Идея мира отражена во всех религиозных писаниях - бывший Премьер-министр Норвегии.
- Вы говорили, что находясь в должности Премьер-министра Норвегии, несколько раз посещали Казахстан в 2004 году, и теперь поражены изменениями, произошедшими в городе Астана за последние 5 лет. Какие вопросы Вы обсудили во время переговоров с Президентом Нурсултаном Назарбаевым?
- Я неоднократно встречался с Президентом РК Н. Назарбаевым в 2004 году и несколько раз после того визита. Мы обсудили несколько важных вопросов: значение Форума религиозных лидеров, предстоящее председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 и проблему ядерного оружия. Говоря об инициативе Нурсултана Назарбаева об отказе от ядерного арсенала после обретения Казахстаном независимости, я отметил, что это очень хороший пример для других государств. Это призыв ко всему миру отказаться от ядерного оружия. Кроме того, мы рассмотрели вопросы нефтяных запасов и использования норвежского опыта по созданию Национального фонда.
- Каковы ваши ожидания от председательства Республики Казахстан в ОБСЕ в следующем году?
- В отношении председательства Казахстана в этой организации в следующем году все мы ожидаем многого от Казахстана. Норвегия является одним из наиболее активных членов ОБСЕ. Из беседы с Президентом РК я понял, что политики Казахстана видят два основных приоритета в период председательствования, а именно безопасность и межкультурный и межконфессиональный диалог. Таким образом, эти приоритеты полностью соответствуют идеям ОБСЕ. Насколько я помню, 20 лет назад, когда я был министром иностранных дел Норвегии, а также 10 лет назад, когда я занимал должность Премьер-министра, я говорил о трех корзинах сотрудничества ОБСЕ. Эти три корзины - безопасность, экономическое сотрудничество и гуманитарные вопросы, взаимоотношения между религиями.
- Сегодня необходимо, чтобы мировое сообщество объединилось и предприняло активные шаги по разработке новых форм сотрудничества, с помощью которых можно было бы преодолеть глобальные разногласия. Не приведет ли глобализация к объединению культур, утрате моральных и духовных ценностей?
- Значение межрелигиозного диалога нельзя переоценить. Ведь мы знаем, что зачастую религия используется неправильно для разжигания конфликтов. И нам необходимо бороться с таким злоупотреблением. Наилучший способ это сделать - объединить людей независимо от культурных, этнических и религиозных границ и различий. Мы также должны осознавать, что человеческие ценности у всех общие. Данный аспект также обсуждался на конференции. Среди таких ценностей должно быть человеческое достоинство, наличие которого приведет к реализации основополагающих прав человека. Далее, идея мира, которая должна быть отражена во всех религиозных писаниях - это идея справедливости как вертикально по отношению Бога, так и горизонтально между людьми. Важно, чтобы все участники конгресса по возвращении домой в свои родные страны передали послание о взаимопонимании и толерантности, и приступили к осуществлению этих идей. Предпосылкой межрелигиозного диалога является свобода вероисповедания, а также свобода слова и свобода ассоциаций. Ведь если мы открыты для диалога, мы должны свободно пользоваться своими правами. Повторюсь, от Казахстана, как от председателя ОБСЕ в 2010 году, мир ожидает многое в свете реализации данных ценностей.
- В одном из Ваших интервью Вы упоминаете, что "одним из самых важных проектов является «Ислам и западные страны - как преодолеть напряжение?». Как Вы можете прокомментировать ситуацию в Иране?
- Я полагаю, Европа должна продолжать играть важную роль в обсуждении ядерного вопроса с Ираном. Как известно, Президент Б. Обама занял миссионерскую позицию и его подход к этому вопросу отличается от подхода предыдущего президента США. Я рассчитываю на конкретный ответ от Ирана на его предложение вести диалог. Это должен быть не просто диалог. Возможно, следует начать с менее сложных вопросов, представляющих общий интерес, такие как Афганистан, проблема наркотрафика и другие вопросы. Такой подход обеспечит уверенность в решении более деликатных вопросов, таких как ядерный вопрос. Должен сказать, меня также тревожит последняя разработка в Иране. Демонстрации на улицах являются прямым свидетельством разочарования людей, и, я считаю, правительство должно прислушаться к людям и найти лучшие пути объединения иранцев.
