ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: Прообраз гражданского общества формировался на целине

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В этом году мы отмечаем 25-летие Независимости Республики Казахстан. В рамках празднования этого славного юбилея по всей стране проводится большая работа по пропаганде национальной идеологии и воспитанию казахстанского патриотизма, популяризации и распространению историко-культурного наследия народа Казахстана, в том числе и сведений о новейшей истории нашего государства.

Общепризнанная роль Первого Президента РК - Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева в становлении новой казахской государственности делает особенно интересными восприятие и оценку событий прошедшей четверти века именно с точки зрения Главы государства, в контексте его стратегического видения перспектив развития страны, верность которого неоднократно подтверждена самой жизнью.

Международное информационное агентство «Казинформ» публикует серию статей для ознакомления читателей с основным содержанием ряда книг Первого Президента РК - Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, написанных в разные периоды становления нашего государства, а также книг, написанных о Главе государства другими авторами.

***

Первые годы независимости были самыми сложными не только потому, что существовали трудно разрешаемые проблемы в экономике, приходилось на ходу перестраивать систему государственного управления. Главным было то, что в обществе еще не было единого понимания происходящих изменений в жизни, не было общих представлений о путях дальнейшего развития. В наиболее важных публичных выступлениях Главы государства за тот период были озвучены самые важные императивы, указаны самые важные ориентиры того времени. О них можно узнать из многотомного издания «Н.А. Назарбаев Избранные речи». Здесь можно ознакомиться с содержанием речей Президента 1991-1995 годов, собранных во втором томе.

***

Как известно, в основе уникальной казахстанской модели социально-экономического развития лежит внутриполитическая стабильность. В свою очередь, внутриполитическая стабильность недостижима без идейной консолидации общества. Именно об этом и говорил Нурсултан Назарбаев на республиканском совещании в мае 1993 года:

«Одним из главных политических аспектов в предстоящей работе для нас является укрепление государственности. В целом, это закономерный вывод из опыта мировой цивилизации: в эпоху глубоких кризисов и потрясений непременно появляется объективная потребность в повышении регулирующего воздействия государства, что необходимо, в первую очередь, для обеспечения выхода из кризиса, стабилизации социально-экономической и общественно-политической ситуации. При этом основные усилия нам следует сосредоточить на повышении роли и ответственности исполнительной власти, укреплении управленческой вертикали, формировании сильного президентского правления.

Нынешний Верховный Совет выполняет свою историческую миссию, ведет большую работу, закладывая основы законодательной базы страны. Последующий же этап общественного развития неминуемо обяжет нас создать профессиональный парламент с четко определенными обязанностями и полномочиями. Важно также прийти к единому мнению о том, какая из распространенных и апробированных в мире избирательных систем наиболее оптимальна, что из них применимо для нашей республики. Следующая задача - законодательное разделение полномочий центральных государственных и местных органов, по которому органы исполнительной и представительной власти на местах были бы достаточно полномочными в решении своих проблем. Тогда центральные структуры будут освобождены от многообразной текущей работы, сосредоточатся на стратегических направлениях политического, экономического и социального развития.

Необходимо реформировать и судебную систему. К сожалению, люди еще не верят в авторитет и правомочность судебной власти на местах. Об объективности судов и конструктивности их деятельности говорить пока рано, они находятся как бы в отрыве от проблем общества. Следует сделать судебную систему максимально эффективной, избавить ее от существующей еще возможности оказать давление со стороны властных структур, особенно на местах. Один из наиболее реальных путей этой реформы - законодательное закрепление назначаемости судей главой государства по рекомендации специального, допустим, Высшего судебного совета. Именно так можно обеспечить подлинную независимость судей, пресечь любое посягательство на правосудие.

Как видим, процесс формирования казахстанской государсгвенности -задача сложная, трудоемкая, многообразная. И здесь не должно бьггь, как необдуманной поспешности, так и неоправданной медлительности. Важно обеспечить взаимопонимание, взаимодействие всех ветвей власти. Мы окажем плохую услугу будущим поколениям, если будем расшатывать устои государства ради сиюминутных политических выгод.

К числу основных общенациональных приоритетов, безусловно, относится осуществление радикальных социально-экономических реформ. Это - ключевой вопрос современного Казахстана, обретения им независимости».

Глава государства подчеркнул, что судьба реформ прямо связана с механизмами государственного управления политической сферой, поскольку развитие Казахстана в последние десятилетия характеризовалось очень сложными и масштабными процессами. Именно в этот период на территории республики произошла реализация ряда глобальных программ. Это - освоение целинных и залежных земель, создание колоссальной сырьевой базы промышленности, осуществление ядерных и космических исследований.

«Однако за экономической и военной стороной этих процессов остались неизученными и неосмысленными национальные, социальные и культурные проблемы, привнесенные в Казахстан реализацией этих программ. Произошел качественный сдвиг - доля городского населения впервые превысила долю сельского. Резко усилилась неравномерность развития регионов. Изменился национальный состав населения за счет огромных миграций из европейской части страны. В структуре казахского населения появился значительный городской сегмент при концентрации его основной части на селе.

