Экономическая интеграция: движущая сила устойчивого развития

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Ведущие мировые ученые и эксперты собрались на этой неделе на Астанинском экономическом форуме. Заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и Исполнительный секретарь Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) г-жа Армида Салсия Алишахбана поделилась мнением о работе форума, передает МИА «Казинформ».

«В центре их внимания находятся повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года Организации Объединенных Наций и то, каким образом она должна влиять на формирование долгосрочных стратегий экономического роста и социального развития в Казахстане и Центральной Азии. При рассмотрении международных передовых методов и практических решений нам необходимо неизменно помнить об одной долгосрочной цели: углублении экономической интеграции между Центральной Азией и регионом в целом. Это одно из ключевых средств ускорения прогресса на пути достижения целей в области устойчивого развития. Казахстан, который имеет в своем активе обширный опыт реформирования и модернизации своей экономики, актуализации проблематики устойчивого развития и успешного привлечения прямых иностранных инвестиций, может внести в эту деятельность весомый вклад.

Этот вклад важен, так как наш анализ демонстрирует, что региону следует значительно активизировать свои усилия по достижению устойчивого развития. В Азиатско-Тихоокеанском регионе достигнут прогресс в деле искоренения нищеты и предоставления всеобщего образования. Принимаются меры по обеспечению доступной по стоимости экологически чистой энергии. Однако с учетом текущей динамики региону необходимо приложить больше усилий, чтобы достичь всех 17 целей в области устойчивого развития. Это относится и к Центральной Азии, где необходимо принять меры по улучшению положения в области гендерного равенства, строительству устойчивых городов и сообществ и обеспечению достойной работы и экономического роста, как предусмотрено целью 8 в области устойчивого развития. Региональная экономическая интеграция будет являться ключевым компонентом решения этих задач.

Казахстан продемонстрировал свою приверженность достижению этой цели на протяжении длительного времени, невзирая на то, что он оказался затронут финансовым и экономическим кризисами на международных рынках. Происходит цифровизация экономики и общественной жизни, и внедряются ключевые программы, такие как «Дорожная карта бизнеса» и «Программа занятости». Более глубокая экономическая интеграция, подкрепляемая более совершенной транспортной инфраструктурой и мерами по упрощению процедур торговли по всей Северной и Центральной Азии, может содействовать реализации Стратегии «Казахстан-2050», направленной на достижение ежегодного устойчивого роста и формирование диверсифицированной экономики знаний. Кроме того, такая интеграция позволит добиться диверсификации экономики, необходимой для более справедливого распределения благосостояния в субрегионе.

Сегодня на торговлю между странами Северной и Центральной Азии приходится лишь 8 процентов от объема экспорта этих стран, что является гораздо более скромным показателем по сравнению с другими частями Азиатско-Тихоокеанского региона. Экспорт региона по большей части сосредоточен на товарах с низкой добавленной стоимостью, а привлекаемые регионом прямые иностранные инвестиции ориентированы на эксплуатацию природных ресурсов. Отсутствие у многих стран выхода к морю ведет к особенно высоким торговым издержкам, что серьезным образом сказывается на конкурентоспособности. Для преодоления этих сложностей необходима как материальная, так и нематериальная инфраструктура.

Если начать рассмотрение вопроса с материальной инфраструктуры, в частности, транспортной, можно говорить о том, что существует крепкий фундамент для дальнейшего развития. Поддерживаемая Организацией Объединенных Наций инициатива по Сети Азиатских автомобильных дорог способствовала и способствует развитию эффективно действующей дорожной инфраструктуры, транспортному сообщению между Европой и Азией и улучшению доступа к морским путям. Поддержка, оказываемая со стороны ЭСКАТО «сухим портам», ведет к улучшению транспортно-логистических систем, необходимых для эффективных перевозок морских грузов в районы, находящиеся внутри страны, автомобильным или железнодорожным транспортом. Казахстанско-китайский логистический терминал в порту Ляньюньган, морские порты Актау, Баутино и Курык и «сухой порт» «Хоргос-Восточные ворота» на границе с Китаем вносят свой вклад в углубление региональной интеграции. Способствует ей и функционирование недавно открытой железнодорожной магистрали «Казахстан-Туркменистан-Иран», обеспечивающей сообщение между странами Центральной Азии и Персидского залива и дающей столь необходимый доступ к морю.

Однако для того чтобы в полной мере использовать эту материальную инфраструктуру, нам необходимо также уделять пристальное внимание и элементам нематериальной инфраструктуры. Нам необходимо отказаться от нетарифных мер и ограничительных правил происхождения, которые отражаются на торговле и прямых иностранных инвестициях. ЭСКАТО осуществляет картирование воздействия нетарифных мер на внутрирегиональную торговлю и оказывает помощь в укреплении потенциала правительств по снижению такого воздействия. Также полезными могут оказаться меры по автоматизации процедур торговли, транзита и инвестирования. Электронный обмен торговыми данными и документами между странами Северной и Центральной Азии мог бы позволить снизить торговые издержки на 25 процентов. В интересах достижения этих целей недавно был согласован договор Организации Объединенных Наций по упрощению процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Что касается стран Северной и Центральной Азии, то уже подписали этот договор и присоединились к нему Армения и Азербайджан. Выражаю надежду на то, что и другие страны региона последуют этому примеру, благодаря чему станет возможным извлечение максимальной пользы из договора.

Устойчивое будущее стран Северной и Центральной Азии будет, как минимум отчасти зависеть от применения устойчивого подхода к транспортной инфраструктуре и упрощению процедур торговли. Существует потребность в дополнительных проектах в области материальной инфраструктуры, последовательных нормах и стандартах и гармонизированных правовых базах, с тем, чтобы компании могли выходить на новые рынки, расширяться и создавать рабочие места. ЭСКАТО привержена поддержке межправительственной работы, необходимой для осуществления такой интеграции, во взаимодействии с субрегиональными организациями, такими как Евразийский экономический союз и Шанхайская организация сотрудничества. Расположение Казахстана на Евразийском континенте означает, что у него имеются благоприятные возможности для содействия реализации этой повестки дня. Я возлагаю большие надежды на совместную работу с руководством Казахстана, направленную на углубление экономической интеграции и достижение устойчивого развития к 2030 году», - сказала она.

Сейчас читают