ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: Опыт и традиции позволят достойно выйти из любого кризиса

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В этом году мы отмечаем 25-летие Независимости Республики Казахстан и, в рамках празднования этого славного юбилея, по всей стране проводится большая работа по пропаганде национальной идеологии и воспитанию казахстанского патриотизма, популяризации и распространению историко-культурного наследия народа Казахстана, в том числе и сведений о новейшей истории нашего государства.

Общепризнанная роль Первого Президента РК-Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева в становлении новой казахской государственности делает особенно интересными восприятие и оценку событий прошедшей четверти века именно с точки зрения Главы государства, в контексте его стратегического видения перспектив развития страны, верность которого неоднократно подтверждена самой жизнью.

Международное информационное агентство «Казинформ» публикует серию статей для ознакомления читателей с основным содержанием ряда книг Первого Президента РК-Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, написанных в разные периоды становления нашего государства, а также книг, написанных о Главе государства другими авторами.


***
Монография «Критическое десятилетие», вышедшая в 2003 году - это очень глубокие философские, стратегические и тактические рассуждения Главы государства. Это анализ не только прошедшего времени, но и будущего. В этой книге Президент Н.Назарбаев излагает свое видение важнейших проблем современности.

***
Во введении, которое озаглавлено поэтически «Память огня», Н.Назарбаев приводит слова Абая: «Вражда - не отстаивание истины, а зависть или просто неумение жить в согласии». Эта мудрость великого поэта и философа стала основой для дальнейших размышлений автора.

«У современной истории очень плотный график. То, что раньше длилось столетиями и десятилетиями, сегодня длится мгновение. Главы и президенты государств встречаются ежедневно, а когда-то даже правители соседних держав не встречались никогда или только в том случае, если их встреча означала начало или конец того или иного правления или государства. Сегодня новые государства и союзы возникают чуть ли не каждый месяц, а для того, чтобы они приобрели законченную форму и структуру, требуются считанные годы.

Отклики, будь-то крах фондовых показателей или чрезвычайное происшествие регионального масштаба, растекаются по планете столь быстро, что впору говорить о единой центральной нервной системе человечества. Как говорят философы, сегодня в пространстве мы приобретаем в силе то, что теряем во времени. Калейдоскоп событий и процессов меняется с такой головокружительной быстротой, что мы зачастую не успеваем внимательно рассмотреть и осмыслить отдельные узоры регионов и общества.

Образно говоря, картины мира и миропорядка меняются столь быстро, что их художники и эксперты-ценители не успевают размешивать политологические и социологические краски. И для того, чтобы увеличить эту палитру, зачастую приходится вводить новые эвфемизмы и неологизмы. И самые значительные и распространенные из них - глобализм и международный терроризм.

Для одних глобализм - это Новый Вавилон, который еще больше разъединит народы и похоронит в своих обломках ее архитекторов и инженеров. Для других глобализация - это некая Единая Теория Поля, которая позволит объединить и учесть интересы всех сил, отражаюших интересы социально-культурных обществ и государственных сообществ.
Для противников глобализации это всего лишь новые названия старых явлений - неоколониализм, неовестернизация, неомодернизация.

Сторонники глобализации приводят существенные аргументы и наглядные доказательства того, что именно глобализация способствует значительному научно-техническому и социальному прогрессу бывших до этого отсталых регионов. У каждого своя система доказательств и свой набор аргументов. Но истина, как всегда, где-то посередине. Одних глобализация действительно загоняет в «каменный век», других оплодотворяет своей жизненной энергией и растущим процветанием.

И то, как глобализация войдет в нашу жизнь, позитивно или негативно, зависит не только от нас самих, нашего осознанного и интуитивного стремления к гармонии и благополучию. Многое, если не все, зависит от других, подчас неуловимых факторов - культурный потенциал, исторический традиционализм, экономическое состояние, ресурсная база и... собственное или национальное мироощущение и мировосприятие, которые не всегда поддаются логике или строятся на конструктивной основе.
То же касается так называемого международного терроризма, экстремизма и сепаратизма, которые стремительно и жестко ворвались в наш обиход и межгосударственный язык.

Террор, сепаратизм и экстремизм в своих самых крайних проявлениях - это хронические болезни организма мирового сообщества, зараженного политическим, социальным и экономическим неравенством. Нельзя сказать, что болезнь имеет больше геополитические синдромы, нежели социальные. Нельзя сказать, что в ней больше от экономики, нежели свидетельств актов гражданского неповиновения или политического протеста. Или как-то по-другому. Здесь всего понемногу.