Все это не могло не привести к появлению очень сильных различий в политических и культурных ориентациях. В то же время внешнее идеологическое единство намеренно подчеркивалось и утрировалось, а различия и проблемы игнорировались. В результате идейно-политические противоречия разных слоев населения нарастали. Сегодня же они начинают активно проявляться.

Именно поэтому формирование нового экономического мировоззрения занимает сейчас особое место. Прежде всего, это связано с его непосредственным влиянием на ускорение хода реформ. Идеология демократического, правового общества, основанная на плюрализме идей, есть не что иное, как отражение взглядов на формы собственности и хозяйствования. Мы поставили стратегическую цель сформировать подлинно рыночные механизмы и социально ориентированную многоукладную рыночную экономику. То есть нами выбран путь создания такого общества, где экономическая свобода и экономические интересы личности являются непререкаемыми, а свободное волеизъявление убеждений и духовных ценностей гарантируется государством и законом.

Однако в силу живучести прошлых идеологических стереотипов утверждение этих норм вряд ли может пройти безболезненно. Ни для кого не секрет, что у нас далеко не единичны случаи открытого неприятия реформ, как на властном, так и на бытовом уровне. Что делать в этой ситуации - выбрать жесткий курс, установить прямой диктат государства, организовать преследование оппозиции за критику правительства? Кстати, этому есть немало примеров в современной истории проведения экономических реформ.

Реальная общественно-политическая ситуация в Казахстане позволяет нам избежать подобных силовых действий, роняющих международный престиж республики Нужно только подчеркнуть, что, как в вопросах укрепления государственности, так и в экономике без обоюдного стремления правительства и основных политических движений и партий к сближению позиций по вопросам реформы не обойтись. Речь, разумеется, не идет о каком-то соглашательстве, запрете на конструктивную критику действий правительства и выработку альтернативных программ. Опасность в другом. Как свидетельствует опыт некоторых стран СНГ, она заключается в межнациональной и политической дестабилизации, что, наверное, не в интересах ни одной политической партии, ни одного жителя многонационального Казахстана.

Необходим культурный, цивилизованный диалог со всеми, кто искренне заинтересован в прорыве Казахстана в экономическом пространстве и времени», - сказал Президент.

Н.Назарбаев сформулировал основные принципы идеологии в экономической области. По мысли Главы государства, они должны быть направлены на: создание социально ориентированной, смешанной рыночной экономики; поддержку собственного предпринимательства во всех его формах;  структурную перестройку производства, преодоление его сырьевой однобокости; социальную защиту населения, особенно малоимущих и недееспособных слоев, обеспечение занятости, преодоление безработицы, неуправляемости в миграционных процессах. Кроме того, необходимо использование экономических преимуществ от занимаемого Казахстаном срединного «евроазиатского» геополитического положения, прагматизма в выборе экономико-политических партнеров в межгосударственных связях.

«Рынок не может быть построен без осознания и восприятия массами таких категорий, как экономическая эффективность, личная экономическая свобода человека и частная собственность. Очевидно, что эти категории и не могут утвердиться в сознании без соответствующей социальной базы, формирование которой только начинается. В этих условиях именно государство берет на себя функцию отстаивания новой экономической идеологии», - подчеркнул Н.Назарбаев.

Очень интересную речь произнес Глава государства на торжественном собрании по случаю 40-летия освоения целинных и залежных земель в Казахстане в феврале 1994 года. Президент заявил, что на целине формировался прообраз гражданского общества, которое строится в Казахстане.

«Именно тогда родилось особое братство казахстанских целинников, скрепленное общностью интересов и судеб, единой целью, совместным трудом, житейским опытом. В этом братстве люди строили и строят свои отношения не по принадлежности к той или иной национальности, а на признании авторитета личности, где каждому воздается по труду, по профессиональному мастерству, по совести и отношению к окружающим.

Размышляя над уроками целины, сделал для себя и такой вывод. Вспомните, как гордились, да и сейчас гордятся казахи, русские, украинцы, молдаване - все, кто оросил эти земли своим потом, - званием «целинник». Именно тогда, а не потом родилось это великое по своей сути чувство и понятие «казахстанский патриотизм».

Недавно узнал, что в канун 25-летия целины было принято решение о сооружении в столице республики монумента, посвященного целинникам, даже заложили камень по этому поводу. А потом забыли, как это часто у нас бывало. Думаю, было бы правильным реанимировать эту идею и все-таки соорудить общеказахстанский монумент целинного братства, как знак уважения всех поколений к подвигу первоцелинников, хотя бы к 50-летию целины», - сказал Н.Назарбаев.

