Государственно-частное партнерство - в водоснабжении

АЛМАТЫ. 18 июня. КАЗИНФОРМ - Государственные программы «Ак булак» и модернизации ЖКХ пропагандируют внедрение в сфере коммунального хозяйства элементов государственно-частного партнерства. Но бизнес не пойдет в сферы, не сулящие ему выгоду. Тем более, если речь идет об иностранных инвесторах, отмечает департамент развития ГЧП АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства».
None
None

В таких коммунальных отраслях частное инвестирование влечет повышение тарифов из-за необходимости компенсации инвестиционных и эксплуатационных затрат. У нас ситуация усугубляется высоким уровнем изношенности сетей водоснабжения и водоотведения. Поэтому вопросы развития бизнес-среды в этой сфере и условия привлечения частных операторов к реализации инновационно-инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях ГЧП, стоят сегодня очень остро.

Казахстан может использовать мировой опыт привлечения инвесторов, в т.ч. и иностранных, к коммунальному хозяйству. Один из них - проект по производству питьевой воды в китайском городе Шенгду (столица провинции Сычуань, население - 3,5 млн. жителей) - взят на заметку казахстанскими экспертами по ГЧП.

Управление по принципу «build-operating-transfer» (ВОТ) станцией по производству воды стало первым пилотным проектом в водоснабжении КНР. Экспериментальная программа запущена на уровне центральных органов власти КНР с целью создания «модели» для привлечения в страну частных иностранных инвестиций. Так, проектная компания должна разработать, построить (за два года) и финансировать станцию по производству 460 000 куб.м. воды в день и проложить трубопроводы протяженностью 27 км, после чего 15,5 лет заниматься ее эксплуатацией. Общая продолжительность концессии - 18 лет. Передача трубопровода в собственность властям предусмотрена с момента завершения строительства, в то время как станция будет передана только по окончании контракта концессии.

Общий размер инвестиций - 106,5 млн. долларов. В тендере победил консорциумом «Вивенди-Марубени». Треть от необходимой суммы инвестиций представлена средствами консорциума. Еще 74 млн. долларов - заемные. Причем существенная доля заемных средств (примерно 1/3) предоставлена из местных источников финансирования.

Одна из отличительных особенностей контракта - отсутствие гарантий со стороны китайских центральных и провинциальных властей. Лишь муниципалитет Шенгду принял на себя договорные обязательства и связанные с ними риски, что вынудило городские власти провести тщательный анализ платежеспособности, как коммунальной службы, так и муниципалитета, в отношении контрактных обязательств и компенсаций в случае досрочного расторжения контракта.

В частности, зафиксирована схема взаимоотношений «бери или плати», что сняло с оператора часть коммерческих рисков, которые перешли к компании по водоснабжению г.Шенгду. Минимальный объем определен в 400 000 куб.м. в день, так что уровень гарантии достаточно высок. В этом случае доходы компании поступают не напрямую от потребителя, а от компании водоснабжения с которой заключен договор.

Сбалансированность распределения рисков между проектной компанией и концедентом позволила изыскать финансирование проекта притом, что помощь спонсоров была очень ограниченной. Так, риск форс-мажорных обстоятельств был возложен на концедента (то есть на государство) с компенсационной выплатой при расторжении контракта, размер которой определялся как минимум суммой непогашенного долга и в зависимости от случаев форс-мажора мог включать дополнительную оплату исходя из приведенной стоимости потока будущих прибылей.

Любому иностранному примеру предстоит пройти еще период «адаптации» к казахстанским условиям. Правительство констатирует, что в Казахстане основным фактором повышения инвестиционной привлекательности должны стать тарифы, обеспечивающие частным инвесторам гарантии возврата вложенных инвестиций. Учитывая возможности населения, в Правительстве заявляют, что бюджетное софинансирование в предстоящем периоде на восстановление и развитие городских сетей сохранится, а расчет предельного уровня средне- и долгосрочного тарифа на услуги в этой сфере будет производиться с учетом эффективного использования внутренних резервов предприятий.

Государство уже объявило, что в конкурсах на участие инвесторов в ГЧП-проектах в сфере водоснабжения предпочтение будет отдано компаниям с успешным опытом работы и объемом финансовых средств для реализации инвестиционных проектов с минимальным привлечением бюджетного финансирования. В контрактах будут предусмотрены конкретные обязательства для инвесторов по обеспечению целевых индикаторов программы «Ак булак» для данной местности.

Сейчас читают