К.Мами: С первых дней независимости судебная ветвь власти - предмет пристального внимания Главы государства

В своей статье, опубликованной в республиканской газете «Казахстанская правда», К.Мами проанализировал развитие судебной системы страны за годы независимости и роль в этом процессе Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.
***
По прошествии времени приходит понимание всей важности решений, принятых в непростые перестроечные годы и далее, в самом начале пути строительства суверенного государства. В сложных внутренних и внешних условиях необходимо было в сжатые сроки обеспечить переход на рыночную экономику, создать главные государственные институты, основную базу законодательства, а главное - подготовить общество к новым реалиям.
Особое значение при этом придавалось поэтапному становлению и развитию судебной системы республики как стержневому органу государственного механизма. уровень эффективности правосудия стал определяющим фактором успешной модернизации экономической, социальной, правовой и других сфер. Именно в этот период Главой государства были предложены упреждающие меры переустройства судебной системы как основы построения новой правовой политики.
Начало пути
Становление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти начинается с разработки нового закона о судоустройстве, которая велась по поручению Нурсултана Назарбаева в 1989-1990 годах. Как результат, 23 ноября 1990 года Верховным Советом Казахской ССР был принят Закон «О судоустройстве Казахской ССР». В нем декларативно заявлялись такие принципы, как «всемерное укрепление демократического правового государства» и «обеспечение демократизации и дальнейшего развития самоуправления народа».
Но надо понимать, что при существующем советском командно-административном устройстве государства, когда номенклатура на местах отвечала за все и решала все, эти принципы были малореализуемы. Между тем можно назвать этот закон самым первым предшественником становления и развития судов Казахстана.
Этот факт отмечаю умышленно, для того чтобы подчеркнуть, что судебная система суверенного Казахстана появилась не на пустом месте. На первом этапе она была в определенном смысле правопреемником той старой советской системы судов. И прежде всего это выражалось в судьях, их менталитете и психологии, их ориентации на приоритетную защиту социальных и общественных прав и их фактическую неподготовленность к работе в системе рыночных отношений.
Важно подчеркнуть, что у только что создавшегося нового государства не было абсолютно никакой законодательной базы и никакого практического опыта в организации деятельности судов в соответствии с общемировыми демократическими стандартами. Это прекрасно понимал Президент. На первом этапе, в течение 1991-1997 годов, началась большая работа по созданию законодательной базы для работы правосудия нового государства. При этом у судебной власти, как и у всей страны, не было времени на раскачку.
В этой работе Нурсултан Назарбаев четко определил стратегическую линию формирование и становление судебной системы нового типа с предоставлением судам в полном объеме полномочий, присущих им в правовом государстве, закрепление их высокой и ответственной социальной роли.
Во всех политических и основополагающих юридических документах того периода красной нитью проходила норма о независимости судебной системы как отдельной ветви государственной власти. Среди таких документов особо можно отметить Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», конституции 1993 и 1995 годов.
Глава государства всегда смотрел в корень вопросов по становлению судебной системы и принимал максимальные меры по их решению на текущий момент. Так, несмотря на сложные экономические условия первых лет независимости, специальным постановлением Президиума Верховного Совета Республики Казахстан от 1 февраля 1993 года был предусмотрен ряд мер, направленных на улучшение материально-технического обеспечения судов. 23 сентября 1993 года в рамках постановления Президента «О государственной программе первоочередных мер по борьбе с преступностью и укреплению правопорядка в РК на 1993-1995 годы» предусматривалось строительство 35 зданий народных судов, выделение в 1994-1995 годах народным и областным судам дополнительно 1 540 штатных единиц, обеспечение потребности в жилье работников судов.
Комплекс мер, направленных на коренное изменение всей национальной правовой системы, также был предусмотрен в Государственной программе правовой реформы, утвержденной в 1994 году. Предполагалась реорганизация судоустройства и судопроизводства, совершенствование материального и процессуального законодательства.
