Доспехами Кейки батыра были крылья лебедя

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Тургайская общественность, как и все казахстанцы, безмерно рады тому, что останки одного из ярчайших лидеров национального освободительного движения 1916 года Кейки батыра, наконец, возращены на родину. С 1923 года череп героя являлся экспонатом кунсткамеры, ныне музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге, а теперь бесценная реликвия казахов займет достойное место на своей земле. Это историческое событие окажет благотворное влияние на рост самосознания, мощи и величия казахов.

Об этом сказал сегодня корреспонденту МИА «Казинформ» автор книги «Кейки батыр» - специалист отдела по организации научной работы и международных отношений Аркалыкского государственного педагогического института им. Ы.Алтынсарина, лауреат премии «Казына» Костанайского Клуба меценатов в номинации «Культурное наследие», краевед, почетный житель Аркалыка Шоптибай Байдильдин.

Как сообщало ранее МИА «Казинформ», череп лидера национального освободительного движения 1916 года Кейки батыра доставлен 6 октября ранним утром спецбортом из Москвы в Астану.


Автор большого исторического труда о Кейки батыре поделился некоторыми подробностями из жизни славного сына казахов, прошедшей в неустанной борьбе с врагами. Материалы для книги Шоптибай-ага собирал всю свою сознательную жизнь, и многие рассказы о батыре он услышал еще будучи подростком из уст уважаемых старейшин рода кулан-кипчак, из которого происходил легендарный мерген и защитник народа. Многие из его собеседников были современниками Кейки батыра и даже очевидцами некоторых фактов его жизни и смерти.
К примеру, мало кто знает, почему Нурмагамбета Кокембайулы (1871-1923) народ прозвал Кейки батыром. У казахов было принято награждать эпитетами видных людей и батыров, которые подчеркивали особенности их внешности, а заодно и характера. Народное прозвище очень удачно подбиралось человеку благодаря богатству и образности казахского языка, полностью вписывалось в его образ, характеризуя его со всех сторон. Нурмагамбета его современники описывали как небольшого ростом, но коренастого мужчину, с большими глазами и слегка вздернутым носом. Последнее как раз и послужило тому, что прозвали его Кейки, а его брата, к примеру, прозвали Шубар - из-за пятен на лице. Вздернутый нос Кейки напоминал степнякам обличие Волка, что само по себе характеризовало человека свободолюбивого, непокорного и бесстрашного.
Как отмечает Шоптибай Байдильдин, наиболее точный портрет народного героя нарисовал преподаватель Жезказганского университета имени Байконурова Омирхан Жунисбеков - по описаниям внешности, которые давали современники Кейки батыра.

Враги Кейки батыра очень часто принимали его за...шайтана, говорит Шоптибай Байдильдин. Завидев издали, как несется на них всадник с развивающими за спиной крыльями, они в ужасе застывали на месте. Эффект неожиданности срабатывал на 100 процентов - Кейки батыр налету выпускал пять пуль, которые настигали пятерых врагов. Откуда же взялись крылья? Хитроумный Кейки надевал на себя лебединую шкуру с крыльями, на голову водружал чалму с длинными кистями, своего боевого коня Акбозата также украшал ленточками, да еще затягивал свою военную песню салауат.
На вопрос, почему Кейки-батыр остался в памяти народной как волк-одиночка, не признавший ни красных, ни белых, и упорно боровшийся как с теми, так и с другими, Шоптибай Байдильдин пояснил. Амангельды батыр, близкий друг Кейки, горячо приветствовал советскую власть и боролся с белогвардейцами, он был убит алашординцами. С другой стороны близким соратником Кейки батыра был Абдигаппар Жанбосынұлы, который проникся идеями Алашорды, Абдигаппара убили красногвардейцы.
И Амангельды, и Аддигаппар, и Кейки - все происходили из рода кипчаков, были вхожи в дома друг друга, вместе трапезничали за одним дастарханом. А благодаря политике «разделяй и властвуй» внутри одного рода кипчаков произошли расхождения по идеологическим соображениям, и родственники стали врагами, предали друг друга. Кейки это понимал, поэтому не примкнул ни к белым, ни к красным, но одинаково наказывал и тех, и других, если от их рук страдали казахи. Наказывал Кейки батыр и работников рудников, которые обозами везли золото и медь с Карсакпая в Атбасар, а по дороге не гнушались грабить казахские аулы. Боролся с бежавшими от гражданской войны солдатами, которые через наши степи отступали в Китай, убивая и грабя на своем пути ни в чем не повинных женщин, детей и стариков, сжигая их вместе с жилищами.

Заинтересованные в этих трагических страницах истории Казахстана соотечественники найдут в книге множество подробных фактов, о которых в одном интервью рассказать невозможно, отметил Шоптибай Байдильдин.
Из всех героев национально-освободительного движения 1916 года судьба оказалась благосклонной лишь к Алиби Джангильдину, который прожил достаточно сложную, бурную, интересную жизнь, он скончался в 1953 году в Алматы, его заслуги были высоко оценены советской властью. Имя Амангельды, после его трагической гибели, также осталось жить в истории. Имена Алиби Джангильдина и Амангельды Иманова носят улицы, населенные пункты в Казахстане Справедливость же в отношении Абдигаппара Жанбосынұлы восстановили его ближайшие родственники, которые перезахоронили его останки со всеми почестями. Вот только судьба Кейки батыра оказалась незавидной. Теперь необходимо решить вопрос о месте его захоронения, отметил исследователь. А затем, предстоит самое важное - внести имя Кейки батыра в нашу историю, увековечить не только в памятниках, но и названиях улиц, включить в учебники, считает Шоптибай Байдильдин. Это особенные люди, рождающиеся раз в столетие. Ведь только благодаря им, славным сынам своего народа, казахи не исчезли с исторической сцены в сложные, трагические периоды.
Как поделился Шоптибай Байдильдин, в ходе предпринятой с 11 по 21 сентября т.г. экспедиции по следам героев Тургайского восстания 1916 года «Өр Торғай - ерлік мекені» (Несгибаемый Торгай - Родина мужества) ее участники - историки, краеведы, общественные деятели и журналисты - установили памятный знак в местечке Байтума Амангельдинского района, где родился Кейки батыр. Кроме того участники экспедиции установили памятный знак в местности Зауре копа Амангельдинского района, где красные каратели расправились с Абдигаппар ханом.

Сейчас читают