Хай-тек на службе знаний - интервью с министром образования и науки РК

АЛМАТЫ. 6 февраля. КАЗИНФОРМ /Жазира Джанабаева/ – Прошедший год, безусловно, останется в истории отечественного образования, ибо был богатым на важные для казахстанских школ и вузов события. О них корреспонденту Казинформа рассказал министр образования и науки РК Жансеит Туймебаев.
None
None
- По итогам исследования, проведенного АБР в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Казахстан стоит на 1-м месте по индексу развития образования. Уровень грамотности населения составляет 99,5% ? 14 место среди 177 стран мира. По индексу человеческого развития наша страна за последние 12 лет продвинулась на 20 позиций и сейчас занимает 73 место. По результатам мониторинга «Преодоление неравенства: важная роль управления» Института статистики ЮНЕСКО Казахстан занимает 1-е место среди 129 стран, опережая даже Японию, Германию, Норвегию. Наша образовательная система непрерывно развивается и совершенствуется, благодаря четкой государственной политике, направленной на создание новой национальной модели образования. В ежегодных Посланиях Главы государства особое внимание уделяется реализации социально значимых программ, где в первую очередь речь идет о повышении качества образования. Все успешные страны делают ставку на экономику, основанную на знаниях, поэтому одна из наших главных задач ? развивать человеческий потенциал. Соответственно, возрастает роль современной системы образования в развитии человеческого капитала как основной единицы измерения состояния общества. Интеграция в мировое образовательное пространство ? одно из основных направлений политики Казахстана, решение этой задачи предполагает активное использование новейших технологий и учебного оборудования, повышение конкурентоспособности образовательных услуг, признание высокой квалификации наших преподавателей. Конкурентоспособность ? принципиальный вопрос для развития любой страны, поскольку именно этот показатель объективно отражает уровень жизни, благосостояние населения. Вхождение Казахстана в единое европейское образовательное пространство осуществляется на основе базовых принципов Болонского процесса: введение многоуровневой системы высшего образования, обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей, разработка единого приложения к диплому, контроль над качеством образования и т.д. Отдельные принципы уже претворены в жизнь. Например, реализуется программа «двойного диплома», обеспечивающая признание казахстанских дипломов в других странах и способствующая их «конвертации». Наши вузы представлены во многих международных рейтингах и активно участвуют в других проектах по оценке качества образования. В стране создана нормативно-правовая база, обеспечивающая переход к многоуровневой системе подготовки специалистов (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD.). В сентябре минувшего года у нас проходил международный форум с участием 27 ведущих вузов Великобритании, Испании, США, Чехии, Ирландии. Было подписано 38 меморандумов о сотрудничестве между казахстанскими и западными университетами.Давние дружеские отношения связывают нас с российскими вузами. В рамках стипендии «Болашак» мы ежегодно направляем на обучение в Россию несколько сотен студентов ? в основном на инженерные, технические и медицинские специальности. Значительная часть молодых людей обучается там самостоятельно. В Астане успешно действует филиал МГУ им. М.Ломоносова. Кроме того, налажены непосредственные связи университетов наших стран, подписаны меморандумы о сотрудничестве в сфере образования и науки, поэтому многие российские преподаватели и профессоры читают в наших вузах лекции. Для нас это очень важно, и мы намерены дальше развивать сотрудничество с Россией.- Вхождение в Болонский процесс требует от любой страны модификации национальной системы образования. Какие отечественные достижения и традиции Вы считаете наиболее значимыми и от чего нельзя отказываться?- Надо очень осторожно относиться к тому, что создавалось десятилетиями и даже веками. Мы ценим свою модель подготовки специалистов, которая начала формироваться еще во времена СССР, и стремимся ее развивать. Ее основные достижения ? фундаментальность и высокий уровень преподавания естественно-научных дисциплин в средней и высшей школе. Наши оценки не субъективны, их подтверждают многочисленные победы школьников и студентов Казахстана на международных олимпиадах. Мы будем стремиться сохранить этот уровень. Да, у европейской системы образования есть неоспоримые достоинства. Поэтому наша задача ? сохраняя национальные традиции, попытаться соединить все лучшее, что создано нами и европейскими университетами.В стране достигнуты серьезные успехи в области дистанционных образовательных технологий. В 2007 году Президентом РК было дано поручение развивать обучение в режиме on-line. В рамках проекта «Система on-line обучения» в школах внедряется новое функциональное интерактивное оборудование, представляющее собой комплекс из пяти предметных кабинетов, позволяющих проводить уроки по математике, физике, химии, биологии, истории, географии, астрономии и иностранным языкам. 