При развитии судебной системы Казахстан самостоятельно определял путь для дальнейшей модернизации. И здесь хочется привести очередной наглядный пример прозорливости Главы государства и его способности находить оптимальные решения. Как, наверное, многие знают, в соответствии с распространенной практикой при провозглашении независимости суверенного Казахстана судебная власть делилась на Верховный суд и Высший арбитражный суд. Обе ветви имели равный судебный статус. По инициативе Президента при разработке Конституции 1995 года произошла реорганизация Верховного суда путем присоединения к нему Высшего арбитражного суда.
Время показало правильность этого решения. Судебная практика в республике развивалась по единым законодательным нормам, было исключено противоречие и расхождение в правоприменительной деятельности. Это позволило создать единую крепкую судебную ветвь власти, имеющую четкую вертикаль. Будет уместно отметить, что в Российской Федерации Арбитражный суд только в текущем году вошел в состав Верховного суда. Аналогично вопрос решен и в Республике Беларусь. То есть Казахстан обогнал своих партнеров по евразийскому экономическому союзу в этом вопросе почти на 20 лет.
Таким образом, Глава государства, ставя задачу о скорейшем реформировании судебной системы и начале ее работы в соответствии с новыми реалиями по развитию страны, очень внимательно занимался данным вопросом, создавал все необходимые условия. В течение первых трех лет независимости был сформирован фундамент новой судебной системы и регламентированы принципиальные вопросы ее деятельности.
И не случайно в числе первых указов Главы государства, имеющих силу закона, 20 декабря 1995 года был и указ, имеющий силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей в Республике Казахстан», который заложил основные принципы судоустройства и отправления правосудия в нашей стране. Именно этим нормативно-правовым актом впервые был введен термин «судебная власть».
Надо понимать, что все названные процессы происходили параллельно с такими знаковыми для страны событиями, как переход на рыночную экономику, приватизация, восстановление промышленного производства, ввод национальной валюты, формирование новой политической системы и другими. Эта работа проводилась при тотальном дефиците средств и ресурсов, неподготовленности кадров.
В то время очень часто многие чиновники не понимали истинного стремления Главы государства, чем тормозили реформы. Как может быть суд независимым? А если он сделает что-то не так? Давали о себе знать долгие годы советских принципов управления. Было желание оставить скрытые инструменты контроля над судьями. Но все эти действия принципиально пресекались Президентом.
Глава государства внимательно изучал этот вопрос, в том числе за рубежом в ходе визитов, и прекрасно осознавал ключевой принцип правосудия независимость. Президент понимал, что без эффективного суда не состояться современной стране, не будет работать рыночная экономика, не состоится социальное государство. Этим Нурсултан Назарбаев руководствовался в работе по созданию судебной ветви власти, того же требовал от государственного аппарата.
От съезда к съезду
Сформировав необходимый политический каркас из нормативно-правовой базы, заложив материально-техническую и финансовую основу, Глава государства особое внимание сосредоточил на изменении самой идеологии правосудия. Он призвал отказаться от доминирования карательной функции судов, а в приоритет поставить задачу по позиционированию судов как места, где любой гражданин может найти защиту своих интересов и отстоять свои права. Для этого общество должно уважать суд, доверять ему и неукоснительно исполнять его решения.
«Гражданин должен перестать видеть в суде карательный орган, а идти туда и защищать свои права», подчеркнул Глава государства. Президент понимал, что это процесс долгий и системный, он нуждается в постепенном внедрении, ведь психологию судей не переделаешь за один день.
Для эффективной работы по реформированию судебной системы с участием самого судейского корпуса была заложена практика проведения съездов судей Казахстана. На съездах Президент подводил итоги развития за текущий период и обозначал приоритеты на ближайшую перспективу, советовался с судьями, как дальше двигаться, что необходимо решать в первую очередь.
Для судебного корпуса это были глубоко идеологические мероприятия. Глава государства в своих выступлениях закладывал четкие месседжи и идеологемы работы судебной системы, формировал тренды, проговаривал принципиальные ориентиры для судейского корпуса. Среди данных приоритетов особо следует отметить укрепление подлинной институциональной независимости судей, необходимость эффективности судебной системы, справедливость судебных решений, ответственность судей перед обществом и четкое понимание проводимой работы по реформированию всех сфер республики. Президент не уставал говорить об этом от съезда к съезду.
