Кадыр Маликов: Казахстану и Кыргызстану нужно объединить усилия против религиозного экстремизма

None
None
БИШКЕК. КАЗИНФОРМ - 13 сентября 2016 года Президент РК Н. Назарбаев подписал Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы госуправления РК», в соответствии с которым в стране образовано Министерство по делам религий и гражданского общества Казахстана. В интервью собственному корреспонденту МИА «Казинформ» в Бишкеке теолог Кыргызстана Кадыр Маликов говорит об актуальности и своевременности принимаемых Казахстаном мер по совершенствованию государственной политики в религиозной сфере.

14 октября в Астане на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций министр по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан Нурлан Ермекбаев озвучил концепцию государственной политики в сфере религии. Основными направлениями недавно созданного министерства является реализация государственной политики в сфере религий, в том числе взаимодействие с религиозными объединениями, обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания, а также взаимодействия государства и гражданского сектора. Международный эксперт в области ислама Кадыр Маликов прокомментировал объединение усилий двух стран в борьбе против религиозного экстремизма.

- Кадыр Курманбекович, хотелось бы узнать Ваше мнение о проводимой религиозной политике Казахстана и непосредственно создании нового Министерства по вопросам религий и гражданского общества?

- Мне эта идея очень нравится. Я как человек, который занимается религиозными вопросами, исследованием проблем распространения экстремизма и терроризма, постоянно изучаю международный опыт в указанной сфере, в том числе казахстанский.

Ранее в Республике Казахстан функции нового министерства осуществлялись несколькими госорганами. Взаимодействие с религиозными объединениями осуществлял Комитет по делам религий при Министерстве культуры и спорта Казахстана, в области взаимодействия с неправительственными организациями - Министерство культуры и спорта, а в области молодёжной политики - Министерство образования и науки.

Повышение статуса координирующего органа до уровня министерства с расширением функций, охватывающих гражданское общество и молодежную политику, т.е. объединение «три в одном» является самым оптимальным, и дает министерству возможность проводить государственную политику сразу напрямую с населением, без лишних согласований и других формальностей.

Возможно, в Кыргызстане также нужно поднять такой вопрос, так как в настоящее время вопрос религиозного экстремизма набирает обороты и вышел за пределы одного государства и носит региональный и даже глобальный характер.

- Акцент в работе министерства делается на молодежную политику в целях интеграции в социально-экономические и политические процессы страны. Как Вы оцениваете расстановку таких приоритетов?

- Если посмотреть в суть распространения нетрадиционных религий, то она в первую очередь направлена на активные слои населения,  и в первую очередь молодежь. Молодежь во все времена считалась наиболее подверженной влиянию из вне и именно с этим связаны устремления религиозных радикалов и деструктивных политических сил к этой категории населения страны. Так внешние силы для дестабилизации ситуации в какой-либо стране делают ставку на молодое поколение в качестве ударной силы в любых протестных настроениях, в любых революциях, что мы сейчас наблюдаем в Сирии, Афганистане, Украине и других государствах.

Молодежь нуждается в правильной ориентации при понимании религиозных ценностей, правильного посыла и одновременно прямой профилактики, комплексном подходе, предусматривающем неразрывность религиозной и молодежной политики. Эти меры позволят держать государству руку на пульсе изменений и вовремя корректировать работу в данном направлении.

- После терактов в Актобе и Алматы в казахстанском обществе активно развернулась дискуссия о запрете салафизма. В своем выступлении министр Н.Ермекбаев высказался, что законодательного запрета деятельности этого нетрадиционного течения не предусмотрено. Ваше мнение по этому поводу?

- Я думаю, это самое правильное сегодняшнее решение. Отдельные эксперты считают, что необходимы жесткие меры по примеру Таджикистана и Узбекистана, вплоть до запрета на ношение бороды. Должна быть программа пошаговая и последовательная. В первую очередь, нужно бороться с идеологией. Нужны взвешенные решения, которые отмечаются в выступлении казахстанского министра Ермекбаева.

Запрет не решит проблему, так как приверженцы салафизма, уйдя в подполье,  могут создать еще больше проблем в плане  радикализации. Здесь опять-таки нужен комплексный подход. Наряду с запретными мерами на распространение чуждой идеологии, необходимо расширить просветительскую деятельность.

Для этого нужно подготовить профессиональные кадры, в том числе те, которые способны вести разъяснительные беседы на русском языке. При этом готовить не просто теологов, а грамотных специалистов, знающих не одно вероучение, могущих обосновать слабые и сильные стороны различных учений в исламе, а также раскрыть глубинные вопросы вероучения.

- Можно ли говорить о салафизме на постсоветском пространстве как об организованной структуре, или же это больше идеологическое течение? Как складывается ситуация с распространением салафизма в Кыргызстане?

- В первую очередь, это идеология, которая проходит определенные стадии. В ходе распространения идеологии создаются малые ячейки, потом группы и джамагаты, и чтобы это не вылилось в организованные структуры необходимо отсечь финансовую подпитку.

Как отмечают эксперты, процесс салафизации перешел на новую стадию, т.е. более умеренные приверженцы, лояльно относящиеся к государству, после событий в Актобе и Алматы, сами начали отделяться от радикалов. Здесь основной вопрос, как в Казахстане, так и в Кыргызстане, что делать с не радикальными последователями, т.е. «казнить нельзя помиловать»,  куда поставить запятую?

Существуют исследования ученых, что любая форма салафизма несет чуждую для наших постсоветских стран идею, и проблема не в мазхабе или как читается намаз, или какой внешний вид имеет, а проблема в идеологии - в акиде. Она импортирована и имеет внешний центр управления. Заметьте, все наши салафиты идейно и в юридических вопросах ориентированы на шейхов, в первую очередь из Саудовской Аравии.

Сегодня  мы можем говорить о единой казахско-кыргызской сети салафизма. Мы оказались в одной лодке и необходимо объединить усилия. Поэтому должна быть единая политика, принятие законов, мер, взаимная помощь, экспертная поддержка на всех уровнях. У нас также на самом высоком уровне (президента, совета обороны) поднимается вопрос о возможном запрещении всех форм салафизма.  В этом плане у многих наших экспертов схожие позиции с руководством нового казахстанского министерства.

- Спасибо за беседу. 

Сейчас читают