И опыт - сын ошибок трудных
Как известно, в нашем обществе среди некоторых политиков раздаются популистские призывы - необходимо заставить вложить легализованные деньги в отечественные ценные бумаги и акции. Якобы это даст мощный толчок отечественной экономике. Но, во-первых, никогда принудительные меры по отношению к частному бизнесу, типа советской продразверстки, не приносили пользы экономике. Во-вторых, попытки заставить вкладывать амнистированные капиталы в акции национальных компаний или ценные бумаги государства дают обратный эффект - происходит бегство капиталов.
Так, например, произошло в Аргентине в 1987 году - там обязательным условием амнистии был вклад легализованного капитала в национальные инвестиционные фонды для приобретения оборудования, создания новых производственных площадей, дальнейшей индустриализации страны. Замысел был провален изначально - по сути, правительство рассчитывало, что бизнесмены отдадут свои капиталы в управление государству, который, как известно, не является самым эффективным менеджером.
В 2004 году Бельгия наступила на те же грабли - был издан закон об амнистии на вывезенные капиталы. Условия были следующими - сбор 6% с капитала, инвестируемого в акции бельгийских компаний не менее чем на три года, и 9% с сумм, просто переведенных в страну. Минфин Бельгии рассчитывал на возврат 10 - 15 млрд. евро и сборы в бюджет в 850 млн. евро.
Причем, амнистия капиталов была приурочена к вступлению в силу с начала 2005 года европейской Директивы об инвестициях, по которой все банки Евросоюза должны представлять данные о вкладах нерезидентов в органы финансового контроля стран, гражданами которых они являются. Однако, даже при этом в бельгийскую казну поступило чуть больше 50 млн. евро или 6% от запланированной суммы, а в экономику страны вернулось всего около 1 млрд. евро. Одна из главных причин фиаско - ограниченность и неэффективность фондовых вложений в акции бельгийских компаний.
Поэтому в Казахстане нет таких экономически нерациональных требований к амнистии.
Стоит подчеркнуть, что легализованное имущество не будет считаться доходом для его владельца. Следовательно, с него не нужно будет платить подоходный налог. Нынешняя легализация охватывает как капиталы, так и имущество. Но только капитал облагается специальным сбором в размере 10%. И столько же необходимо будет заплатить за легализацию имущества, находящегося за пределами Казахстана.
Существует расхожее мнение, что богатые казахстанцы просто не станут платить за легализацию своего имущества за границей. В реальности же, по оценкам экспертов, такая возможность для них предоставлена очень своевременно. Дело в том, что резиденту РК выгодно заплатить разовый сбор на родине и легализовать имущество, потому что в богатых странах, например, в Великобритании, аналогичный налог значительно выше. А главное, с каждым годом ужесточается законодательство - как международное, так и национальные относительно теневых доходов. В некоторых случаях, сомнительные капиталы и имущество попросту могут быть конфискованы в пользу государева. Такие прецеденты в странах Евросоюза уже известны.
Кроме того, использование различных схем для сокрытия истинного владельца имущества сопряжено с большими затратами и опять же риском быть обманутыми подставными лицами.
Как известно, глава государства подписал соответствующие изменения в Налоговый кодекс. Причем, это кается не только граждан Республики Казахстан, но также оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в нашей стране.