Как пандемия коронавируса повлияла на образование - мнения экспертов

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Пандемия коронавируса значительно повлияла на сферу образования во всем мире. На сегодняшний день образовательные учреждения, школьники, студенты и педагоги были вынуждены перестроиться на дистанционное обучение в сжатые и быстрые сроки. В Казахстане 3 млн учеников школ, почти полмиллиона студентов вузов были вынуждены учиться в дистанционном формате в непростой период, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Насколько впредь изменится образовательный сектор в мире, в том числе в Казахстане, из-за ситуации с пандемией коронавируса? На данный вопрос постарались ответить отечественные и международные эксперты в рамках «Online Astana Finance Days 2020».

Вице-министр образования и науки РК Рустем Бигари рассказал об опыте перехода системы образования нашей страны на дистанционное обучение в период режима ЧП.

«Мы столкнулись с тем, что большую часть студентов, учащихся необходимо было перевести на дистанционную форму. К этому, наверное, не только Казахстан не был готов. Все страны столкнулись с большими трудностями. В середине марта текущего года Министерством и IT-компаниями, учебными заведениями была проведена колоссальная работа. Внутри Министерства был создан оперативный штаб, проектный офис, где ежедневно изучался мировой опыт, как во всем мире переходят на дистанционное образование. Был создан оперативный контакт-центр, сервис поддержки во всех организациях Казахстана», - рассказал Рустем Бигари.
По словам вице-министра образования и науки, для перехода на новый формат обучения оперативно проводились обучающиеся тренинги и вебинары. Со стороны государства была оказана поддержка отечественным образовательным ресурсам.

«Были утверждены методические рекомендации для школ - пошаговый алгоритм, что делать учителям. Было снято более 3 тысяч уроков. Какова была готовность к дистанционному образованию? В среднем образовании порядка семи тысяч школ - 3 млн школьников, 335 тысяч учителей; 790 колледжей - 40 тысяч преподавателей этих колледжей и 469 тысяч студентов; в высшем образовании - 116 гражданских университетов из 131 были переведены на дистанционную систему обучения. Первыми у нас перешли высшие учебные заведения, с 16 марта. Нужно сказать, что они были наиболее подготовленными. Очень много IT-компаний присутствуют, достаточно развитая инфраструктура и, в принципе, вузы перешли безболезненно», - отметил вместе с тем Р. Бигари.
Трудности перехода, как отметил спикер, сильно почувствовали колледжи страны. Так, на онлайн-обучение только 30% из 790 колледжей были готовы обучаться по новому формату. Как отметил Рустем Бигари, все же в течение 10-14 дней за счет внедрения платформ колледжам удалось вовремя перейти на дистанционную форму обучения.

В Министерстве образования и науки был создан ситуационный центр, где эксперты и педагоги проводили корректировку работ.

«Мы изучали, как в США, Монголии России и других соседних странах переходили на дистанционную форму обучения. Опыт был использован, и мы нашли по-нашему мнению, золотую середину в этом процессе. Мы использовали все каналы связи, возможные в системе образования», - отметил Р. Бигари.

Вице-министр ответил на главный вопрос: вернется ли все-таки система образования в обычное русло или дистанционный формат обучения будет продолжен и в последующие годы.
«Когда мы проводили результаты проведенной четвертой четверти, однозначно тот опыт, который получили, останется и будет продолжаться. Преимущества использования технологии в образовании показаны на лицо. Сами же учителя за короткий период времени, как видите, адаптировались, научились пользоваться технологиями. Наверняка, они уже не откажутся от многих преимуществ, которые сегодня есть. Это отмечают как учителя, так и родители», - считает вице-министр образования и науки.

Между тем глава ЮНИСЕФ в Казахстане Артур ван Дизен отметил, что пандемия изменила правила игры в области образования.

«Пандемия коронавируса заставила нас полностью переформатировать сектор образования. Пандемия повлияла на 1,26 млрд детей и молодежи в 186 странах», - отметил Артур ван Дизен.

По словам эксперта, Казахстан к цифровому образованию подготовлен на высоком уровне.

«78% населения имеют доступ к Интернету. В Казахстане очень дешевые тарифы на мобильную передачу данных. Страна входит в пятерку стран с самыми низкими тарифами на передачу данных. Большая часть школ подключена к интернету. Мы находимся в стране, где есть большое количество цифровых образовательных платформ», - отмечает Артур ван Дизен.

«Какие уроки мы вынесли из этой ситуации? Надо сказать, что ни одна страна в мире не была полностью готова к полномасштабному переходу на концепцию дистанционного обучения. Кто-то будет учиться при помощи Интернета, кто-то будет получать образовательный контент по телевизору или радио, кому-то потребуются уроки с учителем. Мы не должны смотреть на обучения с точки зрения наших технических возможностей. Если мы быстро будем переходить на цифровую форму обучения, мы потеряем большую нашу аудиторию», - выразил мнение глава ЮНИСЕФ в Казахстане.

В свою очередь, заместитель председателя правления АО «Администрация МФЦА» Ернур Рысмагамбетов рассказал, что период пандемии дал новую возможность для обучения.

«В международном финансовом центре мы постоянно занимаемся трансформацией. С прошлого года у нас идет попытка и подготовка к переходу с классической модели финансового центра в сторону цифровой финансовой платформы. Коронавирус ускорил многие процессы. Нам показалось, что пандемия дала нам возможность переобучиться, перегруппироваться и уже с новой бизнес-моделью выйти на рынок. Основные наши десять международных программ мы перевели в онлайн. Они были в основном базированы на дистанционном образовании, и мы заметили бурный колоссальный рост количества студентов и большой интерес. Мы надеемся, что наши студенты провели время не зря, а научились международным программам», - отметил Ернур Рысмагамбетов.

По его словам, пандемия коронавируса - это вызов, который дает много возможностей.

«В первую очередь, цифровизация дает нам доступ к тем студентам, которые находятся в регионах и не могут посещать наши занятия. Во-вторых, нам кажется, что сама модель образования меняется, и это происходит во всём мире», - считает Е. Рысмагамбетов.


Сейчас читают