Инициативы Президента об однопалатном Парламенте и министерстве ИИ прокомментировал эксперт

Нынешнее Послание Касым-Жомарта Токаева задаёт целостную рамку институциональной и структурной модернизации Республики Казахстан, считает кандидат философских наук, член Общественного совета Костанайской области Денис Качеев, передает агентство Kazinform.

Инициативы Президента об однопалатном Парламенте и министерстве ИИ — взаимодополняющие условия успешной модернизации Казахстана - Денис Качеев
Фото: из личного архива Дениса Качеева

— Создать однопалатный Парламент предложил Президент, обращаясь к казахстанцам с Посланием. Данная реформа, по его словам, должна стать предметом обстоятельного обсуждения в гражданском секторе, экспертной среде и, конечно, в действующем Парламенте, — говорит эксперт.

По мнению Д. Качеева, нынешнее Послание Касым-Жомарта Токаева задаёт целостную рамку институциональной и структурной модернизации Республики Казахстан, в которой экономическая диверсификация, фискальная дисциплина и социальная адресность увязаны с управленческими и конституционно-политическими преобразованиями.

— На фоне уже объявленных приоритетов (снижение инфляции, перезапуск инвестиционного цикла, углубление переработки сырья, цифровизация администрирования) ключевыми маркерами «сдвига системы координат» выступают два решения: инициатива перехода к однопалатному Парламенту и создание специализированного Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития. Первое — это сигнал о намерении упростить законодательную архитектуру, сократить издержки согласований между палатами и повысить персональную политическую ответственность депутатского корпуса, — подчеркнул кандидат философских наук.

Член Общественного совета Костанайской области считает, что таким образом корректируется модель представительства и законотворческой динамики, что потенциально усиливает управляемость политических реформ и повышает скорость прохождения законопроектов в условиях перманентного изменения внешней среды. В публичном поле данная реформа артикулируется как перспектива «в обозримом будущем», что оставляет пространство для правовой техники: переходные положения, перераспределение компетенций, пересмотр избирательных правил, но одновременно устанавливает стратегический вектор конституционного минимализма и функциональной эффективности парламентского процесса, отмечает он. 

Второе значимое решение, по словам Д. Качеева, — формирование профильного министерства ИИ и цифрового развития во главе с руководителем в ранге вице-премьера. Это институционализирует технологическую повестку как «сквозной» фактор конкурентоспособности и, по сути, выводит цифровую трансформацию на уровень политико-административного приоритета, сопоставимый с традиционными отраслевыми блоками.

— Такой дизайн предполагает: централизацию стратегирования, в том числе ускорение принятия «Цифрового кодекса»; интеграцию ИИ-решений в «электронное правительство» и секторальные платформы; ускоренную координацию кадровой и научно-инновационной политики (образование, дата-центры, кибербезопасность); выстраивание режимов регулирования цифровых активов, снижающих неопределённость для инвесторов. Придание министерскому центру статуса вице-премьера дополнительно решает проблему «горизонтальной связности» между экономическим блоком, безопасностью и социальной сферой, что важно для масштабируемости ИИ-проектов. В совокупности это формирует институциональный «узел ускорения», через который цифровая модернизация становится не вспомогательной, а определяющей.  В более широком контексте Послание синхронизирует эти две реформы с экономико-фискальным «каркасом»: обновлением Налогового кодекса на принципах доверия и прозрачности, стимулированием кредитования реального сектора, адресным пересмотром льгот и тотальной цифровизацией администрирования; одновременно — с социальным блоком (перенастройка мер поддержки, «социальный кошелёк», перезагрузка ОСМС) и инфраструктурой (энергетика, газопереработка, транспортно-логистические коридоры, телеком-сети и волоконно-оптическая линия через Каспий), — резюмировал эксперт.

Такая сквозная логика, по мнению Д. Качеева, позволяет трактовать предлагаемые институциональные новации не как точечные изменения, а как элементы единой траектории к «государству действий», в котором упрощённая политическая система, дополненная технологически оснащённым содержанием, приведёт к ускоренному правоприменению и снижению издержек в реализации развития Казахстана. На уровне политической экономики это равнозначно «сжатию» цикла «решение-исполнение» и повышению воспроизводимости управленческих результатов, при заявленной цели «полной цифровой страны в трёхлетнем горизонте».

Эскперт отметил, что акцент на однопалатном Парламенте и создании министерства ИИ и цифрового развития отражает стратегию институциональной простоты и технологической интенсивности как двух взаимодополняющих условий успешной модернизации Казахстана.

— Если переход к однопалатной модели обеспечит динамику законодательно-регуляторной поддержки реформ, то новый технологический центр — их операционализацию через данные, алгоритмы и цифровые платформы. В сочетании с экономическими и социальными мерами это придаёт Посланию характер не декларации, а проектной конфигурации «Справедливого Казахстана», в которой закон и порядок подкреплены институциональной ответственностью, а экономический рост — технологической продуктивностью, — подытожил член Общественного совета Костанайской области.

Ранее своим мнением по поводу создания однопалатного Парламента поделился депутат Мажилиса Айдос Сарым. 

Напомним, сегодня в своем Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев предложил сделать Парламент однопалатным.

Глава государства подчеркнул, что это очень серьезный вопрос, спешка в его решении совершенно неуместна. Данная реформа должна стать предметом обстоятельного обсуждения в гражданском секторе, экспертной среде и, конечно, в действующем Парламенте.

Полный текст Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана читайте здесь.

Сейчас читают