Как сохранился образ Машхура Жусупа
Единственное изображение мыслителя Машхура Жусупа, которое дошло до нас, это фотография, на которой он запечатлен вместе с другом Абдразаком Дуржанулы и стоящим позади них Аллажаром Абдразакулы, передает агентство Kazinform.
Знаменитого мыслителя Машхура Жусупа при жизни не раз пытались уговорить сфотографироваться. Однако он избегал фотосессий, утверждая, что «мои владельцы могут испугаться».
В истории есть люди, чьи поступки и жизнь становятся творцами самой истории, но есть и те, кто, сберег память о великих личностях, сохранил их образ для будущих поколений. Машхур Жусуп — философ и мудрец стал живым наследием именно благодаря заботливым людям, которые стремились увековечить его имя.
Сам Машхур Жусуп, описывая свою внешность, писал (перевод):
— Мой прадед был Суюндык, а по роду я — Кулюк.
Машхур — это псевдоним, а имя мое — Жусуп.
Цвет глаз как у овцы, нос прямой, среднего роста, светлый, с пшеничным цветом кожи — таков мой вид.
Эти строки, оставленные им, позволяют нам хоть немного представить его облик.
В книге «Ақиқат» Абай Шарапиев рассказывает важный эпизод: в 1965 году Наги-ата получил фотографию от Аллажара Абдразакулы, сделанную в 1923 году, когда тот учился в Павлодаре в семинарии для учителей. Машхур Жусуп сопротивлялся фотографированию, утверждая, что его «владельцы испугаются», но, несмотря на его возражения, его уговорили пойти в фотостудию Багаева. Позже фотография была увеличена в Алматы и распространилась по стране.
Абдразак Дуржанулы, у которого было пять сыновей, был одним из немногих людей, c которыми дружил Машхур Жусуп. На фотографии, где он изображен с другом и Аллажаром, можно увидеть, что на груди Машхура Жусупа в его чапане лежит белый предмет — это Коран, который он положил себе на грудь перед фотографированием, что придает особое духовное значение этому моменту.
Журналист Баки Абдыкадыров, вспоминая о Машхуре Жусупе, писал:
— Абдразак и Машхур Жусуп были ровесниками, между ними существовало особое взаимное уважение. Дом Абдразака был местом, где Машхур Жусуп останавливался, когда путешествовал между урочищем Ескелды и Баянаулом. Этот дом также был известен своей культурной активностью — здесь читали газеты и новости, а также впервые встречали людей, говорящих на русском языке.
Баки Абдыкадыров также рассказал, что именно Машхур Жусуп дал ему имя. У краеведа Алтынбека Курманова есть история, переданная Баки ага:
— Машхур Жусуп дал имена четырем людям в нашем окружении, старший из которых — Акжигит. Когда Машекен назвал нашего брата Баки, отец спросил: «Почему Баки? Тебе в голову не пришло другое имя?». Тогда Машекен засмеялся: «Что ты спрашиваешь, разве я не в здравом уме? В этом мире я оплакивал сына Мурата, кожа Исабека Ишана, оплакивал Мусу Шормана. Разве есть человек, кого я не оплакивал? Но кто же будет оплакивать после смерти нас? Это будет тот, кто помнит ушедших, — сказал он.
Судьба Баки подтверждает предсказание Машхура Жусупа, ведь Баки стал известным журналистом и поэтом, уважаемым среди своего народа.
Также, как рассказала Жанаргуль Кадырова, редактор газеты «Отарқа», имя Абдразака Дуржанулы известно многим в Баянауле. В письме, написанном Жусупбеком Аймауытовым в 1927 году, он писал:
— Это все, что я могу пока рассказать. Желаю вам здоровья, ваш верный друг — Жусупбек. Передаю привет Абдразаку, его фотография хранится, дети в порядке. Это свидетельствует о том, что Абдразак, которого помнили и передавали привет такие известные личности как Машхур и Жусупбек, был непростым человеком. Внешне он был светлым человеком со строгим лицом и глазами, острыми, как у орла.
Двух аксакалов, которые считали фотографирование неприличным, уговорить пойти в студию Багаева было нелегко. Особенно сопротивлялся Машеке, который не любил пустых движений. «Зачем нас тащить, у нас и вида-то не осталось, чтобы показывать народу?» — говорил он.
