Как финны разбивают арктический лед

None
None
ХЕЛЬСИНКИ. КАЗИНФОРМ - Финны говорят, что «умеют разбивать лед», вкладывая в это выражение мощь своей индустрии арктического судостроения. Около 80 процентов ледоколов всего мира спроектированы финскими проектно-конструкторскими бюро.

Морские «железные носороги» Финляндии работают даже на Каспийском море. Корреспондент МИА «Казинформ» побывал на судостроительных предприятиях в Хельсинки и узнал, почему 90% их продукций уходит на экспорт.  

Как рассказала программный директор государственного агентства Business Finland Улла Лайнио (Ulla Lainio) в судостроительной отрасли Финляндии работают около 3 тысяч компаний и 50 тысяч сотрудников. Оборот этой индустрии - 13 миллиардов евро. На финскую судостроительную отрасль работают даже компании, которые выпускают самые дорогие в мире автомобили.
null 
Улла Лайнио

«Например, Rolls-Royce производят двигательные системы. Они купили своих конкурентов в мире. Я думаю, что они скоро будут строить суда сами. Через пару лет это будет возможно. Это будут уже не ледоколы, а суда другого типа», - рассказала Улла Лайнио.
null 
Плавучий офис в Хельсинки

Ледоколы и сохранение Арктики

Офис компании Arcitia - интересное решение. Это первый плавучий офис в Финляндии. Его положение зависит от состояния льда в Финском заливе. Здесь нам рассказали, как и где работают их ледоколы. В основном, они плавают в Балтийском море, но неоднократно проделывали маршрут по северному морскому пути, занимаясь ледокольной проводкой и буксировкой. Некоторые из восьми судов компании занимаются поисками и спасением, а также ликвидацией аварийных разливов нефти. Компания также владеет первым в мире ледоколом на сжиженном газе.
null 
Карта Арктики

«Необходимо отметить, что финские компании уникальны, они предлагают услуги по ликвидации разливов нефти именно в ледовых условиях. Потому что сбор нефти среди льдов - очень сложная задача, и мы очень активно занимаемся разработкой решений для этого. Передвижение судов в арктических регионах возрастает, соответственно растет и потребность в таких услугах. Цена на нефть находится на достаточно низком уровне, но не настолько, чтобы не позволять расширение шельфовых операций в арктическом регионе», - отметил менеджер по коммуникациям компании Arcitia Эеро Хокканен.

Одна из проблем для финских ледоколов - это критика со стороны экологических организаций, выступающих против коммерческого освоения Арктики. По словам Эеро Хокканен, градус давления помогает снизить поддержка научно-исследовательских и пассажирских судов.
null 
Эеро Хокканен

 «Вся шельфовая деятельность строго регламентируется. Существует очень строгие экологические регламенты и правила. И предназначение ледоколов заключается в том, чтобы поддерживать условия деятельности, освобождать территорию ото льдов. (...) Да, GreenPeace нас беспокоила, были такие случаи. Наверное, нет такой компании, которая работала бы на шельфе и не вызывала критику экологических организаций. Мы, естественно, принимаем во внимание их озабоченность. Но если они взбираются на наши суда, например, это уже дело правоохранительных властей», -сказал эксперт.
null 
Испытание модели ледокола на лаборатории в Хельсинки

Искусство разбивать лед

Между тем в лаборатории компании Aker Arctic проводят эксперименты с целью узнать, какие ледоколы лучше всего строить. Эта независимая компания занимается разработкой, проектированием и оказанием консультационных и испытательных услуг для судов ледового и ледокольного класса. По словам специалиста компании Алексея Дудаля, модельные испытания во льдах являются экономически эффективным инструментов в разработке проекта судна, в шельфовых нефте- и газовых проектах, портового проектирования и для подтверждения ледовых характеристик судна.
null 
Алексей Дудаль

«Лед создается посредством распыления соленой и пресной воды на поверхность в бассейне. При холодной температуре он смерзается и образуется корка льда. Изначально образуется ровный лед. Это самое простое ледовое образование. Далее начинают ходить суда и образуют каналы. Навигация в каналах отличается от навигации в сплошном ровном льду. Также мы можем моделировать битый лед различной сплоченности. Через такие ледовые образования судно также должно проходить», - рассказал Алексей Дудаль.
null 
Бассейн для испытания моделей ледоколов

Модельный лед отличается от настоящего, поэтому постепенно специалисты лаборатории добиваются сходства с учетом того, какие показатели необходимо измерить. В этом бассейне можно наблюдать за движением модели под водой и через смотровое окно, сбоку. Это позволяет увидеть, как работают винты во льду, как соприкасается корпус и происходит обтекание льда и так далее. На основе таких данных можно спроектировать наиболее эффективный ледокол.
null 
Испытание модели ледокола. Вид снизу

Спроектированные финской компанией суда также бороздят Каспийское море, причем сотрудничество это началось почти 20 лет назад. «Наша деятельность на Каспийском море началась в конце 90-ых годов и относится к месторождению Кашаган. Тогда мы проектировали два ледокола для этого проекта, и они были построены в Хельсинки. После этого в Румынии были построены пять ледоколов, но чуть меньше по объемам. Все эти ледоколы там работают», - рассказал гендиректор Aker Arctic Реко-Антти Суоянен.

Однако глава судокомпании признался, что на Каспийском море существует проблема для работы ледоколов. «Там (в Каспийском море) есть новые месторождения, и мы уже провели предварительные исследования, связанные с некоторыми проектами. На Каспийском море есть особая техническая проблема, потому что те ледоколы, которые были проектированы для этого водоема, идут низко. Проблема заключается в том, что сейчас снижается уровень воды. Это будет проблемой для судов, потому что их дно касается дна моря», - отметил он.
null 

Финляндия продолжает проектировать ледоколы. Одно из «ноу-хау» в этой отрасли - суда без экипажа, на автоматизированном дистанционном управлении. Финны создали даже испытательный технопарк в городе Раума площадью 10 на 15 километров, чтобы тестировать такие судна.  

Сейчас читают