Терроризм, сепаратизм, экстремизм - это война. И, как во всякой войне мы, члены антитеррористической коалиции и страны доброй воли, не можем не применять оружие. Но терроризм невозможно уничтожить, если не уничтожить и катастрофическую пропасть между богатыми и бедными мирами, декларации о мире и одновременные поставки оружия, наркотическую зависимость миллионов людей планеты и возможность делать на этом огромные деньги, геополитические амбиции и эгоистические интересы в ущерб народам и государствам.

Но оружие, пусть даже самое смертоносное, здесь бессильно. Загоняя страны и народы в «каменный век» в пылу борьбы с терроризмом, мы будем постоянно только оживлять само понятие «терроризма», не давая уйти ему в небытие», - такие глубокие мысли излагает автор в самом начале, и в последующих частях книги они тщательно и подробно развиты.

Часть первая называется «Империя страха и риторика террора». Здесь Н.Назарбаев ищет ответа на вопрос: «Почему люди боятся терроризма?». Ведь, если опираться на статистику, то рядовому человеку больше следует бояться дорожно-транспортных происшествий, болезней и обычных ссор.
Увы, здесь нет никакой интриги. Ответ прост и банален. Так же, как ребенка больше всего пугает неосязаемый и неведомый мрак, так и нас пугает и больше всего гнетет непредсказуемая и неожиданная угроза, которая исходит от любого действия, который мы именуем террористическим актом.

Терроризм своей непредсказуемостью и неожиданностью вселяет то самое реальное чувство страха, которое охватывает буквально всех и практически у всех оставляет ощущение неотвратимой и фатальной угрозы. Направление и время удара с его стороны непредсказуемы и потому наиболее чувствительны.

Итак, что же такое терроризм? Кто является носителем терроризма? Каковые цели террора?
Сегодня существует невероятно много определений терроризма. Одни считают терроризм явлением социальным, другие высказывают авторитетное и прямо противоположное мнение. Тем не менее, нельзя говорить о терроризме без какой-либо попытки хоть как-то охарактеризовать или классифицировать это явление.

Терроризм базируется на идеологии применения насилия с целью реализации определенных целей и задач. Терроризм - это система действий, но не взглядов и идей, потому что он совершается не ради себя самого. Сам по себе он не представляет значительной социальной силы, однако как вид деятельности показывает заметную действенность и востребованность.

Это означает, что терроризм сопутствует идеологии постольку, поскольку идея и идеология несовершенны или порочны. Это возможно в двух случаях: когда насилие уже лежит в основе идеологии как ее программная установка и когда идея или идеология настолько несовершенны, что достижение их целей возможно только путем насилия.

Создает предпосылку для распространения терроризма сохраняющийся взрывной потенциал идей расизма и национализма. Нет никаких сомнений в том, что любые формы национализма представляют собой благоприятную базу для распространения терроризма. Националистами терроризм может быть взят на вооружение для утверждения превосходства одной национальной группы над другой.

Национализм, как правило, является причиной усиления сепаратистских настроений. При этом субъектом распространения национализма могут быть как те этнические группы, которые желают приобрести суверенитет, так и те, кто этому препятствует.

Довольно часто в качестве причины распространения терроризма в современном мире называется религиозный фундаментализм. В своем истинном понимании фундаментализм означает стремление сохранить приверженность исходным принципам того или иного учения, преодоление появившихся в ходе его развития отклонений.

Нельзя не отметить, что сегодня достаточно большое распространение получили такие понятия, как исламский экстремизм и терроризм. Хотя никакой агрессивности в самом исламе нет. Но об этом позже.
И, конечно, политический радикализм может являться еще одной основой для проявления терроризма.
Любые формы радикализации общественных настроений влияют на радикализацию методов и средств достижения цели тех или иных группировок.

В этом плане можно говорить о терроризме как следствии проявления «правого» и «левого» радикализма. Поскольку терроризм - это уже деструктивное действие и крайнее выражение политического радикализма, то его последствия мало будут разниться в зависимости от того, на каком фланге политического спектра будет располагаться та или иная партийная группировка. Можно сказать, что политический радикализм критикует, а терроризм убивает», - пишет Н.Назарбаев.

Далее Президент разъясняет некоторые аспекты внутренней и внешней политики нашего государства, в контексте профилактики терроризма.
«Необходимо констатировать, что принятие упреждающих мер против угрозы терроризма на сегодняшний день представляет одно из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности Республики Казахстан. Несмотря на то, что конкретных проявлений террористической деятельности на территории республики не отмечается, это обстоятельство отнюдь не исключает наличия факторов, способных вызвать использование некоторыми группами методов терроризма.

