Интеллектуальный потенциал Республики

АЛМАТЫ. 5 марта. КАЗИНФОРМ /Жазира Джанабаева/ – Одним из приоритетных направлений национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты - молодых людей, способных в будущем занять ключевые места в управлении государством, в экономике, науке, культуре, искусстве. Выявить такую молодежь призваны и республиканские научные соревнования по общеобразовательным предметам среди учащихся 9-11 классов, прошедшие в Алматы в конце февраля. Об этом корреспонденту Казинформа сказала старший методист Республиканского научно-практического центра «Дарын», который является организатором данного мероприятия, Сара Кудабаева.
None
None
- Сара Ешмухамбетовна, расскажите подробнее о том, какова основная цель данного мероприятия?- Соревнования были организованы, как уже было заявлено ранее, в целях интеграции науки и образования, преемственности поколений, содействия формированию будущего научного потенциала страны. Основная тема прошедших соревнований звучала следующим образом: «Модели экономического и социально-культурного развития республики в свете стратегии «Казахстан ? 2030» по следующим направлениям: «Научно-технический прогресс как ключевое звено экономического роста»; «Математическое моделирование экономических и социальных процессов»; «Здоровая природная среда ? основа стратегии Казахстан- 2030» и «Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты». А в первую очередь, конечно, подобные мероприятия призваны повышать познавательную мотивацию, способствовать интеллектуальному развитию наших детей, а также повышению профессионального уровня педагогов.- Каким образом проводятся научные соревнования?- «Республиканские научные соревнования по общеобразовательным предметам среди учащихся 9-11 классов» официально зарегестирированы в Министерстве образования и науки Республики Казахстан, и являются интеллектуальным конкурсом, который проводится по приказу министра, начиная с 1999 года. А наш центр является ответственным за проведение соревнований.- Каковы порядок подачи заявок и в целом процедура всех отборочных этапов? Как стать участником соревнований?- Абсолютно любой учащийся 8-11 классов, который занимается исследовательской работой, может стать участником научных соревнований. В первую очередь он должен поставить в известность администрацию своей школы, которая в свою очередь подает официальную заявку в районное управление образования. Соревнования проходят в четыре этапа: это районный, областной этапы, далее отборочный, который состоит из двух туров: тестирование и экспертиза и, наконец, финал, который традиционно проводится в Алматы. Ежегодно в наших соревнованиях участвуют более 10000 школьников со всего Казахстана, из них на финальный этап проходят, порядка 300-500 самых талантливых и одаренных детей.- Каков состав жюри?- Республиканское жюри научных соревнований, как правило, представлено академиками и профессорами, известными учеными Казахстана. Например, последние пять лет жюри возглавляет академик, доктор биологических наук Байтулин Иса Омарович. Председателем жюри секции «математика» третий год подряд является академик, доктор физико-математических наук Утельбаев Мухтарбай Утельбаевич.- Происходят ли изменения в структуре данного мероприятия?- Мы приверженцы традиций, соревнования проходят по единожды установленным правилам, во всяком случае, так было все предыдущие годы, даже время проведения не меняется: ежегодно конце февраля в Алматы со всех концов республики съезжаются участники.- Как обычно поощряются победители? - В первую очередь, думаю, это самое ценное для участников, ведущие вузы страны выделяют гранты победителям, например, в этом году Казахский национальный университет им. аль-Фараби выделил 129 грантов, 20 ? Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева и 6 ? казахско-турецкий университет им. Сулеймана Демиреля.Этим школьникам уже необязательно набирать высшие баллы, с пороговым уровнем ? 60 баллов - они сразу же поступят на тот факультет, по которому выиграли дипломы. Таким образом, университеты оказывают настоящую поддержку одаренным детям. Более того, из числа победителей формируется команда, которая представит Казахстан на Всемирной выставке науки и техники INTEL ISEF (США). Кстати, наши научные соревнования являются с 2000 года филиалом данной выставки. Финансирование расходов команды на поездку идет за счет бюджетных средств РНЦП «Дарын». В активе казахстанских школьников были золотые, серебряные, бронзовые медали и грамоты. Стоит отметить, что в защите проектов на Всемирной выставке участвуют более 2000 школьников со всего мира, а в жюри самые маститые ученые со всего мира. Помимо вышеперечисленного, участники были награждены ценными призами.- Как прошли соревнования в этом году? Кто стал победителем? - К сожалению, невозможно перечислить всех, назову лишь несколько имен: Насырулла Маулен, Андрей Коптев и Чингиз Жумагулов из города Алматы, Куат Бекпергенов из города Экибастуз, Каиыржан Шахмардан и Габит Габдуллин из Астаны; Жумабекова Рабия - Талгарский район Алматинской области, и многие, многие другие. В общей сложности в соревнованиях приняли участие 433 школьника с 355 проектами. Первое место заняли 23, второе ? 39 и третье ? 63 проекта. Всего по республике заявки на участие в конкурсе подали 11 837 школьников.- Сара Ешмухамбетовна, расскажите подробнее о Центре «Дарын»- Интенсификации работы с наиболее способными детьми и молодежью в Казахстане способствовало Распоряжение Президента "О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей" (1996г.). Для его реализации Постановлением Правительства РК № 256 от 24 марта 1998 года было открыто принципиально новое научно-образовательное учреждение - Республиканский научно-практический центр "Дарын" при Министерстве образования и науки, который стал системообразующим звеном в работе с одаренными детьми в республике. Наш центр - это многофункциональное научно-образовательное учреждение, направленное на совершенствование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей. Мы занимаемся проведением Республиканских олимпиад, соревнований, марафонов по общеобразовательным предметам, проводим научные исследования в области педагогики и психологии одаренности (по линии программ фундаментальных исследований НАН РК), сотрудничаем с международными олимпийскими комитетами по основам наук, занимаемся подготовкой педагогов для работы с одаренными детьми. И, конечно же, в первую очередь «Дарын» - это сеть организаций образования, научные школы, школы дополнительного образования и т.д.Если говорить о наших основных целях и задачах, то их можно обозначить как содействие формированию интеллектуального потенциала Республики Казахстан и создание системы выявления, отбора, поддержки, развития и обучения одаренных детей, а также обеспечение социальной и правовой защиты одаренных детей и молодежи и расширение международного сотрудничества в области инновационных технологий развития одаренной личности.
Сейчас читают