кризиса. Более того, настоящий форум является площадкой для выдвижения и обсуждения различных идей. При этом общим мнением участников форума является то, что существует две сферы, куда международное сообщество должно направить все усилия. Это контроль и управление финансовой и банковской системами и вопрос валюты. - Что несет в себе экономический кризис в отношении экономической политики как в системе рационального кризисного регулирования, так и относительно среднесрочных планов по восстановлению глобальной системы? - Я думаю, что главная проблема заключается в организации этих мероприятий. Банковская и финансовая системы призваны обеспечить основу таким образом, чтобы обеспечить планомерное осуществление этих мероприятий. Однако их регулирование стало сложным в результате изменений в банковской и финансовой системах индустриально-развитых стран, в частности, в использовании так называемых структурных финансовых инструментов. Политическая реакция на экономический кризис, сидетелями которого мы стали, представлена в двух видах: «спасательная» в виде специальных мер, разработанных для сохранения конкретного финансового института от краха, вызванного его рискованными действиями, и «стимулирующий» - в виде кейнсианских методов остановки падения спроса, вызванного экономическим спадом.Однако они могут не сработать. Все зависит от того, насколько велики эти потери и падение спроса, вызванные потерей дохода покупателей. Кроме того, существует проблема пересылки, как кризис начавшийся в одной стране, может размножиться в других. Именно в этом контексте был затронут вопрос о валюте. Здесь, я думаю, китайское предложение о международной резервной валюте является наиболее многообещающим, так как оно может быть реализовано среднесрочно. Сложности лежат в основном в переговорах по отношению к курсу между этой международной резервной валютой и каждой национальной валютой. Соединенные Штаты, скорее всего, будут противостоять этому предложению, так как они не желают, чтобы доллар потерял свою главную роль ключевой валюты и поэтому их экономическое господство перестанет быть прочным. Но ключевая валюта, которая может служить как международная резервная валюта, должна быть постоянным надежным запасом ценностей, а кризис показывает, что ни доллар, ни евро, ни иена не имеют этой подлиной характеристики.- Считаете ли Вы, что глобальный экономический рост требует изменения баланса в сторону нефинансового сектора, к примеру, в сторону обрабатывающей промышленности, розничной торговли и здравоохранения? - В каждой индустриальной стране влияние финансового сектора на экономический рост различно. В некоторых странах, таких как Каймановы острова или Швейцария финансовый сектор играет очень важную роль. В других странах, таких как Великобритания или США, финансовый сектор развит достаточно сильно. Если экономика этих стран является достаточно развитой, то вклад финансового сектора в развитие глобального экономического роста существенный. Мы не можем предложить Каймановым островам не использовать финансовый сектор, поскольку их территория и соответственно, запас природных ресурсов не позволит сделать подобный шаг. Финансовый сектор - необходимость для любой страны, заинтересованной в экономическом росте и экономическом развитии. Финансовый и банковский сектор, а также нефтяной и строительный секторы Казахстана более развиты, чем в любой другой стране СНГ, что значительно способствует ее росту. Иногда, в процессе экономического роста, существует тенденция к резкому колебанию цен. На ранней стадии развития у Казахстана, например, было более 200 банков на население, численностью менее 16 миллионов человек, что является чрезмерным и неэффективным. В странах с более развитой экономикой, в таких как Великобритании или США, огромный размер их финансового сектора является отчасти результатом слепого рьяного преследования прибыли, нежели такого «перехлеста». Основная проблема в этом случае заключается в расширении финансового сектора таким образом, чтобы способствовать росту экономики. С другой стороны, когда страна вовлечена в процесс экономического роста, она не имеет понятия, насколько это способствует глобальному экономическому росту. Если результаты оказываются положительными, то вклад страны существенен, если же возникают проблемы, то результат негативный. Каждая страна может иметь различную стратегию экономического роста. В прошлом Казахстан добился экономического роста, в значительной степени благодаря использованию его небезграничных ресурсов. Для долгосрочной стратегии необходимо использовать еще существующие ресурсы, чтобы создать определенную инфраструктуру для многоотраслевой экономики таким образом, чтобы рост не прекращался даже в том случае, если данные ресурсы будут полностью исчерпаны или не могут быть экономически жизнеспособными в дальнейшем. Новые отрасли промышленности, включая производство и услуги, могут быть развиты, так же как сельское хозяйство и воспроизводимые ресурсы. Торговля с другими странами была бы более разнообразной в результате, и изменчивость товарной цены будет уже влиять на страну в меньшей степени.