Как пол, возраст и образование влияют на медиапредпочтения казахстанцев
Каким источникам информации доверяют казахстанцы в зависимости от пола, возраста, уровня образования и места жительства? На вопрос ответили в КИСИ при Президенте Казахстана, передает корреспондент агентства Kazinform.

Результаты весеннего опроса института прокомментировала доктор социологических наук, профессор и главный научный сотрудник КИСИ Айгуль Забирова.
Мужчины, женщины и доверие к СМИ
Женщины чаще выбирают проверенные форматы: доверие к республиканским телеканалам среди них достигает 63,7% (у мужчин — 54%). К печатным СМИ также больше склонны женщины — 10,2% против 8,1% у мужчин. Мужчины же чаще ориентируются на альтернативные источники: блогеров и лидеров мнений (9,6%) против 7,9% у женщин), а также зарубежные СМИ (4,7% против 2%).
— Можно предположить, что женщины все еще сохраняют традиционное медиаповедение, в нашем случае речь идет особенно о старшем поколении, которое предпочитает проверенные форматы. Мужчины же, видимо, демонстрируют большую готовность к эксперименту и самостоятельному поиску информации, — отмечает Забирова.
Поколенческий разрыв
Возраст оказался одним из главных факторов медиастратегии.
- Телевидение: чем старше аудитория, тем выше доверие — от 54,3% в группе 30–45 лет до 68,6% среди 60+.
- Соцсети: наоборот, теряют позиции с возрастом — от 44,9% у молодежи до 20,8% у старших.
- Интернет-СМИ: у 18–29 лет их предпочитают 38,3%, тогда как у 60+ — лишь 20,7%.
- Печатная пресса: ее роль возрастает — от 7,8% в младшей группе до 12,8% у старших.
Город и село
Медиапредпочтения отражают и место жительства. Например, по данным КИСИ, в городах популярнее соцсети — 37,2% против 30,6% у сельчан и интернет-СМИ — 33,6% против 25%. В селах сильнее позиции ТВ — 62,7% и печатной прессы — 10,6%. Блогеров больше читают горожане — 10,1% против 4%.
— Скорее всего, сельско-городские различия здесь больше, чем вопрос доступа к инфраструктуре, это проявление более глубинных различий в объеме культурного капитала, — считает Айгуль Забирова.
По словам представителя КИСИ, различия связаны не только с инфраструктурой, но и с культурным капиталом: «Горожане социализированы в более сложной среде и потому обладают навыками работы с разными источниками».
Роль образования
Образование предсказуемо влияет на медиапрактики:
- ТВ: лидирует во всех группах, но доверие снижается с ростом образования — от 63,8% у респондентов с неполным средним образованием до 37,2% у обладателей ученой степени.
- Интернет-СМИ: наоборот, растут — от 23,1% до 46,5%.
- Соцсети: пик популярности у людей со средним образованием (36,2%).
- Блогеры: чем выше образование, тем больше доверие — от 8,1% до 20,9%.
Доход и социальные группы
- ТВ наиболее популярный источник новостей во всех соцгруппах, но особенно среди людей со скромным материальным положением.
- Интернет-СМИ и соцсети чаще выбирают обеспеченные слои.
- Блогеры ближе к среднему классу.
- Радио и печатная пресса востребованы у менее обеспеченных слоев.
Исследование показывает, что медиапредпочтения в Казахстане напрямую связаны с социальной структурой. Молодые, образованные и «городские» жители чаще получают новости из соцсетей, интернет-СМИ и блогов. Старшие поколения и сельчане больше доверяют телевидению, печати и радио.
Как подытоживает Айгуль Забирова, медиапотребление — это не просто выбор источника. Оно отражает жизненный опыт и социальную принадлежность. Для кого-то телевидение остается привычным «островом», для других интернет-СМИ — это новые маршруты в море информации.
Отметим, что в Казахстане функционируют 235 телеканалов, порядка 100 радиостанций, более 1200 информационных агентств и сетевых изданий.