Инвестпроекты «КазАгроФинанс» направлены на создание эффективных, рентабельных производств на селе - Д.Айтжанов

None
None
АНА. 30 сентября. КАЗИНФОРМ /Каламкас Абуова/ - С начала текущего года акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» вместе со своими дочерними компаниями ведет работу по реализации антикризисной программы, в рамках которой для финансирования крупных инвестиционных проектов в сельском

хозяйстве из Национального фонда было выделено порядка 120 миллиардов тенге.

О том, на какие проекты нацелены эти средства, как они распределяются и как в целом идет их освоение, мы решили поговорить с председателем правления АО «КазАгроФинанс» Дулатом Айтжановым.

- Дулат Нулиевич,   расскажите, пожалуйста,  о ходе освоения средств, выделенных для поддержки агропромышленного комплекса страны. На какие конкретно проекты направляются эти средства?

  Как Вы знаете, в Послании Президента   «Через кризис к обновлению и развитию» он особо отметил агропромышленный комплекс, сказав, что благодаря его развитию «...мы одновременно решаем две важнейшие для страны задачи - обеспечение продовольственной безопасности и диверсификация экспорта. Поэтому мы приняли решение продолжить финансирование инвестиционных проектов по развитию экспортно-ориентированных производств, таких как организация и развитие молочно-товарных ферм, птицефабрик, откормочных площадок, организация производства плодоовощных культур с применением капельного орошения, создание производства по сборке сельскохозяйственной техники, развитие мясоперерабатывающих производств, переработки тонкой шерсти, инфраструктуры экспорта казахстанского зерна и его глубокой переработки».

Данное поручение Главы государства было закреплено в Плане совместных действий Правительства, Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы.

Основываясь на этих государственных решениях, Совет директоров холдинга «КазАгро» определил 11 конкретных направлений и лимиты их финансирования, по которым будут реализовываться упомянутые проекты.

КазАгроФинанс был определен оператором по шести инвестиционным направлениям, это создание новых и развитие действующих:   молочно-товарных ферм;   тепличных хозяйств;   птицефабрик;   овощехранилищ;   производств плодоовощной продукции с применением технологий капельного орошения и   организация производства по сборке сельхозтехники.

Вот на создание таких производств сейчас ориентированы средства, выделенные из Национального фонда для развития сельского хозяйства. При этом хочу особо подчеркнуть, что окончательное решение о финансировании проекта либо его отклонении принимает Общественная комиссия, в состав которой входят депутаты Парламента Республики Казахстан, Министерства сельского хозяйства, холдинга «КазАгро», а также представители бизнес-ассоциаций, неправительственных организаций, независимые эксперты.

- Требования предъявляются как к заемщикам, так и отдельно к их проектам. Можно подробнее об этом и о том,   какими принципами руководствуются при отборе проектов?

В первую очередь - это гласность проведения отбора, то есть все сообщения о проведении и завершении отбора публикуются на государственном и русском языках в средствах массовой информации, распространяемых на всю территорию страны, это и республиканские, и областные газеты, плюс  наш корпоративный сайт. Сейчас   ведем подготовку к публикациям на районном уровне.

Кроме того, все отобранные заявки направляются на Общественную комиссию, которая и принимает окончательное решение. По каждому проекту   решения Общественной комиссией также публикуются и будут продолжать публиковаться в средствах массовой информации.

Открытость отбора означает, что для участия в нем  заявку могут подать все без исключения   желающие.

Прозрачность отбора - это, как я уже упоминал, нормативная регламентация всех процедур отбора, единые для всех участников правила, требования, а также рассмотрение всех заявок Общественной комиссией.

Эти принципы направлены, прежде всего, на недопущение каких-либо проявлений коррупции. Приведу   пример. В самом начале мы собрали практически всех  подавших заявки на участие в конкурсе и прямо сказали, что  какие-либо попытки предлагать руководству или сотрудникам незаконное вознаграждение за «прохождение» проекта не имеет смысла, а в случае  появления  таких фактов, как со стороны участников отбора, так и со стороны работников АО «КазАгроФинанс», информация будет передана в правоохранительные органы незамедлительно.

То есть   мы дали всем понять, что не только прохождение и отбор инвестиционных проектов, но и расходование средств Национального Фонда в процессе их реализации будет осуществляться под жестким контролем.

Что касается требований, то, действительно, они предъявляются и к потенциальным заемщикам, и к их инвестиционным проектам, причем в зависимости от инвестиционного направления учитываются специфические требования.

Общими для всех потенциальных заемщиков являются требования о наличии правоспособности и платежеспособн ости; отсутствие налоговой задолженности сроком, превышающим три месяца; отсутствие процедур реорганизации, ликвидации, банкротства предприятия, а также каких-либо ограничений в предпринимательской деятельности; отсутствие просроченной кредиторской задолженности и отрицательной кредитной истории.

