Экономические риски и выгоды маршрута Баку-Тбилиси-Джейхан для казахстанской нефти раскрыли эксперты
Сегодня стало известно о том, что Казахстан намерен увеличить поставки нефти по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) с 1,5 млн тонн сразу до 20 млн тонн в год. Какую инфраструктуру придется расширять и во сколько обойдется подобная диверсификация экспортного маршрута, агентству Kazinform рассказали нефтегазовый аналитик Абзал Нарымбетов и председатель Президиума Союза нефтесервисных компаний KazService Рашид Жаксылыков.
— Из общего объема добычи Казахстан экспортирует 70% нефти, из которых 98% направляется по двум маршрутам — Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) и нефтепроводу «Узень — Атырау — Самара». Это создает высокую зависимость от одной страны и большие риски в случае эскалации конфликта в регионе, — отметил эксперт в разговоре с корреспондентом Kazinform.
Он напомнил, что в 2022 году работа КТК приостанавливалась несколько раз, что вынудило Казахстан снижать добычу на крупных месторождениях, чтобы избежать затоваривания.
По словам эксперта, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан становится ключевой альтернативой, так как он полностью обходит Россию. У него высокая мощность — до 60 млн тонн в год, при этом используется менее чем наполовину.
— Азербайджанская добыча нефти снижается, а внутреннее потребление растет. У Казахстана есть возможность занять освободившиеся мощности. Поставки через БТД позволят снизить зависимость от российских маршрутов, — пояснил эксперт.
Однако транспортировка нефти через БТД обходится втрое дороже — около $120 за тонну против $38 через КТК.
— Основная проблема — доставка нефти до Баку. С месторождений она перевозится цистернами до Актау, затем танкерами через Каспийское море. Это занимает время, требует затрат на хранение и ожидание. Для расширения поставок до 20 млн тонн потребуется модернизация инфраструктуры. Порт Актау сегодня может переваливать только 5–6 млн тонн нефти в год. Для увеличения объемов придется в три раза расширить мощности порта, построить дополнительные хранилища и наливные терминалы. Это потребует значительных капитальных вложений, — отметил эксперт.
Еще одним вариантом удешевления маршрута могла бы стать прокладка нефтепровода по дну Каспийского моря, но этому препятствует неопределенный юридический статус Каспия.
— Без соглашения между пятью прикаспийскими странами строительство нефтепровода невозможно. Поэтому Казахстану остается полагаться на танкерные перевозки, что существенно увеличивает затраты, — пояснил он.
Эксперт также указал, что возможности увеличения экспорта ограничены. Три крупных месторождения — Тенгиз, Кашаган и Карачаганак — обеспечивают около 70% экспортной нефти. Остальные месторождения являются зрелыми и постепенно истощаются.
— Рост внутреннего потребления нефтепродуктов также влияет на экспорт. Казахстану приходится направлять больше нефти на внутренний рынок, где цены значительно ниже. Это снижает объемы экспорта и доходы страны, — добавил он.
Несмотря на высокие затраты, Казахстану необходимо развивать альтернативные маршруты экспорта нефти, считает эксперт.
— 98% нашего экспорта проходит через территорию России. Если транзит по этим маршрутам будет приостановлен, экономика Казахстана окажется в тяжелой ситуации. Бюджет страны наполовину зависит от нефтегазовых доходов, а 60% экспортной выручки связаны с продажей нефти. Развитие маршрута через БТД — это способ снизить риски и защитить экономику от возможных потрясений, — подчеркнул Абзал Нарымбетов.
По мнению Рашида Жаксылыкова, председателя Президиума Союза нефтесервисных компаний KazService, экономические и внешние факторы не влияют на необходимость увеличения добычи нефти в Казахстане.
— Это решение исключительно в интересах Казахстана. Добыча нефти необходима для нас, прежде всего, чтобы обеспечивать экономический рост и развитие страны. Наша нефтяная отрасль сегодня — это главный источник дохода Казахстана. Мы уже достигли 90 миллионов тонн, а в планах — выйти на 137 миллионов. Это амбициозная цель, но вполне достижимая, — подчеркивает он.
Касаясь вопросов маршрутов доставки нефти, эксперт акцентировал внимание на том, что, несмотря на поиск альтернативных путей, самый выгодный и надежный маршрут для Казахстана — это Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).
— Ни один маршрут, который мы могли бы предложить или реализовать, не будет выгоднее, чем КТК. Конечно, нас толкает внешний фактор — угрозы со стороны России, когда начинают обсуждать закрытие КТК. Но каждый трубопровод имеет свою реальную мощность. Например, Каспийский трубопровод может пропускать до 80 миллионов тонн нефти в год, и даже если там ничего не произойдёт, мы продолжим поставлять нефть — отметил Р. Жаксылыков.
По словам Жаксылыкова, новый маршрут через Баку-Тбилиси-Джейхан сопряжен с определенными экономическими рисками. Однако, несмотря на эти риски, этот маршрут остается выгодным в случае роста цен на нефть.
— Если нефть будет стоить ниже 40 долларов за баррель, то поставки через Баку будут экономически нецелесообразными. Но если цена нефти будет 70-80 долларов, то поставки через Баку станут выгодными для Казахстана. В конечном счете все зависит от ценового давления на рынке, — объяснил Р. Жаксылыков.
Он также отметил, что даже с учетом высокой стоимости доставки через Баку, Казахстан будет иметь маржу, которая принесет экономическую пользу.
— Когда мы добывали 90 миллионов тонн нефти, экономика Казахстана значительно улучшилась. Восстановились областные центры, и мы начали активно диверсифицировать экономику. Нефтяные доходы помогают поддерживать образовательные программы для молодежи, открывать финансовые институты и реализовывать новые экономические проекты, — отметил эксперт.