Где в Казахстане готовят военных операторов БПЛА
Военно-технические школы Казахстана – кузница кадров вооруженных сил Казахстана. Почему в условиях новой геополитической реальности значение таких школ только возрастает в интервью корреспонденту Kazinform рассказал заместитель генерального-директора – руководитель центра военно-патриотического воспитания генерал-майор Марат Нагуманов.

Новая геополитика: операторы дронов и военный ИТ-резерв
Военная реальность стремительно меняется. В гибридных конфликтах решающую роль играют технологии — от дронов до искусственного интеллекта. В этих условиях армии нужны не просто солдаты, а технокадры: операторы беспилотников, специалисты по кибербезопасности, военные ИТ-инженеры. Военно-техническая школа Министерства обороны РК уже сейчас перестраивает свои программы под новые вызовы.

– Сейчас, в связи с ситуацией в соседних с нами странах, на первую роль выходит подготовка операторов БПЛА. Мы уже подготовили программу и начали обучать таких специалистов. Думаю, количество школ, готовящих операторов дронов, будет расширяться, – рассказал Марат Нагуманов.
Последние вооружённые конфликты — от Украины до Ближнего Востока — наглядно продемонстрировали: роль классической пехоты уходит на второй план. На передний рубеж выходит новая боевая единица — оператор беспилотных летательных аппаратов. Точность, мобильность и технологичность делают его одним из ключевых участников современного боя.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в мае 2023 года заявил, что необходимо продолжить технологическую модернизацию армии. Следует нарастить долю современного вооружения и техники, особенно высокоточных средств поражения, беспилотников и роботизированных комплексов.
Однако ВТШ — это не только про оружие и технику. Это — про ценности, дисциплину и устойчивость молодёжи к деструктивным влияниям.
– Мы занимаемся воспитанием молодежи. За нами закреплён статус центра военно-патриотического воспитания. Работают кружки, секции, пулевая стрельба, рукопашный бой, музеи традиций. Мы сотрудничаем с движением «Жас Сарбаз». За нами закреплено 39 классов, где обучается более 700 школьников, – проинформировал генерал-майор.
Упустив вопросы воспитания — мы рискуем будущим государства. Ещё в древние времена Аристотель говорил: если законодатель невнимательно относится к вопросам воспитания молодёжи, страдает само государство.
Альтернатива военной службе: миф или перспектива?
В то время как многие страны предлагают гражданам выбор между военной и альтернативной гражданской службой, Казахстан придерживается жёсткой модели. Сегодня подготовка через Военно-техническую школу остаётся единственным реальным вариантом для тех, кто не попадает под призыв, но хочет (или обязан) пройти службу.
– Раньше, помните, были альтернативы — служили поваром, специалистом... Сейчас такого нет. Только ВТШ, только подготовка по воинской линии, – отмечает М.Нагуманов.

Дискуссии о возврате гибридных форм службы — с элементами гражданской альтернативы — остаются в повестке. Однако текущая геополитическая обстановка диктует свои приоритеты: ставка делается на усиление боевой подготовки и формирование полноценного резерва.
– Военно-техническая школа — это не просто учебное заведение. Это система национальной мобилизации, лаборатория патриотического сознания и платформа подготовки кадров для армии будущего, – считает генерал-майор.
Призывники и резервисты
За четверть века школа обучила более 31 000 военнослужащих по призыву и свыше 60 000 резервистов.
– Подготовка военно-технических специалистов для призыва — 3 месяца. Подготовка военнообученного резерва — 40–42 дня. Мы готовим по 29 военно-учётным специальностям: стрелки, снайперы, пулемётчики, зенитчики, специалисты боевого обслуживания, – отметил руководитель центра военно-патриотического воспитания.
Одной из ключевых особенностей Военно-технической школы является подготовка водителей большегрузных военных автомобилей — направления, которое невозможно освоить в обычных гражданских автошколах. Это связано не только с уникальной техникой, но и с особыми нормативами, которые соответствуют требованиям военной службы и обеспечивают безопасность на поле боя.
– Частные автошколы не могут готовить водителей большегрузных авто — у них нет той базы. По информации МВД, успешность сдачи экзаменов в частных автошколах — 50–57%, у нас — до 87%, – заявил М.Нагуманов.

Нужен охват
Сейчас в Казахстане действует 17 филиалов Военно-технической школы. Они охватывают все стратегические регионы:
- Запад: Актобе, Уральск
- Восток: Усть-Каменогорск, Семей, Павлодар
- Юг: Талдыкорган, Алматы, Тараз, Шымкент, Кызылорда
- Центр: Караганда, Кокшетау
– Из крупных — Алматинская, Актюбинская, Карагандинская школы. Они готовят до 200 человек ежегодно, – рассказал М.Нагуманов.
Но Северный Казахстан, как ни странно, остаётся без подобного учебного учреждения.
– В Петропавловске была большая школа ещё со времён ДОСААФ. Но её территорию передали территориальной обороне. Возможно, не было инфраструктуры. Но закрытие было ошибкой. Я считаю, такие школы нужно возвращать и расширять, особенно в столице. Это укрепит военную безопасность, – считает специалист.
Военно-технические школы доказали свою эффективность как инструмент подготовки мобилизационного резерва, адаптации молодёжи к военной службе и формирования устойчивого патриотического фундамента. Однако текущая сеть филиалов охватывает не все ключевые регионы, а растущие геополитические риски требуют внимательнее относится к этому вопросу.
– Надо расширять сеть военно-технических школ. Это необходимо государству, исходя из геополитической ситуации. И прежде всего, такую школу надо создать в столице. Здесь большой людской потенциал. Это укрепит безопасность страны, — считает спикер.
Сегодня перед государством стоит стратегический выбор: сохранить существующий объём подготовки или масштабировать систему для адекватного ответа на новые вызовы безопасности. Большинство экспертов склоняются ко второму варианту.
История: ответ на вызовы суверенитета
1992 год стал поворотным моментом для Казахстана — годом обретения независимости и создания Вооружённых сил. Сразу стало ясно, что успешное существование армии невозможно без профессионально подготовленных специалистов. На тот момент армия без соответствующих кадров оставалась скорее символом, чем реальной силой. Это осознание и стало стимулом к созданию системы подготовки, которая заложила основу военной мощи независимого Казахстана.

– Как всем известно, мы обрели независимость. 7 мая 1992 года создали Вооружённые силы как один из основных атрибутов нашей государственности. В 2000 году вышло постановление Правительства №718, перед нами была поставлена задача подготовки военно-технических специалистов для молодой армии, — вспоминает М.Нагуманов.
Таким образом, 25 лет назад была создана первая Военно-техническая школа Министерства обороны Республики Казахстан. Она стала одним из ключевых механизмов подготовки военнослужащих и резерва, настоящей кузницей кадров.
Ранее в казахстанской армии выбрали лучшего оператора беспилотника в казахстанской армии.
Кроме этого, в Министерстве обороны предлагают использовать для коммерческих грузоперевозок.