Далее, Президент отметил, что в Казахстане сложилось довольно хрупкое общественно-политическое равновесие:

«Сохраняются стабильность и межнациональное согласие. Но находятся силы, которые в разных формах пытаются это равновесие нарушить, играя на естественном беспокойстве людей, волей судьбы оказавшихся не в прежней советской державе, а в принципиально новом государстве, еще психологически не перестроившихся и только делающих свой выбор. Да, люди уезжают, в том числе и с целины: русские, немцы, украинцы, представители других национальностей. У каждого из них есть своя причина и неотъемлемое право без какого-либо давления решить этот вопрос для себя самостоятельно. Это вполне естественно, и данный процесс не имеет характера массового исхода, как это порой пытаются представить. Но каждый факт выезда, не скрою, доставляет мне переживания. Ведь на просторах Казахстана всегда будет место для всех, есть, где жить и работать. Эго наша Родина. Нужны люди, нужны рабочие руки и для будущего нашей экономики. Я за то, чтобы люди могли свободно перемещаться, выбирать место жительства и работы, без бюрократических проволочек получать гражданство. Как вы знаете, своим указом я упростил этот порядок в Казахстане и направил пакет проектов соглашений по этому поводу главам других государств. Считаю, что это единственное разумное решение. И где бы человек ни жил, ему должны быть обеспечены возможности для реализации своих национальных потребностей - использования языка, культуры, традиций и обычаев своего народа. В равной степени отношу это и к казахам, в том числе проживающим за пределами своей исторической родины.

Отдельные политиканствующие деятели, спекулирующие на естественных чувствах и пытающиеся разыграть ту или иную «национальную карту», играют с огнем. Они могут ослабить государство, рассорить людей, вызвать кровопролитие, подобно тому, что мы наблюдаем в Нагорном Карабахе и Югославии. Поэтому такие авантюристы должны неукоснительно преследоваться по закону и соответствующим образом наказываться. Такие законы у нас есть, и государство обязано защитить своих граждан от хаоса возможного массового нарушения их прав и свобод, предусмотренных нашей Конституцией. Полагаю, вы со мной согласитесь.

Я не случайно заговорил о целинном братстве как прообразе нашего будущего гражданского общества. Суть его в том, что все мы сообща должны крепить политическую общность граждан Казахстана, которая сцементирована единым экономическим, политическим и государственным интересом. Основным в ней является не национальная принадлежность, а гражданская: «Я - гражданин Казахстана, казахстанец». И это должно стать основой самоопределения каждого из нас. Порой мы забываем о том, что, выпячивая свое национальное «я», мы тем самым вступаем в противоречие с нашей Конституцией. Позволю себе еще раз напомнить всем, что она открывается словами: «Мы, народ Казахстана...».

Глава государства напомнил, что в Конституции главенствующим является принцип равенства прав и свобод граждан, независимо от национальной и социальной принадлежности, вероисповедания, пола. Категорически запрещаются преследование или дискриминация по этим же признакам или по факту невладения тем или иным языком. И эти положения обязательно должны войти в плоть и кровь каждого казахстанца.

В заключение - отрывок из выступления Н.Назарбаева на торжественном собрании по случаю 150-летия Абая Кунанбаева в августе 1995 года.

«Абай был убежден, что духовное взаимовлияние сближает великие и малые народы. Считал, что человек человеку друг. И людской род воспринимал в единстве, не деля его на запад и восток. На ближних и дальних. Во имя улучшения жизни степняка полагал необходимым внимательно изучать быт и культуру развивающихся народов. Настойчиво искал пути оздоровления социальной среды, в которой обитали его соплеменники. Делился своими наблюдениями и раздумьями. Имел огромное влияние на казахскую интеллигенцию начала века, устремившуюся к социальному прогрессу. Казахское общественное сознание XX века всколыхнулось его гуманистическими и просветительскими идеями.

К общественно-социальным раздумьям Абая следует особенно внимательно прислушаться в наши дни, когда в обществе происходят кардинальные перемены. Совершенно очевидно: великий мыслитель степи отнюдь не призывал лить слезы сострадания к бедному люду. Истинную любовь к народу он видел в пробуждении его чести и гордости, его гражданской активности и собственного достоинства, дабы тем самым взять свою судьбу в свои руки.

Спасение нации только в ее духовном возрождении. Путь этот, справедливо полагал Абай, будет долог и труден, но необходим. Первое, что он советует: трудись, избавься от бедности, ибо «голодному человеку нелегко сохранять благоразумие и честь, еще труднее сохранить постоянное стремление к наукам. Только тогда, когда человек свободен от заботы о куске хлеба, он сам чувствует необходимость знаний и культуры...», - напомнил Президент.

Далее, Н.Назарбаев затронул вопрос, который и сейчас дискутируется в казахстанском обществе:«Но у кого, где искать знания и культуру? Абай отвечает: «Нужно овладевать русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура... Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира, и приобретая его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа».

Но чем тогда, собственно, рецепт Абая отличался от постылых, фарисейских назиданий царских чиновников? Прежде всего, в том, что те были заинтересованы в унижении, умалении достоинства степняка в широкополом чапане и мерлушковом треухе. Абай же спешит приподнять его, уравнять в правах и достоинстве. «Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами», - учит Абай».

В последующий период, после того, как в основном были сформированы новые государственные институты, подготовлено новое поколение управленцев в государственном управлении и в экономике, выступления Президента носили более прикладной характер и содержали больше конкретных поручений.

Речи Главы государства 1991-1995 годов интересны тем, что в них содержатся самые главные идеологические посылы, давшие толчок консолидации казахстанского общества и формированию в Казахстане гражданской нации.

Сейчас читают