Казахская музыка, сыгранная на уникальных инструментах итальянских мастеров, завоевывает признание и популярность на мировой сцене - скрипач Ержан Кулибаев
- Расскажите, пожалуйста, о себе, о том, как вы начинали карьеру музыканта?
- Я родился в городе Жезказган. Однажды в детстве моя старшая сестра захотела, чтобы ей купили пианино, и написала 7 детских записок родителям с этим своим пожеланием, наконец отец купил ей игрушечный инструмент. Позже она начала учиться в детской музыкальной школе. Потом наша семья переехала в Алматы, где сестра поступила в знаменитую Байсеитовскую школу, а затем и еще одна моя сестра поступила туда же на класс фортепиано. И вот когда привели меня, директор посоветовал для контраста отдать меня в скрипичную школу - так я стал скрипачом.
Мне повезло, что я сразу же попал к самому лучшему педагогу, легенде казахстанской скрипичной школы, Нине Патрушевой, у нее я проучился до 12 лет, после чего продолжил обучение в Московской центральной музыкальной школе при Консерватории им. П.И.Чайковского. Закончил я эту школу на 5 с плюсом, что было сенсацией. Затем меня пригласил учиться в Мадрид, в Высшую школу королевы Софии, живая легенда мира музыки Захар Брон, который услышал мою игру в Санкт-Петербурге на конкурсе Лианы Исакадзе.
- А как Вы покорили музыкальный Олимп?
- Свою первую Международную премию я выиграл в 2003г. на Демидовском конкурсе в г.Екатеринбурге, вторую - на конкурсе в Португалии, в г.Лиссабоне, третью в Новосибирске в 2007г., четвертую на Конкурсе П.Хиндемита в г.Берлине в 2010г. Затем, в 2011г. я стал лауреатом Конкурса Г.Венявского - это самый престижный и старый конкурс в мире, в числе его лауреатов есть и гениальный Давид Ойстрах. И вот в 2012г. я выиграл очередной конкурс в Буэнос-Айресе. Его особенность в том, что в рамках основного конкурса проводились соревнования на «Премию танго», там я получил первую премию всего конкурса и премию за лучшее исполнение аргентинского танго.
После всего этого обо мне впервые написали в журнале «The strad» (ежемесячный журнал, посвящённый струнным смычковым инструментам и академической музыке, исполняемой на этих инструментах) и многие интернет-ресурсы - такие, как «Vaylin Channel» - это своеобразное информационное агентство для скрипачей.
-Как Вам удалось стать одним из счастливых обладателей скрипки Страдивари?
- На Конкурсе П.Хиндемита в Берлине мне выпала возможность играть в течение 1 года на скрипке Антонио Страдивари «Роде»1722г. - это уникальный, исторический инструмент, он расписан и инкрустирован самим мастером. Многие считали, что на ней невозможно играть, именно из-за инкрустации и из-за того, что последние 50 лет перед этим на ней никто не играл. Но, взяв скрипку в руки, я доказал всем, что она обладает потрясающим звуком, и после ее возвращения, через год, цена «Роде» А.Страдивари возросла в несколько раз.
Сейчас я играю на скрипке Джованни Гвадонини 1779г., годичное право на нее я также выиграл на Конкурсе Г.Венявского. Скоро, сразу же после моего турне, я уже возвращаю данную скрипку.
Встает вопрос, на чем теперь играть. И, конечно же, моя мечта, чтобы мне помогли. Может, кто-то не знает, но скрипка - это одно из самых выгодных и надежных вложений денег, надежнее любой недвижимости. К примеру, скрипок Страдивари больше не становится, их все меньше, и их цена не снижается, а с каждым днем только растет. Покупку таких скрипок может себе позволить только какой-нибудь крупный банк или нефтяная компания. Китай и Япония создали фонды, которые закупили уже более 500 инструментов, и их музыканты приезжают на конкурсы очень хорошо экипированными и скрипками, и смычками, и с ними безумно сложно конкурировать.
- Вы часто бываете на родине?
- Да, регулярно бываю с концертами, в частности: сыграл концерт нашего композитора А.Абдинурова, который он посвятил мне; первым в Астане сыграл Второй концерт С.Прокофьева и очень сложное произведение - концерт Д.Шостаковича. Сегодня играю концерт И.Брамса.
Сделал обработку «Легенды о добре» Н.Мендыгалиева. Впервые услышав эту пьесу на компакт-диске, я загорелся ею и перенес ее на скрипку. Это было очень сложно, но, думаю, что я справился. Теперь я играю эту пьесу везде, и она пользуется большим успехом.
- Какие планы на ближайшее будущее? Планируете ли еще что-либо из казахской музыки переносить на скрипку?
- Мне хочется играть концерты, пока есть возможность. А вот чтобы переносить казахскую музыку на скрипку, нужен доступ к фольклорным записям. Мои попытки не увенчались успехом, поскольку в наших библиотеках ноты лежат в бумагах, это все необходимо сканировать и выставлять на он-лайн доступ, для всех. Не только для казахстанцев, но и для композиторов других стран, чтобы они могли раскрыть новые для себя произведения. Культуру, музыкальные традиции, историю страны. Пока все это очень сложно.
- У Вас есть привычка посвящать концерт кому-либо?
-Это такая старая мода, сейчас, конечно, никто так не делает. Это мелодраматично. Единственный раз, в этом году, на первом своем концерте в Алматы присутствовала мой первый педагог Нина Патрушева, и там на бис я специально объявил, что сыграю пьесу для нее, потому что у нее был канун дня рождения.