3 сентября 2007 года Глава государства провел интерактивный урок в режиме on-line для школьников страны. В прошлом году специальные интерактивные кабинеты были открыты во многих школах Казахстана. Эта работа будет продолжена: именно внедрение информационно-коммуникационных технологий способствует повышению качества образования, улучшает успеваемость учеников и делает возможным общение сельских школьников с лучшими учителями и ведущими учеными страны. Опыт применения интерактивных досок показал эффективность такого способа обучения. Учителя подтверждают, что интерактивное общение значительно облегчает восприятие и усвоение материала: любое занятие становится динамичным, и ученики включаются в работу с самого начала урока. В интерактивных кабинетах проводятся занятия по разным дисциплинам, что позволяет учителям обмениваться друг с другом наработанным опытом и методическими приемами, развивать и совершенствовать свои компьютерные знания, разрабатывать интересные мультимедийные уроки. Мы установили интерактивные доски в более трех тысячах школ и соединили их между собой посредством широкополосного Интернета. Так, более 70% юных казахстанцев пользуются уникальными возможностями высоких информационных технологий. В министерстве рядом с моим кабинетом находится специальная интерактивная студия, из которой за прошедший учебный год лучшие учителя страны и видные общественные деятели дали 60 уроков на всю страну. Таким образом, у нас появилась возможность проводить совещания, педсоветы, семинары и конференции, в которых принимают участие учителя, родители, представители СМИ и так далее. Внедрение ИКТ позволяет решить и проблему единого содержания образовательных программ. Сегодня программное обеспечение и инструкции по использованию интерактивных досок переведены на казахский язык, начата работа по созданию электронных учебников по физике, химии, биологии и иностранным языкам. Учителя самостоятельно разрабатывают конспекты уроков, проводимых при помощи интерактивных досок, заполняют базы данных, которые позволяют неоднократно использовать один и тот же материал и осуществлять контроль над знаниями учащихся. 77% школьных учебников переведены на цифровой электронный формат. Разработаны и мультимедийные обучающие программы по казахскому, русскому и английскому языкам. Казахстан - двуязычная страна. Ныне мы ставим амбициозную задачу ? овладение третьим языком. Учебные материалы структурированы по модульному принципу, что оптимально при организации самостоятельной работы учащихся. Языковые программы включают в себя тематические блоки (страноведение, межличностные отношения, обычаи, искусство, здоровый образ жизни, научно-технический прогресс и так далее), которые в каждой школе конкретизируются в соответствии с типовой учебной программой. Как правило, каждая тема включает модули чтения, грамматики, словаря и проверки знаний. Электронный учебник представляет собой интерактивный комплекс заданий по всем видам речевой деятельности: чтению, аудированию, разговорной речи и письму. Проведенные научно-педагогические исследования доказали большое влияние ИКТ на успеваемость школьников. Использование ИКТ в корне меняет и сам характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Главная ценность - активное включение школьника в учебный процесс с учетом его индивидуальных способностей. Как показал анализ использования интерактивных технологий в школьном образовании, проведенный Азиатским банком развития, Казахстан значительно опережает другие страны СНГ в этой области. Внедрение современных технологий в систему образования ? это качественный прорыв, способный не только улучшить организацию учебного процесса, но и обеспечить высокую результативность обучения, принципиально изменить его характер, осуществив переход от вербальной к профессионально-деятельной педагогике. В Казахстане создана единая государственная система выявления, поддержки и обучения талантливых детей. Открыто около 150 специальных школ. Наши ребята активно участвуют в международных олимпиадах. Копилку сборной команды РК только в 2008 году пополнили 62 золотые медали. В проходившей в США олимпиаде среди учащихся 52 стран мы вошли в первую десятку. Казахстан вместе с 67 странами принял участие в международном сравнительном исследовании TIMSS. Наши школьники успешно выдержали международные экзамены по математике и естественным наукам и заняли, соответственно, 5 и 11 места. Многие зарубежные ученые, педагоги, СМИ единодушно признали первенство нашей страны в столь масштабном исследовании. Следующий шаг - участие в программе по оценке достижений школьников PISA. - Какова сегодня ситуация с педагогическими кадрами в нашей стране? Планируете ли Вы реформировать педагогическое образование?