- Что Вы думаете об идее Президента Назарбаева создать Евразийский Союз? Чтобы Вы могли сказать об антикризисных мерах, принятых Правительством Казахстана? - В течение долгого времени я остаюсь одним из сторонников идеи Президента о создании Евразийского Союза. Кстати, около 10 лет назад, когда меня пригласили выступить на встрече в Тегеране, организованной ОИК, основной задачей которой являлось найти пути и средства для создания Общего Исламского Рынка, я проанализировал все «за» и «против» данного решения и потом полностью подержал данную инициативу. Конечно, учитывая обширное географическое пространство Исламских стран, создание Общего Исламского Рынка, разработанного по модели Общего Европейского рынка, вызвало бы определенные трудности. Именно поэтому, я и предложил создание региональных союзов в качестве первого шага. Евразийский Союз может быть выгоден Казахстану и другим странам как с экономических соображений, так и с точки зрения вопросов безопасности. Я уверен, что Казахстан будет доминирующей силой как внутри, так и за пределами Союза. Поэтому я думаю, что Казахстан должен продолжить эту инициативу, и ваш Президент совершенно прав в отстаивании этой идеи. Что касается антикризисных мер и шагов, принимаемых казахстанским правительством, на мой взгляд, они очень своевременные, уместные и находятся в одном ряду с мерами, принимаемыми другими странами. Однако, перефразируя Льва Толстого, все счастливые экономики похожи, но кaждая несчастливая экономика несчастлива по-своему. Экономический спад в Казахстане не сильно отличается от тех, что в других странах: безработица, многие банки и фирмы находятся на грани банкротства. Но если вы посмотрите внимательнее на это, также есть проблема внешней задолженности банков, причитающийся платеж иностранным кредиторам этого года и трудности рефинансирования долгов, по которым наступил срок, падение рейтинга финансовых институтов. Это очень серьезные проблемы, и они могут иметь неблагоприятные последствия, несмотря на предпринимаемые правительственные антикризисные меры. К счастью, есть пути, как справиться с этой проблемой, и я сам представил на рассмотрение казахстанским властям мое предложение как решить эту проблему. - Как вы думаете, какие немедленные шаги должна предпринять каждая страна, чтобы защитить свой народ и преодолеть кризис? Каковы основные идеи или рекомендации, которые вы распространяли во время саммита?- В экономической деятельности один из важнейших факторов восстановления - это перелом в психологии. Если люди настроены оптимистично и предсказывают, что все будет хорошо, потом их пророчества сами выполняются. Показывая, что правительство заботится и готовится принять любые меры, которые необходимы, Правительство обеспечило благоприятную среду для развития этого оптимизма. В условиях данного кризиса, некоторые люди в более затруднительном положении, чем другие. Невидимая рука рынка не способна помочь тем, кого кризис поставил в затруднительное положение. Зато видимая рука помощи Правительства не является освобождающей для тех, кто был изолирован кризисом. Как я уже упомянул, я вносил на рассмотрение мое предложение справиться с проблемами внешней задолженности. Что касается основных идей и рекомендаций, я не думаю, что кому-либо из нас, выступающих на Форуме, давалось достаточно времени для разработки. Однако, я очень ценю данное интервью для возможности выразить поддержку для стимула и чрезвычайных мер, которые Правительство приняло, и призыву Президента Назарбаева создать Евразийский Союз. Спасибо за вопросы и заботу. Справка КазинформаДоктор Фам Чи Танг, профессор Американского университета, США, получил свою докторскую степень в экономике и математике университета Нового Южного Уэльса. Он преподавал также в университете Сиднея и был исследователем-экономистом Центрального банка и Резервного банка Австралии. Позднее проводил совместные исследования по вопросам экономического роста и развития с известным норвежским экономистом Лейфом Йохансоном в университетах Оксфорд и Лондон. Был избран в престижную редакционную коллегию «Обзора Экономики», является членом Совета директоров «Общества экономического изучения Соединенного Королевства». Он вернулся в Американский университет в 1977 на должность декана факультета экономики и также продолжает читать лекции в Школе экономики Дели, Индия, университете Тегерана, Иран, университете Западного Онтарио, Канада и во многих университетах и институтах США, включая Стэнфордский и Гарвардский университеты.
Сейчас читают