Как менялся институт президентства в Казахстане – мнение эксперта
Известный политолог Данияр Ашимбаев высказался касательно реформ и преобразований института президентства в Казахстане, передает корреспондент агентства Kazinform.
- Сначала необходимо пояснить, чем является институт президентства для Казахстана? Он возник в 1990-е годы в условиях либерализации и децентрализации, прежняя партийная система уходила в прошлое, заменяющая ее обновленная система советов оказалась поражена болезнями популизма и радикализма и порождала хаос в управлении. В качестве ответа на этот вызов и был введен институт президентства. Вместо коллегиального руководства была сделана ставка на безусловный авторитет политического лидера, вокруг которого возникла новая вертикаль управления. Эта система позволила обеспечить не только управляемость, но и территориальную целостность, стабильность и единство страны, предотвратить риски межнациональных и социальных конфликтов. На этой основе были проведены политические и экономические реформы. Президентская власть оказалась тем стрежнем, вокруг которого возникла современная казахстанская государственность. Это ключевой момент, конечно, в этом значительную роль сыграла фигура первого президента Нурсултана Назарбаева, это нельзя отрицать, - сказал Данияр Ашимбаев.
Наряду со становлением и укреплением государственности и Независимости, полномасштабными реформами, как отметил эксперт, имел место и ряд негативных явлений и, прежде всего, формирование олигархической монополии на политические и экономические ресурсы страны, часть истеблишмента подмяла под себя крупный бизнес, бюджетные потоки, даже целые отрасли и отдельные регионы. Развились бюрократия, непотизм, коррупция, снизилась эффективность госуправления. Постоянные политические и административные реформы привели к тому, что президентская власть оказалась перенасыщена полномочиями, несмотря на попытки перераспределить власть в сторону правительства и парламента. Все это предопределило необходимость обновления власти и перезагрузки политической системы страны.
- Президент Касым-Жомарт Токаев на основе широкого общественного диалога (достаточно сказать о создании Нацсовета общественного доверия, а затем и Национального курултая) начал процесс политических реформ, основанный на модернизации системы власти в стране, ее демонополизации и децентрализации, повышении транспарентности и формировании более устойчивой, стабильной и сбалансированной политической системы. Были сокращены чрезмерные президентские полномочия, был создан Конституционный суд, который должен обеспечивать политический баланс внутри системы. Новое развитие получили механизм диалога и защиты прав человека. Была изменена система формирования парламента и маслихатов. Система начала двигаться по пути поэтапной децентрализации. При этом, важно отметить, что реформы идут не «ради реформ» или «оценочки» в мировых рейтингах. Ключевыми аспектами являются сочетание прогресса и общественной консолидации. Существует множество вызовов, как объективного, так и субъективного характера, которым Глава государства пытается противостоять. Мы видим, что авторитет Президента Токаева находится на очень высоком уровне. Он смог перезагрузить и политическую систему и обеспечить общественный консенсус, не отвергая то позитивное, что было построено за 30-летие Независимого Казахстана, и смог придать новый импульс политической системе, начать ее модернизацию, убрав из этой системы определенные негативные накопления, которые сложились на момент прихода его к власти, - добавил Данияр Ашимбаев.