- В новую редакцию Закона РК «Об образовании» введена особая статья о статусе педагогического работника. Она позволяет поднять статус учителя в общественном сознании, предусматривает ряд льгот. Это очень важно. К сожалению, в 90-е годы многие возможности были упущены, и их нужно наверстывать. Перед нами стоит задача - повысить качество подготовки преподавателей, мы открываем новые педвузы, выделяем квоты на поступление и специальные льготы для будущих сельских учителей. Казахская академия образования повысила свой статус до национальной. В стране созданы специальные учебные центры дошкольной педагогики и национальной оценки качества образования. Их цель - создание учебно-методических материалов, учебников, пособий, нормативов и стандартов в области среднего образования. - В России обсуждается идея преобразования педвузов в специальные факультеты крупных вузов. В 17 лет молодой человек еще не может осознанно выбрать профессию педагога. Может, стоит пойти по пути западных стран, где есть специальные педагогические магистратуры? - Считаю, что в данном случае не стоит копировать западные подходы, поскольку у нас традиционно существует сильная система подготовки учителей именно в специальных учебных заведениях. Ее необходимо сохранить. Успешно справляются со своими задачами вузы, готовящие специалистов для особых отраслей, например, для нефтегазового сектора или строительства. Почему же должно быть иначе при подготовке кадров для такой важной сферы, как система образования? Считаю, что государство должно обеспечить комплексную поддержку педагогических вузов.- Казахстан ? огромная страна. Поэтому есть проблема с преодолением территориальных и «цифровых» барьеров, когда людям, проживающим вдали от больших городов, недоступен широкополосный Интернет, или же стоимость услуг провайдера оказывается слишком высокой. Как решается этот вопрос?- Мы серьезно занимаемся этими проблемами, и устранить их помогают именно новые информационные технологии. Вот конкретный пример: установка интерактивных досок в школах всех районов страны и объединение их через Интернет (провайдер - «Казахтелеком») в единую сеть позволяет мне, как министру, быть в курсе всего, что происходит в каждой школе, и регулярно проводить встречи с педагогами и родителями. Для стран с большими территориями такие технологии просто необходимы. АО «Казахтелеком» предоставляет школам особые льготы на интернет-связь. Должен отметить, руководство страны осуществляет четкий контроль над образовательной сферой. При министерстве образования и науки создан образовательный портал, где есть данные обо всех учебных заведениях, учебных программах, учебниках и методических пособиях. Между «Казахтелекомом», Агентством по информации и связи, МОН РК и одной из южнокорейских фирм подписано соглашение о развитии интернет-образования в нашей стране, где отдельным пунктом отмечено создание национальной электронной библиотеки. Ныне решается вопрос об условиях оплаты доступа в создаваемую масштабную образовательную сеть. Скорее всего, для школ и учителей будут предусмотрены льготы, ведь государство вкладывает в этот проект немалые суммы. Подобных сетей в мире совсем немного: они есть в Корее и Японии, и мы намерены создать свою образовательную сеть в течение трех лет.- Большие волнения в обществе вызвала ситуация с отчислением студентов. Какие меры приняты Министерством для ее урегулирования?- Мировой финансовый кризис, затронувший все сферы деятельности, отразился и на платежеспособности студентов. Многие из-за того, что их родители попали под сокращение, не смогли оплатить вовремя учебу. Для разрешения данной проблемы нами предложены следующие меры. Во-первых, заключение трехстороннего договора между АО «Финансовый центр» МОН РК, заемщиком и вузами о применении студенческого кредитования на льготных условиях (поручителем выступает вуз). Во-вторых, выделение 700 грантов, которые будут распределены между вузами. В-третьих, внедрение гибкого графика оплаты за обучение. Вопреки слухам о якобы 200 тысячах отчисленных студентах, хочу заявить, что на сегодня, по данным Министерства, из рядов студентов выбыли около 7 тысяч человек. Причем, половина из них - за плохую учебу и утерю связи с учебным заведением.- Безусловно, за последние годы сделано в сфере образования и науки немало. Какие основные показатели Вы выделили бы?- Да, отечественное образование существенно продвинулось вперед. Одним из наиболее значимых событий стало принятие нового Закона РК «Об образовании». Приняты госпрограммы развития науки РК на 2007-2012 годы и развития технического и профессионального образования на 2008-2012 годы. Уже есть первые результаты. Так, в 2008 году были открыты 15 новых инженерных лабораторий, 6 инновационно-образовательных консорциумов. 3079 школ страны оборудованы интерактивными кабинетами. 77% учебных материалов переведены на электронные носители. Процесс оцифровки продолжается. В свете реализации Госпрограммы развития технического и профессионального образования 472 преподавателя производственного обучения прошли повышение квалификации в рамках международных проектов. Мы стремимся к тому, чтобы все крупные национальные компании имели свои учебные центры или даже профессионально-технические средние учебные заведения, готовящие высококвалифицированных специалистов. Международную акредитацию прошли два наших вуза. Почти в два раза - с 331,5 до 627,3 млрд. тенге увеличилось финансирование образования. Хочу подчеркнуть: все, о чем я говорил, было сделано в течение одного года. И достичь таких результатов удалось потому, что вопросы решались на государственном уровне. Это, я думаю, пример продуманной политики в области национального образования. - Спасибо за интервью.
Сейчас читают