Заемщик также должен обладать достаточной залоговой базой или иными ресурсами для минимизации рисков невозвратности инвестированных средств и обеспечения исполнения обязательств по полученному финансированию. Необходимо также официальное согласие акционеров или учредителей заемщика о получении финансирования в  КазАгроФинансе.

Обязательным является также наличие у заемщика средств на софинансирование проекта -  не менее   15% от общей его стоимости. Здесь надо уточнить, что КазАгроФинанс использует два традиционных инструмента финансирования, это лизинг и займ. Когда речь идет о софинансировании проекта заемщиком, то 15% от суммы договора лизинга он представляет в виде денежных средств. Когда мы говорим о займе, то эти 15% могут быть представлены не только в виде денежных средств, но и в виде ранее понесенных заемщиком затрат, связанных именно с инициируемым им проектом. Естественно, что эти затраты нами тщательно проверяются.

Немаловажным моментом является наличие опыта работы заемщика в той сфере, в которой он планирует получить финансирование, а также наличие материально-технической базы и квалифицированных  кадров.

Как уже говорилось раньше, требования выставлены не только к заемщикам, но и к планируемым проектам. Реализуя инвестиционные проекты, мы будем делать акцент на создание эффективных, рентабельных производств, способных в кратчайшие сроки вывести на продовольственные рынки страны готовую продукцию, конкурентоспособную -  как по цене, так и по качеству.

Поэтому проект должен быть направлен на создание нового производства или на расширение действующего с увеличением объемов производимой продукции, в котором будут использованы современные технологи и соблюдены все нормы экологической безопасности.

В то же время мы обращаем внимание на такие важные факторы, как эффективность показателей инвестиционного проекта, рентабельность и адекватные сроки окупаемости проекта. В целях увеличения доли казахстанского содержания при производстве товаров и предоставлении услуг, мы настаиваем на возможности преимущественного использования заемщиками товаров, работ и услуг местных производителей.

Что касается специфических требований к проектам по каждому отдельному  направлению, то  каждый  проект должен предусматривать использование передовых технологий.

Мы хотим, чтобы реализация инвестпроектов позволила решить хотя бы часть тех проблем, с которыми сейчас сталкивается отрасль сельского хозяйства. К примеру, в молочной промышленности это малая продуктивность дойного поголовья, существенный дисбаланс в производстве молока, то есть высокая доля производимого молока приходится  на личные подворья, неравномерность загрузки перерабатывающих производств и, наконец, значительный импорт молочной продукции, достигающий 70-80% по отдельным видам. 

Поэтому главными требованиями к проектам при строительстве молочно-товарной фермы являются внедрение передовых технологий содержания и доения высокопродуктивного племенного поголовья скота.

Проекты по созданию современных птицефабрик мясного направления направлены на снижение зависимости Казахстана от импорта мяса птицы и повышения ее качества у казахстанских производителей, поэтому приоритет будет отдан проектам, предусматривающим внедрение передовых технологий напольного и клеточного содержания птицы.

Проекты по созданию сети тепличных хозяйств, овощехранилищ и производств по возделыванию плодоовощной продукции с использованием технологий капельного орошения будут направлены, во-первых, на решение проблем с обеспечением населения плодоовощной продукцией по приемлемым ценам в период межсезонья, снижение импорта, а во-вторых, -  на формирование резервов плодоовощной продукции вокруг крупных городов.

По проектам организации производства по сборке сельхозтехники  основным условием финансирования является необходимость частичной или полной локализации производства с использованием местных трудовых ресурсов.

 На первый взгляд кажется, что к заемщикам и проектам предъявляется достаточно жесткие требования, однако, учитывая десятилетний опыт компании, мы понимаем, что несоблюдение любого из указанных условий может привести к нежелательным результатам. Причем не только для компании  как финансовому институту. Нарушения требований могут оказать негативное влияние на отрасль.

Но неизменными остались льготные условия финансирования. Лизинг и кредит под 6% годовых, льготный период до 2 лет и оплата основного долга один раз в год. Как показывает практика, такие условия значительно облегчают нашим заемщикам финансовую нагрузку и позволяют эффективнее расходовать средства.

На сегодня к нам уже поступило 19 заявок на сумму 27,3 млрд.тенге. Прием заявок идет полным ходом. Ответы по всем возникающим в ходе отбора вопросам либо информацию о состоянии и стадии рассмотрения проекта потенциальные заемщики могут получить у наших менеджеров. Прием документов осуществляется ежедневно в центральном аппарате компании.

-Дулат Нулиевич, но если говорить о тех проектов, которые были  одобрены на первом этапе, почему  не все  получают   финансирование, нет движения?

- Сказать, что вообще ничего не двигается, неверно. Финансирование идет, но отвечая на данный вопрос, хотел бы обратить внимание на несколько факторов, влияющих на: а) процесс отбора; б) финансирование проектов.

Первое. В соответствии с регламентирующими документами, на первом этапе конкурсного отбора, который начался в феврале этого года, процесс   отбора осуществлялся в следующем порядке. Заявки с полным пакетом необходимых документов, а их было 118, поступали на экспертизу структурных подразделений АО «КазАгроФинанс». Проводился правовой и финансовый анализ, причем не только предлагаемых проектов, но и по самим заемщикам, рассчитывались финансовые и иные риски, оценивалась предлагаемая залоговая база, материально-техническая база, инфраструктурная обеспеченность и т.п.