Разумеется, что дожидаться, пока терроризм и его практические проявления постараются найти свою нишу на территории Казахстана, по меньшей мере, абсурдно. Превентивность действий должна найти воплощение в адекватных мерах реагирования на возникающие точки социальных конфликтов, которые способны привести к возникновению терроризма и его распространению в Казахстане.

Соблюдение межконфессионального паритета и мер по недопущению дестабилизации отношений между этническими группами является главным залогом для того, чтобы избежать проявлений терроризма и экстремизма, основой которых потенциально может стать всякий этнонационализм, в какую бы оболочку последний ни рядился.

Поэтому и в новом варианте «Закона о политических партиях» полностью исключена возможность образования политических партий на этнической и религиозной основах.

Наряду с этим, сегодня отмечается проникновение на сопредельные территории центрально-азиатских республик некоторых религиозно-экстремистских и радикальных политических элементов, призывающих к свержению существующей власти, установлению архаичных режимов, или автономизации некоторых районов страны.

Определенная часть религиозных общин подпадает под влияние миссионеров из зарубежных исламских центров, несущих идеи религиозной нетерпимости. Особенно это чувствуется в южных регионах нашей страны. Так, на территории Южно-Казахстанской и Жамбылской областей зафиксирована агитационная деятельность зарубежного радикального движения «Таблиги Джамаат», создавшего подпольную сеть ячеек. Активизируется также и организация «Хизб-ут-Тахрир».

Разумеется, в целях противодействия импорту экстремизма в Казахстан, возникает крайняя и насущная необходимость правового регулирования миссионерской деятельности зарубежных религиозных проповедников. Особенно это касается более четкой и грамотно поставленной работы по проведению компетентной экспертизы религиозной литературы, особенно той, которая касается неклассических интерпретаций и толкований Корана и Шариата», - отмечает Глава государства.

Президент напоминает, что с самых первых дней своей независимости и становления государственности Казахстан является не просто участником интеграционных процессов, но и выступает как один из главных инициаторов объединения стран в целях обеспечения безопасности и стабильности. Казахстан является инициатором создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии и играет ключевую роль в процессе построения Шанхайской организации сотрудничества.

Казахстанской стороной проведена работа по совершенствованию Договора о коллективной безопасности (ДКБ), превращению ДКБ в действенный механизм многостороннего сотрудничества в сфере безопасности. В настоящее время, кроме активной позиции в других структурных объединениях, Казахстан активно поддерживает принимаемые меры Антитеррористической коалиции.

«Так, в соответствии с положениями «Государственной программы борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма и сепаратизма в Республике Казахстан на 2000- 2003 годы» Казахстаном проводится работа по взаимодействию со странами ближнего и дальнего зарубежья по линии борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, принятие совместных превентивных мер.

Среди них, в частности, можно отметить проведение в апреле 2002 года в Алматы под эгидой Антитеррористического центра СНГ второго этапа комплексного оперативно-тактического учения «Юг-антитеррор-2002».
В мае 2002 года в г.Астане проведено заседание «Бишкекской группы» Шанхайской организации сотрудничества, в ходе которого согласован проект о создании Региональной антитеррористической структуры (PATC) ШОС.

В июне 2002 года в г.Атырау проведено полномасштабное учение «Дабыл» по пресечению актов воздушного терроризма, а в августе прошли совместные казахстанско-американские учения «Баланс-Барс» в Капшагае. К этому можно добавить широкомасштабные военные учения на Каспии «Море мира-2002», которые проводились в Мангистауской области совместно казахстанскими и российскими военными. В Республике Казахстан 13 июля 1999 г. был принят Закон «О борьбе с терроризмом», который определил правовые и организационные основы противодействия возникновению терроризма в Республике Казахстан.

Помимо специального закона механизм противодействия возникновению терроризма на территории Казахстана опирается также на другие законы. В частности, это Уголовный кодекс.
В феврале 2002 года были приняты изменения и дополнения в Уголовный кодекс страны, согласно которым была усилена ответственность за совершение террористических актов и ведение такой деятельности. Сегодня стоит вопрос о продолжении работы по принятию необходимых нормативно-правовых актов на случай возникновения чрезвычайных и иных угрожающих безопасности страны ситуаций», - так, вкратце описав проводившуюся в те годы работу по борьбе с терроризмом, Н.Назарбаев также раскрывает и тему борьбы с наркотранзитом через территорию Казахстана.
Отмечая важность контроля за миграционными потоками, Глава государства подчеркивает, что, в первую очередь, должны соблюдаться интересы граждан Казахстана.

