Казахстан - одна из первых стран СНГ, которая сумела сделать идею духовного согласия реальной силой

Приверженность населения страны ценностям веротерпимости, диалога конфессий и культур, продуманная государственная политика в области религии, а также традиция объединения представителей разных религий для укрепления стабильности общества и оказания конкретной помощи во время Дней духовного согласия привели к тому, что духовное согласие в Казахстане стало не абстрактной идеей, а реальным жизненным явлением.
Не случайно именно в столице Казахстана стало возможным принятие осенью 2003 года Декларации участниками первого съезда лидеров мировых религий, где были представлены различные течения ислама, христианства, иудаизма, буддизма и других конфессий.
В Казахстане власть способствует развитию межконфессионального диалога, созданию климата взаимопонимания и толерантности между представителями различных вероисповеданий. В этих целях Совет по связям с религиозными объединениями при Правительстве, Министерство культуры, информации и общественного согласия содействуют проведению круглых столов, семинаров, конференций по вопросам межконфессионального диалога и веротерпимости. Существующие разнообразные связи между государством и религией позволяют последней оказывать влияние на решения властных институтов и общественную жизнь. Религиозные деятели участвуют в работе консультативных органов при Президенте страны (Ассамблея народа Казахстана) и областных акимах (малые Ассамблеи).
Нужно отметить, что эти базисные принципы, определяющие юридическую основу деятельности религиозных объединений, - результат продолжительной работы, проделанной за прошедшие годы.
Основополагающие принципы взаимодействия государства и религии, а также взаимоотношений между различными конфессиями, определены Конституцией Республики Казахстан, которая в статье первой провозглашает нашу республику демократическим, светским, правовым и социальным государством. Законодательно утвержден принцип отделения религии от государства, в соответствии с которым:
Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку. Государство не вмешивается во внутриконфессиональную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). Государство не оказывает религиозным объединениям материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки.
Религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций.
Религиозные объединения не вмешиваются в дела государства, а занимаются лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.