Всего, начиная с 1996 года, было проведено шесть съездов. На первом этапе они проводились каждые три года, начиная с 2005 года каждые четыре. За исключением одного все они прошли с участием Главы государства.
Каждый съезд судей рассматривался как рубежный момент, точка отсчета для внедрения новых реформ. По итогам каждого принимались постановления и формировались планы мероприятий по исполнению поставленных задач. О результатах их реализации докладывалось Главе государства.
Первый съезд судей состоялся в декабре 1996 года. В своем докладе Нурсултан Назарбаев отметил: «Нам надо, наконец, выкорчевывать из сознания тот прежний стереотип, будто суд это некий придаток государственного аппарата, непосредственно ему подчиняющийся. В условиях разделения властей суд как самостоятельная ветвь единой государственной власти сам становится ее органом, независимым при отправлении правосудия. Он подчинен только закону. Без независимого правосудия невозможно достичь уважения к закону и обеспечить социальную стабильность в обществе».
Я хорошо помню эмоциональное и вместе с тем выверенное выступление Президента на I съезде, в котором он целый блок посвятил призыву к судьям вникать в проводимые в стране реформы и стараться всячески их поддерживать. Глава государства отметил, что у всех присутствующих сегодня на съезде советское образование, что все изучали советское право, теорию марксизма-ленинизма, экономику через социалистическую и политическую экономию. Он призывал судей не стесняясь учиться и стремиться идти в ногу со временем.
Для того чтобы судейское сообщество эффективнее решало задачи по отправлению правосудия, I съезд судей учредил республиканское общественное объединение «Союз судей Республики Казахстан» и принял Кодекс судейской этики. Это были ключевые корпоративные профессиональные инструменты по улучшению судейского корпуса.
В течение последующих четырех съездов был принят целый комплекс мер по становлению судебной системы. Анализируя их, хочется отметить конкретность и целенаправленность проводимой работы. Все предлагаемые решения постепенно, шаг за шагом решали три задачи укрепляли независимость судейской власти, повышали ее эффективность и создавали условия для формирования высокопрофессионального корпуса судей.
Немногим более семи месяцев прошло с последнего VI съезда судей, который состоялся 20 ноября 2013 года с участием Президента страны в городе Астане. Он еще раз наглядно продемонстрировал определяющую роль Главы государства в формировании эффективной системы правосудия как неотъемлемой части современного демократического государства.
На VI съезде Президент поставил перед судебным сообществом пять задач. Среди них: последовательное совершенствование законодательных норм, совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан, повышение профессионализма судейского корпуса Казахстана.
По решению поставленных задач выстроена системная работа. Определенные результаты есть уже сегодня. Так, в стадии завершения находится исполнение поручений, направленных на совершенствование законодательства в уголовной, административной и гражданско-правовой сферах. Практически подготовлен проект нового Гражданско-процессуального кодекса. В октябре текущего года планируется его внесение в Правительство. Устанавливаются категории судебных дел, подлежащих обязательному досудебному рассмотрению, сокращается число дел, подсудных Верховному суду. Предложены новые подходы к уплате государственной пошлины в судах.
Особое внимание уделяется реализации поручения Президента о вхождении судебной системы в 30 стран по критерию «Независимость судов». Разработана «дорожная карта» по повышению индекса независимости судебной системы. Принята новая методика проведения мониторинга деятельности судов, позволяющая исключить неправомерное влияние на судей внутри самой судебной системы.
Повсеместно получило развитие электронное судопроизводство. В целях повышения открытости и доступности правосудия для населения разработана Концепция информатизации в судебной системе до 2020 года. Широко внедряются досудебные (медиация) и альтернативные (третейские суды) формы разрешения споров. Так, в текущем году число дел, оконченных в порядке медиации, увеличилось в пять раз по сравнению с 2013 годом.
Данные меры существенно упрощают судопроизводство, делают его более прозрачным и доступным, укрепляют гарантии прав граждан, в том числе предпринимателей.
***
Продолжение читайте в республиканской газете «Казахстанская правда».