Эдуард Казарян о биеннале в столице: Это редкий для Казахстана формат
- Эдуард, в чем задумка данной выставки, основной ее посыл?
- Биеннале - эта масштабная выставка, которая проводится раз в два года и собирает большое количество художников. Для Казахстана это первый шаг, тем более что это достаточно редкий формат. Скульптурная биеннале в Казахстане - это большой международный проект. Здесь представлены работы художников со всей Евразии. Среди них представитель европейской Sculpture network, автор «живой» скульптуры - мобиля на солнечных батареях Bert Schoeren (Нидерланды), швейцарский скульптор Ethienne Krahenbuhl, прекрасная французская художница Jasenka Vаillant, художники, представляющие в этом году свои работы на 57 Венецианской биеннале Bernhard Jordi (Швейцария) и Сергей Катран (Россия), а также автор медиа-инсталляций Елена Демидова (Россия).
Казахстанскую скульптуру представляют как молодые авторы, так и именитые художники: Георгий Трякин-Бухаров, Алибек Мергенов, Лена Григорян, Вагиф Рахманов, Шамиль Гулиев, Даир Тулеков, Даурен Досмагамбетов и многие другие.
Наша задача - выявить и продемонстрировать творения представителей различных направлений и тенденций современной скульптуры. С тем, чтобы все художники, скульпторы, искусствоведы и посетители сумели увидеть разные направления, общемировые тенденции и работы казахстанских мастеров в этом потоке, научились воспринимать «другое» искусство.
Сложно было выставить все в одном пространстве, но в этом и ценность экспозиции. Все мы работаем, трудимся в одну эпоху, созидаем в одном направлении и мы должны научится понимать все и с уважением относиться к непонятному, в надежде открыть для себя новое.
- Работы каких молодых скульпторов Вы бы хотели отметить?
- «Молодой» в скульптуре понятие относительное. Расцвет скульптора - это 60-70 лет, то есть когда мастер понимает все. Но, тем не менее, то, как он выстраивает свой путь, свое отношение к искусству закладывается еще в молодости, и с этой точки зрения уже сегодня видно, будет ли он двигаться в правильном направлении и много ли достигнет.
- На этой выставке представлены Ваши работы?
- Здесь три мои работы. Две из них подвесные скульптуры. Это работы последних 6 месяцев, то есть совершенно новые скульптуры. Третьей скульптуре уже лет 15. Я старался следовать тематике выставки - «Взаимосвязи: искусство диалога» - и представил разные по жанру, форме и времени создания работы.
- Насколько сложно передать задуманную идею, образ?
- Все зависит от самой работы, какие-то идеи могут к тебе во сне приходить, над другими ты можешь долгие годы трудиться, отрабатывать и на выходе добиться чего-то. Вдохновить может что угодно. Ко мне лично идеи приходят в момент созидания: пока я делаю одну скульптуру, появляются еще для трех-четырех работ. То есть, чем больше создаешь, тем больше вдохновения.
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы скульптурного искусства в Казахстане? В сравнении с Россией и другими странами СНГ. Каковы его особенности?
- Я не стал бы рассматривать Казахстан отдельно от всего пространства СНГ, потому что все равно мы долгое время жили вместе и, в общем-то, продолжаем быть вместе. Что-то появилось, что- то изменилось и изменилось серьезно, но тем не менее все равно мы чувствуем плечо друг друга. Мы учились в одних университетах, даже программы у нас были одинаковые. Да, на нас влияет мир, но также на этот мир мы все начинаем смотреть, видеть, познавать, открывать, основываясь на том багаже, который мы получили еще в советское время. Для всего мира искусства мы являемся чем-то особенным, потому что у нас есть свое, но в то же время мы готовы воспринимать мир открыто. В этом синтезе, я думаю, потенциал очень хороший. В Казахстане есть ряд очень интересных скульпторов.
- Любимое воплощение для Вас?
- Мне кажется, нет на свете скульптора, который не создал лошадь, не воспел женщину. У меня есть работа «На коне», где лошадь выступает в качестве символа дома, внутреннего пространства: на ней, и как бы в ней едет вся семья - жена, муж, дети, рядом летают птицы, то есть это воплощение целого мира.
- Каким, на Ваш взгляд, будет следующая биеннале?
-. Считаю, что на культурную жизнь Казахстана, без сомнений, этот конкурс окажет положительный эффект и даст толчок многим творческим идеям. Думаю, художники уже к следующей выставке будут серьезно готовиться и делать проекты специально для нее. Будет серьезная конкурентная борьба, и на следующую биеннале понадобится зал в несколько раз больше.
- Спасибо за беседу!
Наша справка:
Эдуард Казарян, художник.
Родился в 1964 году, в Алма-Ате. В начале 1990-х годов он представлял свое искусство на первых выставках, проводившихся молодыми казахстанскими художниками и скульпторами в Европе (Франция, Германия, Бельгия), а также проводил персональные выставки в Казахстане, России, Германии и США. В 2000 году за вклад в развитие современного искусства в Казахстане был удостоен номинации «Новое имя» в сфере изобразительного искусства Первой национальной премии «Тарлан». В 2000-х годах Эдуард продолжает активную выставочную деятельность, участвует в художественных семинарах и симпозиумах, осваивает новые техники работы с металлом и керамикой, воплощает ряд крупных проектов в городской и природной среде, а также серию монументальных керамических кашпо для общественных интерьеров.
Провел более сорока персональных и был участником свыше 130 коллективных выставок. В 2011 г. Э. Казарян награжден «Золотой Медалью» Министерства культуры Армении за вклад в развитие армянской культуры. В настоящее время продолжает работать с бронзой, сталью, керамикой, реализует архитектурно-художественные и паблик-арт проекты, занимается монументальной скульптурой. Работы хранятся в частных и государственных коллекциях Казахстана и зарубежья.
Член Союза Художников Республики Казахстан.
Живет и работает в Алматы, Казахстан.
АВТОР: Гульнур Кожахметова