- Что Вы скажете по поводу последних событий в Северной Корее?
- Как я говорил раньше, это довольно сложный вопрос. Однако, другого выбора нет, мы должны сконцентрировать внимание на ядерном вопросе. Я был в Северной Корее в середине 90-х в качестве члена парламентской делегации, и был поражен многочисленными случаями серьезного нарушения прав человека. Мы инициировали доклад по ситуации прав человека в Северной Корее, и большая часть работы была сделана международной юридической организацией DLA. Как Вы, может быть, знаете, в те годы около миллиона людей умерло от голода отчасти из-за того, что они отказали международным организациям во въезде в страну. Это наша моральная ответственность - уделить должное внимание этой ситуации.
- Вы являетесь основателем Центра за Мир и Права Человека в Осло. Насколько известно, Ваш центр тесно взаимодействует с Центром Картер в Атланте, библиотекой Kim Dae Jung в Сеуле и Инициативой по управлению кризисов в Хельсинки. Какова цель такого сотрудничества?
- Должен уточнить, в данный момент я не работаю в качестве священнослужителя. Я основатель и президент офиса Центра за Мир и Права Человека. Наш центр призван вести межрелигиозный диалог, но не в качестве церкви или религиозного учреждения. Но, как я указал ранее, мой опыт в политической сфере очень полезен в этой работе. Также это возможность получить опыт в общении разных религиозных конфессий, поскольку часто возникает необходимость находить компромисс и вести диалог, который имел место на Съезде. Что касается Вашей страны, снова должен сказать, что очень впечатлен динамикой развития, произошедшей в стране и, в особенности, великолепными изменениями в столице Астане.
- Спасибо за интервью
Справка Казинформа.
Кьелл Магне Бондевик родился 3 сентября 1947 года в городе Молд, королевство Норвегия. Кандидат теологических наук в области церковного права (1975 г.), почетный доктор права Софолкского университета в Бостоне (2000 г.), почетный доктор политических наук Университета Вонкванг (2000 г., г. Сеул), почетный доктор философии Университета Кьянг Хи (2002 г., г. Сеул).
Служебную карьеру начал в 1968 году с поста заместителя председателя, а затем председателя молодежной организации Норвегии. На протяжении двух лет с 1972 по 1973 год совмещал работу в молодежной организации с должностью государственного секретаря (вице-премьера) в кабинете премьер-министра Норвегии, члена муниципального и попечительского совета в г. Несоденкерхус. В 1973 году К. М. Бондевик избирается депутатом парламента Норвегии (стортинг) от округа Мор и Ромсдал, становится членом парламентских постоянных комитетов по делам церкви и образования, по финансам. Спустя десять лет - в 1983 году - он назначается на пост министра по делам церкви и образования. С 1985 по 1986 год работает в должности заместителя премьер-министра Норвегии. В 1986-1989 годах К. Бондевик вновь возвращается к парламентской деятельности в качестве члена постоянного комитета по международным делам, а затем в течение двух лет (1989-1990 гг.) руководит министерством иностранных дел Норвегии. С 1990 по 1997 год следует очередной этап работы в стортинге членом постоянных комитетов по вопросам обороны, международным делам. В 1997-2000 годах К. М. Бондевик занимает пост премьер-министра Норвегии. В 2000-2001 годах - новый период парламентской деятельности. С 19 октября 2001 года К. Бондевик вновь был Премьер-министром Норвегии.
К. Бондевик посвящен в духовный сан священника главной протестантской церкви (1979 г.). Член христианско-демократической партии. Женат, воспитывает троих детей.