Год рабочих профессий: какие изменения ждут казахстанские колледжи

В своем Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев высказался о важности технического и профессионального образования. Президент объявил 2025 год — Годом рабочих профессий. За это время он поручил осуществить реформу системы ТиПО для обеспечения роста экономики и ее инвестиционной привлекательности. В Министерстве просвещения РК рассказали о грядущих изменениях в казахстанских колледжах в связи с поручением Президента, передает корреспондент агентства Kazinform.

Год рабочих профессий: какие изменения ждут казахстанские колледжи
Коллаж: Kazinform

Сегодня в стране подготовку кадров для отраслей экономики осуществляют 772 колледжа. Ежегодно количество студентов, поступающих в колледжи, увеличивается. В 2023-2024 учебном году в 772 колледжах обучались 531 тыс. студентов, в новом учебном году — уже 565 тыс. человек.

Год рабочих профессий: какие изменения ждут казахстанские колледжи
Инфографика: Kazinform

Сколько выделяется грантов

По поручению Главы государства в 2025 году востребованными профессиями будут обеспечены на 100% бесплатно молодые люди, поступающие на базе 9-х классов. На сегодняшний день этот показатель составляет 90%.

В целях обеспечения доступа к ТиПО из республиканского бюджета предусмотрено финансирование на увеличение госзаказа на подготовку кадров. В 2022 году по госзаказу было принято 124 тыс. человек, в 2023 году — 133 тыс., а в 2024 году — более 143 тыс. студентов, из них 65% направлены на технические специальности.

Год рабочих профессий: какие изменения ждут казахстанские колледжи
Инфографика: Kazinform

Как трудоустроены выпускники колледжей

Как отметили в Министерстве, содействие трудоустройству выпускников входит в компетенцию местных исполнительных органов в области образования и НПП «Атамекен».

В 2023 году колледж закончили 141 311 выпускников. Трудоустроено 80% выпускников без учета занятых. Основная часть студентов работает в следующих отраслях: инженерная, обрабатывающая и строительная, здравоохранение и социальное обеспечение, а также сфера обслуживания.

Отмечается, что сегодня колледжи разрабатывают программы обучения вместе с работодателями, чтобы студенты получали нужные навыки для работы на предприятиях. Для улучшения шансов на трудоустройство вводится дуальное обучение, когда крупные компании шефствуют над колледжами. Также размещается целевой госзаказ с обязательством трудоустройства выпускников. Ежегодно по заявкам предприятий принимают 10 тысяч студентов.

На сегодняшний день дуальное обучение внедрено в 551 колледже, 518 предприятий осуществляют шефство над 410 колледжами. Согласно действующему законодательству страны, срок прохождения практики в рамках дуального обучения засчитывается в трудовой стаж выпускника.

Какие реформы планируется внедрить в системе ТиПО

Министерством разработаны новые подходы трансформации системы ТиПО, которая будет осуществляться по приоритетным направлениям, как профилизация колледжей, формирование колледжей лидеров, актуализация содержания, эффективная модель финансирования колледжей.

Сегодня также разработан проект новой методики норматива подушевого финансирования, которая прорабатывается совместно с Министерством финансов. Будет расширена международная стажировка педагогов в лучших колледжах стран ОЭСР.

Планируется внедрение стажировок педагогов на предприятиях и привлечение специалистов из промышленности. Ведется работа по развитию института наставничества, также развитие стратегического партнерства с зарубежными колледжами.

профтехобразование
Фото: пресс-служба акимата области Абай

Профилизация колледжей

Для профилизации колледжей проведен анализ структуры экономики регионов. По ее итогам, совместно с госорганами определены 4 макрорегиона и их направления развития.

Так, в южных регионах Казахстана, где сконцентрировано более третьей части рабочей силы страны, идет локализация простых производств и продолжится развитие инфраструктуры. В центральных и восточных областях планируется дальнейшая индустриализация для обеспечения межотраслевого и межрегионального перетока кадров. В северных регионах осуществляется интенсификация аграрного сектора, а в западных — создаются новые производства вокруг крупных компаний.

С учетом данных направлений начата профилизация колледжей с целью фокусирования регионов больше на подготовку кадров с техническим и профессиональным образованием. На сегодня перепрофилировано под структуры экономики регионов 195 колледжей, большая часть из которых — в Кызылординской, Карагандинской областях и Астане.

Колледжи-лидеры

В целях формирования 100 технологических лидеров Министерством разработан проект системы оценки организаций ТиПО. В основу системы оценки взяты рейтинговые оценки, применяемые в международной практике и странах ОЭСР. При этом главными критериями будут являться внедрение международных отраслевых стандартов обучения и доля сертифицированных по ним студентов.

Оценка достижений проводится ежегодно и позволяет оценить все параметры деятельности в организациях ТиПО. Применение данной системы оценки позволит распределить ТиПО на 4 лиги. При этом колледжи, отнесенные к первой и второй лиге, будут формировать первых 100 технологических лидеров. Они станут опорными ресурсными Центрами для других колледжей. Уже сегодня колледжи страны внедряют такие стандарты, и их выпускники проходят сертификацию по соответствующим специальностям.

Колледж политехнический Колледж политехникалық студенты
Фото: Мухтор Холдорбеков/ Kazinform

Например, в колледже APEC PetroTechnic в Атырау внедрен международный стандарт образования по нефтегазовой отрасли, в Талдыкорганском высшем политехническом колледже — по строительной отрасли. Сертифицированные выпускники этого колледжа пользуются большим спросом как в нашей стране, так и за рубежом.

До конца этого года планируется провести аналогичную аккредитацию в 5 колледжах. К 2030 году 30 колледжей страны будут проходить международную отраслевую аккредитацию, что позволит подготовить специалистов по мировым стандартам.

Политехнический высший колледж Астана Политехникалық жоғары колледжі Астана
Фото: Мухтор Холдорбеков/ Kazinform

Передача колледжей бизнесу

В ведомстве также сообщили о том, что будет пересмотрен механизм передачи колледжей в доверительное управление крупному и среднему бизнесу с обязательством развития инфраструктуры, сохранения и инвестирования профиля и контингента Организации образования. В результате передачи в доверительное управление колледжи будут оснащены современным оборудованием.

Сейчас читают