Доступность объектов для лиц с инвалидностью: в Акмолинской области выполнено меньше половины плана
В 2025 году по Акмолинской области запланировано создать безбарьерную среду для лиц с инвалидностью на 192 объектах, однако сейчас адаптировано лишь 79 из них или 41,1 %, передает корреспондент агентства Kazinform.

По словам руководителя управления координации занятости и социальных программ Акмолинской области Шолпан Рахматуллиной, в рамках Дорожной карты предвыборной программы партии «Amanat» на 2023–2027 годы в регионе запланировано провести адаптацию на 958 объектах социальной и транспортной инфраструктуры. В текущем году по области запланировано адаптировать 192 объекта, в том числе 55 объектов образования, 38 объектов здравоохранения, 20 государственного управления, 17 объектов культуры, 6 объектов спорта, 2 объекта социальной защиты, 54 прочих часто посещаемых объекта (магазины, аптеки, банки и т. д.).
— На сегодняшний день по области адаптировано лишь 79 объектов или 41,1%. В регионах области осуществляют свою деятельность мониторинговые группы, которыми проводится мониторинг объектов, прошедших адаптацию на предмет соответствия утвержденным СНИПам, — отметила спикер.
Контроль
Руководитель департамента Комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения Нурлан Шерьязданов подчеркнул, что к концу 2027 года доля адаптированных объектов должна достичь 100% от общего количества.
— Таким образом, объекты социальной и транспортной инфраструктуры должны быть полностью доступными как для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, так и с нарушением слуха, зрения, — отметил он.
На информационном портале Министерства труда и социальной защиты населения РК функционирует «Интерактивная карта доступности», где отражена информация о доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры. По Акмолинской области размещена информация по 1707 объектам, из которых доступно для лиц с нарушением слуха 1245, с нарушением зрения 1150, с нарушением опорно-двигательного аппарата 1146.
— Хочу отметить, что имеет место некачественное заполнение Интерактивной карты доступности: отсутствуют фотографии объектов, опубликованная информация по доступности не соответствует фактическому доступу объектов. Это показывает отсутствие контроля ответственными государственными органами за достоверность опубликованной информации и своевременного внесения изменений в Интерактивную карту доступности, — добавил Нурлан Шерьязданов.
Профилактический контроль и внеплановые проверки проводятся строго в соответствии с проверочными листами по вопросу доступа объектов, которые содержат требования к параметрам таких элементов, как:
- ширина и длина пандуса,
- высота уклона пандуса,
- ширина входных дверей,
- высота порогов входных дверей,
- высота поручней на пандусе.
И это требования, которых необходимо придерживаться при адаптации только входной группы здания. Кроме этого, должны быть адаптированы:
- санитарно-бытовые комнаты,
- зоны оказания услуг,
- установлены тактильные средства информации,
- международные символы доступности;
- по возможности предусмотрены парковочные места для транспортных средств маломобильной категории населения с соответствующими опознавательными знаками.
Ответственность
— В случае уклонения от исполнения вышеназванных требований предусмотрена административная ответственность по ст. 83 КоАП РК в виде штрафа на должностных лиц в размере 50 МРП, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — 120 МРП, среднего предпринимательства — 200 МРП, крупного предпринимательства — 400 МРП. За текущий период 2025 года по вопросу доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры проведено 38 проверок, в том числе профилактического контроля с посещением 34 объектов области, 4 внеплановых проверки. По результатам проведенных проверок выписано 21 предписание об устранении выявленных нарушений, наложено 4 административных штрафа на сумму 1,3 млн тенге, — отметил Нурлан Шерьязданов.
Однако устранение выявленных нарушений, как добавил спикер, является проблематичным. Во многих случаях для этого требуются немалые финансовые затраты, особенно это касается организаций, финансируемых из бюджета. Причинами привлечения к административной ответственности зачастую является несвоевременное выделение финансовых средств для устранения нарушений.
— За истекший период текущего года к административной ответственности привлечены 3 школы за неисполнение предписания об устранении нарушений, на сумму порядка одного миллиона тенге. Хотелось бы отметить, что данные средства можно было направить на обеспечение доступности объектов, — констатировал Нурлан Шерьязданов.
Адаптировать нельзя
По словам экспертов, объекты старой постройки часто не могут быть адаптированы вообще.
— Старые здания не все возможно адаптировать, и для чего их ставят на адаптацию, непонятно. Мое предложение: существуют организации, которые могут дать заключение, что вот это здание невозможно адаптировать. Нужно делать такие заключения. К примеру, есть свои красные линии у архитектуры, за которые не может выйти частник и сделать пандус. Очень много таких моментов, которые не учитываются в погоне за цифрами, — отметил руководитель Центра реабилитации инвалидов «Шанс» Василий Шиманский.
Проблемным вопросом в регионе остается и адаптация гостиниц. Как отмечают эксперты, большинство отелей, особенно в Щучинско-Боровской курортной зоне, не готовы встречать туристов с ограниченными возможностями. И когда в Акмолинскую область, к примеру, на соревнования приезжают лица с инвалидностью из других регионов страны, разместить их становится большой проблемой.
Кроме того, эксперты предлагают оценивать рейтинг акимов, включая в оценку и адаптацию объектов того или иного населенного пункта области.
Ранее сообщалось, что более 900 объектов адаптированы для лиц с инвалидностью в СКО.