Как повысить финансовую самостоятельность акиматов
В своем Послании Глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: «Жить по средствам — единственный возможный рецепт стабильности государственных финансов. Поэтому следует исключить чрезмерные траты на задачи, не являющиеся по своей сути первоочередными и стратегическими». В этой связи в целях упорядочения межбюджетных отношений, эффективного использования налогов от малого и среднего бизнеса, повышения самостоятельности местных исполнительных органов, корреспондент агентства Kazinform побеседовал с заместителем руководителя управления финансов Западно-Казахстанской области Нурией Гайтпаевой.
— Нурия Ханзадаевна, расскажите, как регулируются межбюджетные отношения?
— Для обеспечения эффективного государственного управления в стране большое значение имеет региональная политика, реализуемая за счет местного бюджета. А для успеха местных бюджетов особое значение придается системе межбюджетных отношений между центром и регионами. В первую очередь хочу отметить, что в соответствии с действующей системой межбюджетные отношения регулируются трансфертами и кредитами. Целевые трансферты и бюджетные кредиты используются местными исполнительными органами только в соответствии с их назначением. Целевые трансферты являются инструментом оперативного регулирования межбюджетных отношений. Текущие целевые трансферты предоставляются для возмещения затрат местных бюджетов, вытекающих из принятия нормативных правовых актов. Целевые трансферты развития выделяются на выравнивание обеспеченности регионов социальной инфраструктурой и объектами жизнеобеспечения.
Финансовые ресурсы рассматриваются прежде всего в рамках реализации государственных, стратегических и программных документов. Например, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 февраля 2022 года № 40 утвержден Комплексный план социально-экономического развития Западно-Казахстанской области на 2022–2025 годы, решением областного маслихата утвержден план развития ЗКО на пятилетний период. В таких документах отражены основные направления, цели, целевые индикаторы социально-экономического развития региона и пути их достижения.
Если говорить о конкретных направлениях, это — улучшение качества жизни населения (жилищно-коммунальная сфера, дороги), обеспечение устойчивого роста экономики региона (аграрно-промышленный комплекс, повышение предпринимательской активности), развитие социальной сферы (благосостояние и занятость населения, улучшение здоровья населения, обеспечение качества и доступности образования).
— Вырос ли объем налогов от малого и среднего бизнеса в ЗКО?
— Налоги — один из важнейших источников пополнения местной казны, входящей в структуру доходов бюджета области. В Бюджетном кодексе Республики Казахстан указано, что доходы не имеют целевого назначения, за исключением целевых трансфертов. Соответственно, можно сказать, что налоги, взимаемые с малого и среднего бизнеса, в первую очередь будут направлены на решение вопросов обеспечения текущих социальных обязательств, выплаты заработной платы, адресных социальных выплат, содержания организаций образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта и др.
Известно, что в стране реализованы масштабные социально-политические и экономические преобразования. В результате в регионе сложилась благоприятная экономическая ситуация, увеличились общие налоговые поступления, что позволило обеспечить значительный рост показателей бюджета области. Так, фактические налоговые поступления в бюджет области с 2000 года выросли в 16,6 раза, а именно с 9,8 млрд тенге до 162,4 млрд тенге по состоянию на 1 ноября 2024 года.
— В Казахстане приняты меры по повышению эффективности деятельности акиматов наряду с центральными государственными органами. Что скажете в этой связи?
— Указом Главы государства от 19 марта 2010 года с 2011 года ежегодно оценивается эффективность деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов регионов.
За эти годы в методику оценки были внесены существенные изменения. Оценка эффективности деятельности государственных органов Казахстана по текущему состоянию включает в себя: операционную оценку эффективности деятельности государственных органов и оценку результативности деятельности государственных органов.
Операционная оценка — комплекс мероприятий, направленных на определение эффективности процессов деятельности в государственных органах.
Оценка результативности - комплекс мероприятий, определяющий степень достижения государственными органами конкретных результатов при реализации стратегических целей и задач, направленных на повышение доходов населения и улучшение качества жизни.
Операционная оценка осуществляется по следующим блокам деятельности государственных органов:
- достижение целей;
- взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами;
- организационное развитие государственного органа.
Операционная оценка по блоку достижения целей осуществляется: Высшей Аудиторской палатой в части оценки эффективности государственных органов по достижению целей планов развития областей и Министерством финансов в части оценки эффективности государственных органов по достижению показателей бюджетных программ.
В этой связи эффективность освоения бюджетных средств является одним из основных факторов повышения эффективности деятельности акиматов.
— Какие есть способы пополнения бюджетных средств и их эффективного использования?
— Политика межбюджетных отношений должна соответствовать направлению общей фискальной децентрализации. В рамках последних поручений Главы государства по реформированию межбюджетных отношений необходимо совершенствование системы межбюджетных отношений с акцентом на дальнейшее повышение финансовой самостоятельности местных исполнительных органов. Здесь следует отметить, что в целях сокращения зависимости местных исполнительных органов от средств республиканского бюджета будут проработаны подходы к передаче отдельных видов налоговых поступлений на местный уровень, минимизации встречных трансфертов между республиканским и местными бюджетами, минимизации межрегиональных несоответствий с учетом потребностей населения.
В результате у местных исполнительных органов появится дополнительный стимул для развития региональной экономики и увеличения доходов местных бюджетов с постепенным снижением зависимости регионов от республиканского бюджета. В целях повышения устойчивости бюджета и гибкости управления бюджетными средствами предлагается внедрение отдельных элементов блочного бюджета с учетом принципов бюджетирования, ориентированного на результаты. Повышение самостоятельности администраторов бюджетных программ по управлению бюджетными средствами является одним из элементов блочного бюджета. Блоковый механизм бюджетного планирования позволяет государственным органам самостоятельно планировать свой бюджет в пределах постоянных среднесрочных лимитов.
При блочном бюджете администраторы бюджетных программ имеют расширенные полномочия по управлению средствами и больше внимания уделяется долгосрочным целям, в связи с чем непосредственное освоение не является целью исполнения бюджета. Основное внимание здесь уделяется тому, что необходимо достичь конечного результата.