Как музыкальная терапия влияет на здоровье детей — интервью с педагогом-психологом
Гульбахыт Мухамадиева — профессиональный музыкант и педагог-психолог. В настоящее время работает музыкальным терапевтом в Центре по улучшению качества жизни и здоровья пациентов с особыми потребностями. Каждый свой день она посвящает тому, чтобы дарить детям хорошее настроение, расширять их кругозор, развивать когнитивные способности. В беседе с корреспондентом агентства Kazinform Г. Мухамадиева рассказала о том, какую пользу приносит детям музыкальная терапия.
— Расскажите, где Вы родились и выросли?
— Я родилась в селе Акжар Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области. В прежнем Колледже искусств в Усть-Каменогорске получила среднее специальное образование. Играю на казахском народном музыкальном инструменте шертер. В 2011 году открыла в школе класс шертера. Но, работая с детьми, почувствовала, что у меня недостаточно знаний. Я решила продолжить образование, чтобы понимать психологическое состояние детей, учить их управлять своими эмоциями. Поступила в Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы на специальность «Педагогика и психология в музыкальном образовании». В процессе обучения узнала, что музыка может оказывать лечебное воздействие при различных детских заболеваниях, начала изучать этот вопрос.
— Какими преимуществами обладает музыкальная терапия?
— Музыкальная терапия пробуждает у всех детей интерес, способствует тому, чтобы они учились новому. Дети быстро обучаются с помощью легкой музыки, танцев, игр. Главная особенность музыкальной терапии в том, что она применима ко всем, от плода в матке до старых людей. Не наносит никакого вреда людям, нет противопоказаний. Музыка положительно влияет на всех детей, независимо от возраста и заболевания. Еще одно преимущество — в легкости и простоте ее применения. Вообще, когда мы слушаем музыку, это сама по себе терапия, только мы не знаем, что это называется музыкальной терапией. Говорят, что «язык нот — язык мира» и, возможно, поэтому мелодии и ритмы общие для всех.
— Как действует музыка на детей, которые нуждаются в особом лечении?
— Дети с диагнозами «церебральный паралич», «аутизм», «задержка умственного развития», «позднее развитие речи» после нескольких уроков начинают смотреть по сторонам, улыбаться, устанавливать обратную связь. Они слушают звуки инструмента, трогают его и от этого развивается мелкая моторика. Сейчас у меня в отделении для самых младших «Бобек» 50 детей. В ходе работы с особенными детьми мы подбираем музыку соответственно их возрастным особенностям и диагнозу. На первых уроках для тяжелых пациентов включается медленная однообразная музыка, которая дает чувство покоя. Во-вторых, с третьего урока мы немного ускоряем ритм музыки. Говоря языком музыки, включаем адажио, польку. Музыка избавляет ребенка от плохого настроения, порождает положительные эмоции. Снижает уровень гормонов стресса. Мелодия, ритм — это все относится к музыкальной терапии. По этой причине с детьми нужно говорить приятным и серьезным голосом.
Родители жалуются, что их дети привыкли к тишине, не переносят шума. Но ребенок после нескольких уроков начинает поднимать голову, устанавливать зрительный контакт. Восточный ученый, врач Ибн Сина подробно описал положительный эффект музыки при психологических заболеваниях. Можно сказать, что музыка является отличным средством при заикании. Известно также, что знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания с помощью музыки.
— Как проходят уроки музыкальной терапии?
— Индивидуальные занятия проходят два раза в неделю, групповые — один раз. Мы проводим их вместе с терапевтом по специальной программе. После того, как мы поприветствуем детей, мы их взбадриваем. Используем погремушку и посох с погремушкой. Дети, которые могут издавать звуки, но не говорят, протяжно произносят звуки «а-а-а» или «у-у-у». Для детей, которые могут говорить, применяем вокальную терапию. Кроме этого, есть dance-терапия, инструментальная терапия, сказкотерапия, рецептивная терапия. Для детей, сохранивших когнитивные способности, включаем песни, имеющие содержание, мысли. С помощью стихов мы меняем ритм и поем песни. Например, в соответствии со словами «мы играем на барабане быстро», мы стучим в барабан. Это помогает почувствовать ритм, активизировать оба полушария мозга.
— Что Вы посоветуете семьям, где воспитываются особенные дети?
— Каждый ребенок — целый мир для своих родителей. Матери обращаются к нам с надеждой на то, что их ребенок научится держать ложку, сидеть, стоять. Мы стараемся по мере сил тщательно работать с каждым ребенком. Родители, приходящие в Центр, отдыхают вместе с детьми. Мы консультируем матерей по вопросам реабилитации детей. Некоторые дети не хотят приходить и манипулируют родителями. Поэтому нужно их уговаривать, настраивать на реабилитацию, заниматься с ними и дома. При их возвращении домой я подробно расписываю родителям методику для работы дома.
— Расскажите о Вашей семье.
— Мой супруг Даурен — уроженец Восточного Казахстана, работает в искусстве, он выпускник Казахского национального университета искусств в Астане. Мы познакомились и поженились в Усть-Каменогорске. Он всегда меня поддерживает. Сейчас он военный музыкант, играет в оркестре на духовом инструменте. У нас двое детей.
На мой взгляд, все родители должны радоваться, когда дети шумно играют. Думаю, что нужно отвечать на интересующие их вопросы, сохранять спокойствие. Дети в каждом периоде развития переживают кризис. Особенно нужно поддерживать детей в возрасте 3 и 5 лет. Хочу посоветовать, чтобы детям организовывали досуг, гуляли и всегда разговаривали с ними.