Как работает единый государственный кадастр недвижимости

очередь на жилье
Фото: Мухтор Холдорбеков/Kazinform

В целях внедрения подходов оперативного и прозрачного выделения земельных участков Министерством цифрового развития был внедрен Единый государственный кадастр недвижимости. О том, как работает эта система, рассказал вице-министр Асет Турысов, передает корреспондент агентства Kazinform.

— У нас в стране раньше была база, где регистрировалась вся недвижимость: квартиры, дома, постройки, дачи. Земля регистрировалась в отдельной базе. То есть, было 226 локальных баз данных в каждом районе. Услуги оказывались отдельно. Бывали случаи, когда земля принадлежит одному, а недвижимость другому. Либо недвижимость построили, но землю под ней не оформили ни на кого. В итоге происходят такие прецеденты, когда два юрлица или физлица начинают между собой спорить. Земля и недвижимость должны быть вместе, так как дом ты никуда не перенесешь, поэтому появился такой проект как ЕГКН — единый государственный кадастр недвижимости. Это, в первую очередь, объединение двух кадастров: земельного и правового кадастров в единую базу данных. Во многих странах база одна единая база, потому что земля и недвижимость не отделены. Ты не можешь построить дом на земле, если она оформлена на другого. В то же время ты не можешь взять землю, если там же стоит дом, — пояснил на брифинге Асет Турысов.

По словам вице-министра, раньше было два документа: государственный акт и техпаспорт. Госакт раньше выдавался с базы данных на землю, а техпаспорт — с базы данных по недвижимости. Однако теперь за счет объединения этих двух баз данных, с 1 июля выпускается только один документ: кадастровый паспорт объекта недвижимости, где сразу же отражаются данные по земле и недвижимости.

— Когда выпускаете кадастровый паспорт и заказываете услугу, теперь можно видеть сразу же: если гражданин пришел оформить земельный участок, но на нем стоит здание, ему говорят, что ты не можешь так построить, так как там уже есть владелец и здание. Правильный порядок, когда человек оформляет сначала земельный участок, а потом недвижимость на нем оформляет. За счет объединения этих двух баз данных госуслуга будет оказываться корректно. Что это дает еще? Раньше, чтобы получить земельный участок, тебе необходимо идти в каждый госорган, согласовывать заявку, брать разрешение по свету, воде, на соответствие генплану. Потом все это доходило до акимата, обращался в акимат, акимат мог сказать, что не соответствует генплану, плану детальной планировки. При этом, генплан и план детальной планировки были только на бумаге. Все это доходило до того, что гражданин или юрлицо должны собрать эти документы. На каждом этапе ему могли отказать, была непрозрачность в этом отношении. Все эти процессы были на бумаге и решение о выделении земельного участка принимала земельная комиссия. Поэтому за счет внедрения процесса ЕГКН мы перешли к новому порядку. Вся процедура отражена в онлайн режиме. Человек заходит в eGov, авторизовывается, заходит на публичную кадастровую карту и может видеть генплан и план детальной планировки в виде карты: свободные, занятые участки. Он может инициировать, что хочет свободный участок. И в онлайн режиме он может следить за статусом своей заявки. Исключены две вещи: земельная комиссия и необходимость согласования проекта. Заявка падает в акимат. Акимат должен согласовать между собой и дать решение или мотивированный отказ. Теперь в системе все можно видеть в режиме онлайн. Если есть положительное решение, то это сразу формируется в кадастровый паспорт и в электронном виде все документы можно получить, — отметил Асет Турысов.

Еще одно новшество — предприниматель сам может выступить инициатором торгов.

— Если бизнесмен захотел получить какой-то участок, раньше он не мог инициировать выставление на торги этого земельного участка. Он обращался в акимат, обсуждалось, что такие земельные участки надо выставлять. Увидев, что подходит земельный участок, бизнесмен может инициировать получение этого участка. После чего все данные переходят в электронную торговую площадку Минфина, где он потом получает уведомление, что в такую дату пройдут торги и он сможет участвовать. Но инициатором впервые может выступить сам бизнесмен. Если торги пройдут положительно, все документы получит в электронном формате, — добавил вице-министр цифрового развития Асет Турысов.

Сейчас читают