ГПФИИР: Проект создания отечественных внедорожников является реальным примером современного инновационного производства - А.Лаврентьев

АЛМАТЫ. 22 апреля. КАЗИНФОРМ /Берик Бекмурзаев/ - Как уже сообщалось, отечественный автопром включен в Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР). Насколько это важно для отрасли и страны в целом, корреспонденту Казинформа рассказал генеральный
None
None

директор группы автомобильных компаний Allur Auto Андрей Лаврентьев.

- Это очень важно, что совместный автосборочный проект казахстанской группы компаний Allur Auto, АО «АгромашХолдинг Казахстан» и южнокорейской корпорации SsangYong Motor Corp. включен в ПФИИР. Проект был поддержан региональным координационным советом по форсированному индустриально-инновационному развитию, затем успешно прошел согласование комиссии при Министерстве индустрии и новых технологий РК.

То, что проект создания отечественных внедорожников по праву занял место в ряду лидирующих проектов индустриализации, вполне закономерно. Вы знаете, что в Костанае создан мощный современный производственный комплекс, где уже в течение ряда лет производится сельхозтехника, а теперь - и современные автомобили. С осени прошлого года здесь изготавливается ряд новейших моделей внедорожников и пикапов. Причем, это не просто сборочный конвейер, а реальный пример современного инновационного производства, на котором в полной мере реализуется интеллектуальный и технологический потенциал Казахстана.

Главное, что вызывает интерес применительно к костанайскому проекту, это перспективы отечественного автомобильного производства в целом. Принимая решение о размещении завода, корейские специалисты пришли к весьма любопытному выводу. По их мнению, с точки зрения логистики Костанай - оптимальное место для размещения казахстанского «автомобильного Детройта». Здесь, считают они, находится географический центр СНГ и Евразии в целом, отсюда одинаковое расстояние до рынков сбыта и в Центральной Азии, и в европейской части России, и в Восточной Европе, и в Сибири.

Причем практически рядом проходит Транссибирская магистраль, которая связывает завод как с основными центрами поставки комплектующих в Южной Корее и Японии, так и с потенциальными рынками сбыта к западу и востоку. С рынками Казахстана и стран Центральной Азии предприятие соединяет другая магистраль, проходящая через Кызылорду, Шымкент, Ташкент и Алматы. То есть более идеальное расположение трудно себе представить. По сравнению с другими регионами, где можно было бы разместить производство, экономия только по логистике составит как минимум 600 долларов с одного автомобиля.

Реальные инновации, привлечение в производство высокообразованных специалистов, существенная, до 50%, местная локализация производства, широкое использование отечественных разработок, создание новых рабочих мест - основания для включения нового автозавода в число приоритетных инновационных проектов вполне достойные. Действительно, производство автомобилей SsangYong в Костанае является уникальным по многим позициям. В частности, проект стартовал в рекордно короткие сроки для автомобильной промышленности.

Напомню, в марте 2010 года состоялся официальный визит Президента РК Нурсултана Назарбаева в Республику Корея, тогда и были достигнуты принципиальные договоренности о сотрудничестве с автомобилестроителями Страны утренней свежести. Уже к осени компании объявили о начале крупноузловой сборки автомобилей SsangYong на предприятии в Костанае, а в октябре прошлого года во всех дилерских центрах SsangYong официально начались продажи автомобилей этой марки, собранных в РК. Сегодня завод уже выходит на первоначальную проектную мощность: произведено более 300 автомобилей, а к концу 2011 года с конвейера сойдет порядка 1,5 тыс. машин. В ближайшие 5-10 лет планируется увеличить мощности производства до 25000 автомобилей в год, 30% из них будут распределены на местном рынке.

Налицо реальный опыт индустриализации в действии, когда при наличии политической воли и активной государственной поддержки менее чем за год родилось современное машиностроительное предприятие. Еще одно принципиальное отличие проекта, которое, собственно, и делает его инновационным в полном смысле, - машиностроительное предприятие не ориентировано на простую узловую сборку. Здесь делают ставку на обширное применение деталей и узлов отечественного производства. Причем уже в ближайшей перспективе казахстанская локализация будет расширяться.

По планам, к 2013 году инвесторы планируют смонтировать и запустить оборудование по роботизированной точечной сварке и окраске кузовов. Это сразу обеспечит локализацию производства на уровне 35%. А к 2017 году, применяя разработки созданного на заводе собственного конструкторского бюро, Allur Auto и «Агромашходлдинг» доведут казахстанскую долю в производимой продукции до 50%. КБ, кстати, было создано именно с целью поэтапного расширения доли казахстанской локализации. В конструкторскую команду пригласили видных инженеров, экспертов по автомобильным технологиям, программистов. Используя пространственное компьютерное моделирование, сложные физические расчеты и другие методы, КБ создало ряд разработок, которые уже применяются в производимой предприятием линейке автомобилей.

Так, на базе пикапа SsangYong Actyon Sports и внедорожника Kyron разработаны специальные комплектации для спасательных служб МЧС, мобильной пожарной охраны, а также для коммунальных предприятий службы газа и озеленения. Сегодня такие автомобили уже поставляются специальным службам Алматы, Астаны и других городов. Разрабатывается усиленный пакет ходовой части для местных дорог.

Примечателен этот проект и еще одним немаловажным нюансом. Сейчас здесь производят четыре модели внедорожников-кроссоверов и пикапов от Ssang Yong, а уже с мая линейка пополнится новейшим New Actyon 2011 модельного года, который только в марте был впервые официально презентован в ходе Женевского автосалона. То, что казахстанцы могут приобретать такие новинки, собранные на территории страны и имеющие полное сервисное сопровождение, само по себе уже обнадеживает. Ведь многие сегодня задают вопрос, что будет после 1 июля, когда льготный ввоз подержанных иномарок будет отменен. К тому же, известный южнокорейский производитель внедорожников и кроссоверов SsangYong Motor Corp. традиционно придерживается демократичной ценовой стратегии. Кстати, производитель намерен предложить рынку и другие доступные модели, которые в зависимости от комплектации обойдутся потребителю в 10-12 тыс. долларов США.

Нельзя не сказать и в целом об автопромышленных перспективах региона, где расположен новый производственный комплекс. Они выглядят многообещающе. Видимо, не случайно именно Костанай выбрало для размещения своего нового завода и другое совместное предприятие «Сары-Арка Автопром», объединившее российскую группу Sollers и акционеров в лице казахстанского правительства. «Сары-Арка Автопром» собирается выпускать в Костанае УАЗ и ряд моделей всемирно известных брендов. Таким образом, кроме уже действующего в Костанае несколько лет завода «Костанайдизель», выпускающего комбайны «АгромашХолдинг», здесь размещаются еще два крупных машиностроительных завода.

В заключение напомню, отметил А.Лаврентьев, что цель этого проекта - повышение промышленного потенциала отечественной экономики, поддержка патриотической инициативы Главы государства «Сделано в Казахстане». И включение отечественного автопрома в Госпрограмму форсированного индустриально-инновационного развития только ускорит решение поставленных задач.

Сейчас читают