«Распространение наркомании и наркобизнеса представляет собой сегодня один из самых серьезнейших вызовов безопасности страны. Казахстан является в большей степени транзитной территорией для наркоторговли. Производство и сбыт наркотиков являются одним из главных источников финансирования террористических организаций. В этой связи существует опасность, что наряду с наркотиками через территорию страны может осуществляться транзит терроризма. И то, и другое чревато для республики сползанием в анархию, разрушением всех имеющихся социально-экономических достижений. В ближайшие годы борьба с наркоманией станет одним из серьезных приоритетов для всех государственных органов.

Миграционная политика должна опираться на первоочередное соблюдение интересов наших собственных граждан. Сегодня во всем мире происходит серьезное переосмысление направлений миграционной политики. Защита национального рынка труда, экономических интересов наших граждан и соблюдение общих гуманитарных норм - это отнюдь не тривиальная задача на фоне расширяющейся внешней трудовой и экономической миграции в ряде пограничных областей.

Важным приоритетом будет являться инициирование и активное участие Казахстана в структурах безопасности и интеграционных процессах, как в ближайшем регионе, так и в более широком плане. Речь идет о создании системы противодействия терроризму и другим угрозам безопасности на Евразийском континенте. Антитеррористический центр СНГ, Организация Договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества представляют собой звенья эшелонированной системы безопасности в данном регионе. Мы изучаем возможность создания консолидированных структур безопасности в рамках Каспийского региона.

Следует отметить, что угроза экспорта терроризма в Казахстан, несмотря на предпринимаемые меры, сегодня становится все более реальной. Главным образом это связано с оформлением устойчивых очагов нестабильности в ареалах, которые непосредственно прилегают к Центральноазиатскому региону и конкретно к Казахстану.
Сегодня никто не может дать гарантий, что система безопасности страны в ближайшей перспективе не может быть испытана на прочность.

Казахстан однозначно находится сегодня в выигрышной ситуации, так как у нас есть время тщательно проанализировать тенденции, связанные с распространением терроризма в мире, а также опыт противодействия этому явлению. Вместе с тем, существенный уровень террористической активности в регионах, находящихся в относительной близости от Казахстана, заставляет держать систему безопасности в состоянии повышенной готовности», - так писал Президент 13 лет назад.
Мы сегодня знаем, что суверенный Казахстан располагает всеми необходимыми силами и  средствами, чтобы противостоять угрозе терроризма. Правоохранительные органы успешно справляются с попытками враждебных сил,   движений и организаций превратить Казахстан в подобие некоторых стран Ближнего Востока. В нашем обществе есть понимание всей опасности религиозного экстремизма, и это - тоже результат проводившейся во все годы независимости государственной политики, основные приоритеты которой всегда определял Глава государства.

В следующей части, названной «В религии экстремизма нет», Президент также дает подробное разъяснение того факта, что в мире происходит подмена понятий, которая ведет к неприятию Ислама в немусульманских обществах.
«Относительно недавно в ходу были достаточно корректные формулировки, которые выражались в виде «исламского радикализма». Именно такие формулировки давали основание достаточно точно отделять само учение, миролюбивый ислам от тех его апологетов, которые всячески искажали и извращали это великое направление духовной мысли и человеческой веры.

Но в последнее время формулировки, пытающиеся определить смысл тех или иных явлений, совершенно изменились и приобрели абсолютно новую окраску. В современных средствах массовой информации и даже в публичных заявлениях отдельных политиков все чаще и настойчивее мелькает понятие, имеющее новый смысл, - это так называемая «исламская угроза».

Совершенно очевидно, что в прямом смысле этого словосочетания содержится совершенно новое содержание и некий поистине глобальный смысл. Теперь, видите ли, речь идет не об отдельных случаях религиозного экстремизма, сепаратизма или терроризма, а о том, что угроза исходит непосредственно от самого ислама как религиозного течения.
Угроза не от отдельного религиозного фанатика или группы экстремистов, а от целого духовного течения, которое исповедуют более миллиарда граждан многих стран в Азии, Европе, Африке, Северной Америке и
на других континентах. Подмена понятий произошла, и в новое понятие заложен совершенно страшный и угрожающий смысл с самыми непредсказуемыми последствиями.

Легкость в употреблении такого понятия, как «исламская угроза», приобрела столь угрожающие масштабы, что впору говорить не о мифической угрозе со стороны ислама, а о необходимости реальной защиты самого ислама..
Ведь полезно все-таки напомнить, что религия для всех народов - это не средство или мотив для завоевания, это средство и мотив для выживания. В тех случаях, когда идея государственности или национального единства испытывает кризис в силу ряда причин, на арену общественной или политической жизни страны выходит религия как сплачивающая всех духовная идея. Во многих случаях именно общность веры позволяет народу выстоять на нелегких исторических перекрестках своей судьбы. Но бывает и так, что в условиях подавления и незначительной роли государства, первенство религии во всех сферах жизни принимает не только гротескные, но и угрожающие формы и становится угрозой не только для отдельной личности и народа, но и для других народов, а иногда и для всего человечества. Так было, например, с так называемыми «крестовыми походами» христианства, с «джихадами» ряда мусульманских стран и прочими проявлениями неумеренной агрессивности на квазирелигиозной почве.