В целом, осуществлялась многосторонняя и многоуровневая экспертиза в целях недопущения невозврата  денежных средств, выделяемых из Национального фонда Республики Казахстан, а также минимизации рисков в последующей эффективной реализации крупных инвестиционных проектов.

После этого каждая заявка выносилась на рассмотрение Кредитного комитета, который принимал либо отрицательное решение, либо положительное, но с отлагательным условием: «Одобрить финансирование проекта в случае его одобрения Конкурсной комиссией». Затем каждая заявка выносилась на рассмотрение правления национального управляющего холдинга «КазАгро», структурные подразделения которого также тщательно исследовали каждый проект. В итоге, окончательное решение об отклонении проекта либо его финансировании принимала Конкурсная комиссия.

Заседания Конкурсной комиссии проводились по каждому направлению отдельно, и только после проведения тщательной проверки проектов и предлагающих их заемщиков. К примеру, только по теплицам поступило 40 заявок, но чтобы вынести на комиссию наиболее подготовленный и экономически рассчитанный проект, необходимо было проанализировать все проекты по данному направлению. Иначе комиссия не могла бы принять объективное решение, поскольку не могла знать характеристики тех проектов, по которым были отрицательные решения предыдущих инстанций. Более того, у комиссии были полномочия направить на дополнительную проработку те проекты, по которым были отрицательные решения.

И такая работа была проведена по каждому из 118 проектов.

Второе.В процессе определения победителей, по каждому из них давались замечания практически во всех инстанциях, уполномоченных принимать решения в рамках своей компетенции. Самыми распространенными замечаниями были указания на недостаточно проработанные расчеты по строительно-монтажным работам. Надо отметить, что в процессе рассмотрения заявок не требовалось представление утвержденной проектно-сметной документации, поскольку это дополнительные и немалые затраты для участников конкурса, которым еще предстояло проходить отбор.

В то же время начинать финансирование без проектно-сметной документации, без определения конкретной суммы займа на эти цели не представляется возможным, не говоря уже о том, что само строительство без этого документа является нарушением законодательства.

Это одна из основных причин, по которой не начинается финансирование одобренных проектов. В данное время победители первого этапа занимаются разработкой и утверждением проектно-сметной документации в установленном порядке. Это требование связано с обеспечением целевого использования выделяемых средств.

Более того, уже после конкурса сами победители зачастую идут на корректировки проекта в части строительно-монтажных работ, дополняя либо исключая составляющие объекты того или иного комплекса, а это влечет повторные перерасчеты всего проекта.

Третье. Уже после проведения конкурса, победители в силу различных факторов идут на корректировки по части технологического оборудования и биоактивов, которые планировалось закупить в рамках реализации проекта. Корректировки касаются либо изменения спецификации либо полной замены поставщика. Вкупе с постоянными изменениями цен на данном рынке, валютными колебаниями, согласованием условий поставки и монтажа, это также влечет постоянную работу по перерасчету проекта, что отнимает значительное время.

К примеру, в рамках создания новой молочно-товарной фермы планировалось приобретать крупнорогатый высокопродуктивный скот в Голландии. Однако, уже после окончания конкурсных процедур, из-за неблагополучной эпизоотической ситуации Казахстан ввел запрет на ввоз скота из этой страны, хотя уже были согласованы поставщик, цена, условия и сроки поставки. Все эти данные были использованы при расчете проекта. Теперь рассматриваются варианты завоза скота для создаваемых молочно-товарных ферм из других стран, но уже будут иные условия. Это значит, что проекты нужно пересчитывать по этим новым условиям.

Четвертое. Учитывая, что АО «КазАгроФинанс» как финансовая организация подчиняется действующему банковскому законодательству наравне с любым банком второго уровня, есть правовые требования, от которых он не освобождается при реализации инвестиционных проектов. Одним из таких требований является обеспеченность выдаваемых займов, то есть обязательность представления заемщиком адекватных залогов. Оформление залогов, включая их независимую оценку, также требует времени, чем сейчас занимается большинство победителей. Проведение оценки имущества, передаваемого в залог, не требовалось на первом этапе конкурса, потому что это опять же дополнительные и немалые расходы для участников конкурса.

В завершение еще раз хочу обратить внимание на то, что АО «КазАгроФинанс» принимает все усилия к ускоренной реализации инвестиционных проектов, к началу их финансирования, но это будет зависеть от добросовестности и оперативности самих заемщиков, инициировавших инвестиционный проект.

В любом случае в процессе отбора и реализации инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Плана совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы, будут приняты все исчерпывающие меры для обеспечения правомерности, прозрачности и эффективности использования средств Национального фонда Республики Казахстан.

 - Дулат Нулиевич, спасибо за интервью.

Сейчас читают