Сын Аллажара, Жанат Абдразаков, в своих воспоминаниях писал:
— Мой отец Аллажар в детстве был любимцем этих двух дедушек. Они очень ласково относились к нему. Используя чувства Машеке к нему, он заранее подготовил ему слова: «Если Машеке будет сопротивляться, сделайте сердитый вид. Неужели не можем исполнить просьбу нашего ребенка? Если боишься ада, то пусть я буду гореть в нем, а ты сам отравляйся в рай». Эти слова задели чувства Машеке, и он запряг лошадь и отправился в Кереку.
Одна из удивительных историй об Абдразаке была передана Баки Абдыкадыровым. Он рассказывал, что репутация Абагана в селе была исключительной. Когда возникали споры, сельчане прислушивались к его словам. Машхур Жусуп высоко уважал своего сверстника за его стойкость, справедливость и смелость.
Отношение Машхура Жусупа к Абдразаку видно и в письме Жусупбека, в котором он с уважением передает привет своему другу и упоминает его имя.
Фотография, о которой говорится в письме Жусупбека, была сделана в Кереку в двадцатые годы. Эту фотографию, которая долгое время хранилась в тайне из-за негативного отношения властей к Машхур Жусупу, я видел, когда учился в шестом классе в Жанажоле. Полную историю этого фотоснимка я услышал только в 1967 году из уст своего зятя (Аллажара)», — писал он.
В устах народа сохранилась еще одна интересная история о ярмарке Бокырау. Между одним из жителей села, прибывшим за припасами на базар, и сотрудником районной милиции разгорелся конфликт. Этот человек приехал на базар на лошади, которую милиционер потерял несколько месяцев назад. «Я нашел ее пасущейся в степи», — утверждал он. Конфликт перерос в драку, и милиционер угрожал оружием. В этот момент, проходящий мимо них, Абдразак ударил милиционера кнутом. За эту выходку он был арестован и закрыт.
Утром тюремщик вошел в камеру, где лежал «бунтарь-старик». Тот снял плащ и, прислонившись спиной к стене, спокойно сидел на корточках. Старик на всех стенах вокруг себя расклеил фотографии вождя Ленина. Увидев это, напуганный тюремный надзиратель спросил: «Кто ты же ты?». Дед, указывая на фотографии Ленина, ответил: «Я — правый глаз Ленина». Как оказалось, Абдразак ата вырезал фотографии Ленина из газет и складывал их в карманах. Увидев это, начальник тюрьмы извинился и отпустил его на свободу, сказав, что он настоящий большевик — казах.
Мереке Абдыкаримов, потомок Абдразака, посвятил Машхуру Жусупу такие строки (перевод):
— Мой друг, Машхур Жусуп,
Сидит и улыбается, глаза прикрыв.
Ты мудрый и выдающийся мой друг,
Предсказываешь будущее, думая и размышляя,
Рожденный гениальным мой ровесник,
Размышляя над смыслом мирозданья,
Предсказываешь будущее.
В центре склонился Аллажар мой,
Раздает он нуждающимся все, что собрал.
Щедрая, добрая душа,
Увидишь в загробной жизни лик Всевышнего.Абдразак Дуржанулы, 15.12.1924 год.
Город Кереку.
Эти строки были написаны на обратной стороне знаменитой фотографии, которая хранит в себе не только память о человеке, но и его дух.
Спустя три года после смерти Машхура Жусупа Абдразак покинул этот мир. Он умер в Жарминском районе Абайской области, а Баки Абдыкадыров сыграл важную роль в установке памятника ему.
Сохранившаяся фотография Машхура Жусупа и его близких стала важной частью исторического наследия Казахстана. Предметы, связанные с его именем, теперь находятся в музеях, освещающих прошлое и помогая сохранить эту память для будущих поколений.
Благодаря таким людям, как Абдразак и его потомки, память о великом Машхуре Жусупе была бережно сохранена, и его образ передан последующим поколениям как ценное духовное наследие, вдохновляющее и наставляющее людей на праведный путь.
Ранее Министерство культуры и информации РК представило уникальное историческое видео. На кадрах — Ахмет Жубанов и оркестр Курмангазы исполняют знаменитый кюй «Сарыарка».