Но совершенно очевидно, что эти агрессивные умонастроения, выраженные в конкретной форме, ничего общего не имели и не имеют с миротворческим потенциалом каждой религии, основанной на идее гуманизма и добра.
Другое дело, что имеет место искажение отдельных постулатов ислама и попытки его переосмысления в угоду тем или иным агрессивным интересам или политической позиции.

Ислам, как и другие мировые религии, не ограничивается только религиозной сферой, включающей теологическое учение и сакральные элементы. Ислам - это цельная система, которая регламентирует и устанавливает не только кодекс поведения и образ жизни, но и систему моральных ценностей и психологическиx установок.

Ислам монотеичен, что подразумевает единство и единоначалие Бога. В основе мусульманской конструкции мироздания лежит единственный Бог - созидатель мира, и такая форма единобожия присуща и всем остальным основным конфессиям мира. Догмат большинства современных религий о единобожии лежит не только в положении о единственно правильной вере, но и в определенной степени влияет на отношение к другим религиям в форме прямого или косвенного неприятия других начал единобожия. Это касается и христианства.

В основе одного из видов нетерпимости к другим религиям лежит так называемый религиозный фундаментализм. И здесь я должен заметить, что само понятие «фундаментализм» имеет такое же отношение к искажению ислама, как и к искажению христианства іили иудаизма.

Даже само происхождение слова «фундаментализм» в том смысле, в каком мы сейчас его понимаем, отнюдь не имело отношения к исламу.
Фундаменталистами в 20-е годы XX века впервые стали называть представителей ряда христианских общин, таких, как кальвинисты, пресвитериане и баптисты.
Эти группы в свое время активно призывали к возвращению христианской религии к своим изначальным (фундаментальным, базовым) истокам на принципах религиозно-цивилизационного единства и неискаженных канонов первосвященников.

Христианские общины, исповедующие фундаментализм, фанатично и буквально толковали и следовали всем канонам Священного писания и выступали за выведение религиозно-политических принципов из вечного текста Евангелия. Здесь мы должны заметить, что в основе такого понятия, как «фундаментализм», лежит искреннее желание его апологетов внести идеалы нравственности, лежащие в основе религиозных первоисточников, во все сферы современной человеческой жизни. Именно нравственные каноны, которые лежат в основе таких источников, как Ветхий Завет, Коран или что-то другое, должны полностью властвовать над нами ежечасно и еженощно.

С тем, что сам дух каждой религии носит на себе печать светлых и высокоморальных идеалов, невозможно не согласиться. Но, к сожалению, требование неукоснительного соблюдения религиозных принципов в повседневной жизни возводится сторонниками религиозного фундаментализма в ранг категорического императива и требует распространения на все слои гражданского общества, что, разумеется, не удовлетворяет принципам политического плюрализма. Более того, к сожалению, так называемые фундаменталисты проводят или стараются проводить свои установки в достаточно жесткой манере, порой доходящих до откровенно агрессивных форм достижения цели.

Конечно, мы должны осознавать, что требования приоритета религиозных начал в полном соответствии с конфессиональными первоисточниками не могут быть приняты в демократическом, светском, гражданском обществе. И, тем более, неприемлемы формы и методы, которые выбирают фундаменталисты для их реализации», - мысли, заключенные в этих словах Президента, находят свое отражение и в политике нашего государства в сфере религии, и в отношении нашего общества, в целом, к религии.

Не менее интересны следующие главы книги - «Зона особого внимания», «Каспий между тысячелетиями», «Пути безопасности».

А в заключение, как и во всех трудах Н.Назарбаева, мы видим оптимизм, веру в народ Казахстана, веру в светлое будущее страны:

«Мы не можем гарантировать отсутствие кризисов на нашем пути. Но можем гарантировать, что многолетний опыт и традиции, заложенные в нашем обществе, позволят достойно и с пользой выйти из любого кризиса.
Мы способны на это. Наш народ несет в себе огромный интеллектуальный и духовный потенциал.
В этом -  основа нашего исторического оптимизма и безопасности в критическое десятилетие национального, регионального и глобального будущего...».

Сейчас читают
telegram