ДУЛАТОВ МИРЖАКЫП

ДУЛАТОВ МИРЖАКЫП (МИР-ЯКУБ) (известен псевдонимами Мадияр и Аргын) (1885-1935) – видный казахский просветитель, общественный деятель, поэт, писатель, мастер публицистики, один из лидеров правительства Алашорды и национально-освободительного движения Казахстана.
None
None
Уроженец Костанайской области. Окончил начальную школу в ауле и сумел в 1897 году поступить в русско-казахское педагогическое училище, которое закончил в 1902 году, став сельским учителем. В 1904 году произошло событие, изменившее всю его жизнь. В Каркаралы он встретился с Ахметом Байтурсыновым и Алиханом Бокейхановым, под влиянием этих двух лидеров нарождающегося казахского реформистского национального движения он приобрел антиколониальное, анти-российское мировоззрение. В 1907 году он едет в Санкт-Петербург на Всероссийский сьезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создает журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарға». Он также пишет статью «Бiздiң мақсатымыз» для второго номера журнала, который так и не вышел в свет. Царским указом от 3 июля 1907 года казахи, как и все коренные народы Сибири и Средней Азии, были лишены права участия в Государственной Думе России, чем в корне подрывалась сама возможность самоуправления. В своей статье «Закон от 3 июля и казахи» М.Дулатов подверг критике это решение, как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может, логично считал он. Политическое кредо М.Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, қазақ!» под псевдонимом Аргын: Очнись, казах! Подними голову, Не проводи свою жизнь попусту, в темноте! Книжка была немедленно конфискована, но он сумел переиздать ее в 1911 году и вернулся в Торгай. В 1910 году он опубликовал свою дебютную повесть «Бақытсыз Жамал» - история угнетенной казахской женщины стала первым произведением прозы в современной казахской литературе. Из-за своих публикаций он попал под наблюдение полиции, долго не мог устроиться на работу в городе. В 1911 году арестован в Семипалатинске и провел полтора года в заключении. После освобождения, М.Дулатов начал регулярно печататься в журнале «Айқап» и газете «Қазақ», которую сам основал с А.Байтурсыновым. В своих статьях он критиковал социально-экономическое и политическое положение казахского народа под гнетом имперской администрации. В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Бокейханов выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип стал тогда создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим, он уже был широко известен в народе, к его мнению прислушивались. Летом 1917 года М.Дулатов стал одним из организаторов Первого всекиргизского сьезда в Оренбурге, где фактически оформлялся первая казахская политическая партия «Алаш». В декабре 1917 года после Октябрьского переворота в метрополии снова в Оренбурге собирается Второй общекиргизский сьезд, который провозглашает Киргизскую (Казахскую) автономию, которую видят в будущей федеративной России под управлением меньшевиков. Вплоть до мая 1919 года «Алашорда» пыталась вести переговоры как с красными, так и с белыми, в феврале 1920 года Автономия «Алашорда» была упразднена, ее лидеры были амнистированы. М.Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности и с 1922 по 1928 год жил в Оренбурге. В 1928 году Миржакып резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии. Будущее показало, что он был прав, но 29 декабря 1928 года его арестовали органы НКВД по обвинению в казахском национализме. На допросе в 1929 году в ответ на обвинение в «национализме», Миржакып пояснил: «Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам». Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует». 5 октября 1935 года М.Дулатов был расстрелян. Его дочь Гульнар, врач по профессии, много сделала для сохранения литературного наследия отца и его реабилитации. М.Дулатов был посмертно реабилитирован в 1988 году. Он был признан пионером современной казахской литературы и одним из лидеров национально-освободительного движения. Ежегодно Союзом писателей Казахстана присуждается литературная премия имени М.Дулатова. С 2003 года Костанайский инженерно-экономический университет носит его имя. В 2005 году в Казахском национальном университете имени аль Фараби в Алматы был открыт памятный барельеф основателям казахской журналистики и печати А.Бокейханову, А.Байтурсынову и М.Дулатову. Его именем названы улицы в Астане, Алматы, Костанае и других городах Казахстана.Источник: Казахстан, Национальная энциклопедия, том 2 книга «Исторические личности»
Сейчас читают