Настройки пользователя
Настройки пользователя
+7 (701) 759 90 19 Лента
USD 371.56 EUR 422.43
RUB 5.56 CNY 53.51
Новости

Доспехами Кейки батыра были крылья лебедя

7 Октября 2016 06:00 153
Поделиться:
Доспехами Кейки батыра были крылья лебедя

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Тургайская общественность, как и все казахстанцы, безмерно рады тому, что останки одного из ярчайших лидеров национального освободительного движения 1916 года Кейки батыра, наконец, возращены на родину. С 1923 года череп героя являлся экспонатом кунсткамеры, ныне музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге, а теперь бесценная реликвия казахов займет достойное место на своей земле. Это историческое событие окажет благотворное влияние на рост самосознания, мощи и величия казахов.

Об этом сказал сегодня корреспонденту МИА «Казинформ» автор книги «Кейки батыр» - специалист отдела по организации научной работы и международных отношений Аркалыкского государственного педагогического института им. Ы.Алтынсарина, лауреат премии «Казына» Костанайского Клуба меценатов в номинации «Культурное наследие», краевед, почетный житель Аркалыка Шоптибай Байдильдин.

Как сообщало ранее МИА «Казинформ», череп лидера национального освободительного движения 1916 года Кейки батыра доставлен 6 октября ранним утром спецбортом из Москвы в Астану.


Доспехами Кейки батыра были крылья лебедя

Автор большого исторического труда о Кейки батыре поделился некоторыми подробностями из жизни славного сына казахов, прошедшей в неустанной борьбе с врагами. Материалы для книги Шоптибай-ага собирал всю свою сознательную жизнь, и многие рассказы о батыре он услышал еще будучи подростком из уст уважаемых старейшин рода кулан-кипчак, из которого происходил легендарный мерген и защитник народа. Многие из его собеседников были современниками Кейки батыра и даже очевидцами некоторых фактов его жизни и смерти.

К примеру, мало кто знает, почему Нурмагамбета Кокембайулы (1871-1923) народ прозвал Кейки батыром. У казахов было принято награждать эпитетами видных людей и батыров, которые подчеркивали особенности их внешности, а заодно и характера. Народное прозвище очень удачно подбиралось человеку благодаря богатству и образности казахского языка, полностью вписывалось в его образ, характеризуя его со всех сторон. Нурмагамбета его современники описывали как небольшого ростом, но коренастого мужчину, с большими глазами и слегка вздернутым носом. Последнее как раз и послужило тому, что прозвали его Кейки, а его брата, к примеру, прозвали Шубар - из-за пятен на лице. Вздернутый нос Кейки напоминал степнякам обличие Волка, что само по себе характеризовало человека свободолюбивого, непокорного и бесстрашного.

Как отмечает Шоптибай Байдильдин, наиболее точный портрет народного героя нарисовал преподаватель Жезказганского университета имени Байконурова Омирхан Жунисбеков - по описаниям внешности, которые давали современники Кейки батыра.

Доспехами Кейки батыра были крылья лебедя
Враги Кейки батыра очень часто принимали его за...шайтана, говорит Шоптибай Байдильдин. Завидев издали, как несется на них всадник с развивающими за спиной крыльями, они в ужасе застывали на месте. Эффект неожиданности срабатывал на 100 процентов - Кейки батыр налету выпускал пять пуль, которые настигали пятерых врагов. Откуда же взялись крылья? Хитроумный Кейки надевал на себя лебединую шкуру с крыльями, на голову водружал чалму с длинными кистями, своего боевого коня Акбозата также украшал ленточками, да еще затягивал свою военную песню салауат.

На вопрос, почему Кейки-батыр остался в памяти народной как волк-одиночка, не признавший ни красных, ни белых, и упорно боровшийся как с теми, так и с другими, Шоптибай Байдильдин пояснил. Амангельды батыр, близкий друг Кейки, горячо приветствовал советскую власть и боролся с белогвардейцами, он был убит алашординцами. С другой стороны близким соратником Кейки батыра был Абдигаппар Жанбосынұлы, который проникся идеями Алашорды, Абдигаппара убили красногвардейцы.

И Амангельды, и Аддигаппар, и Кейки - все происходили из рода кипчаков, были вхожи в дома друг друга, вместе трапезничали за одним дастарханом. А благодаря политике «разделяй и властвуй» внутри одного рода кипчаков произошли расхождения по идеологическим соображениям, и родственники стали врагами, предали друг друга. Кейки это понимал, поэтому не примкнул ни к белым, ни к красным, но одинаково наказывал и тех, и других, если от их рук страдали казахи. Наказывал Кейки батыр и работников рудников, которые обозами везли золото и медь с Карсакпая в Атбасар, а по дороге не гнушались грабить казахские аулы. Боролся с бежавшими от гражданской войны солдатами, которые через наши степи отступали в Китай, убивая и грабя на своем пути ни в чем не повинных женщин, детей и стариков, сжигая их вместе с жилищами.

Заинтересованные в этих трагических страницах истории Казахстана соотечественники найдут в книге множество подробных фактов, о которых в одном интервью рассказать невозможно, отметил Шоптибай Байдильдин.

Из всех героев национально-освободительного движения 1916 года судьба оказалась благосклонной лишь к Алиби Джангильдину, который прожил достаточно сложную, бурную, интересную жизнь, он скончался в 1953 году в Алматы, его заслуги были высоко оценены советской властью. Имя Амангельды, после его трагической гибели, также осталось жить в истории. Имена Алиби Джангильдина и Амангельды Иманова носят улицы, населенные пункты в Казахстане Справедливость же в отношении Абдигаппара Жанбосынұлы восстановили его ближайшие родственники, которые перезахоронили его останки со всеми почестями. Вот только судьба Кейки батыра оказалась незавидной. Теперь необходимо решить вопрос о месте его захоронения, отметил исследователь. А затем, предстоит самое важное - внести имя Кейки батыра в нашу историю, увековечить не только в памятниках, но и названиях улиц, включить в учебники, считает Шоптибай Байдильдин. Это особенные люди, рождающиеся раз в столетие. Ведь только благодаря им, славным сынам своего народа, казахи не исчезли с исторической сцены в сложные, трагические периоды. 

Как поделился Шоптибай Байдильдин, в ходе предпринятой с 11 по 21 сентября т.г.  экспедиции по следам героев Тургайского восстания 1916 года «Өр Торғай - ерлік мекені» (Несгибаемый Торгай - Родина мужества) ее участники - историки, краеведы, общественные деятели и журналисты - установили памятный знак в местечке Байтума Амангельдинского района, где родился Кейки батыр. Кроме того участники экспедиции установили памятный знак в местности Зауре копа Амангельдинского района, где красные каратели расправились с Абдигаппар ханом.

Доспехами Кейки батыра были крылья лебедя

Подписывайтесь на наш канал:

Поделиться:

Автор:

Жанара Мухамедиярова

Загрузка...
...
Читайте также
Загрузка...
Сотрудники онлайн
Редактор
Тасмаганбетова Гульжан
Тасмаганбетова Гульжан
954-047
Редактор
Алмас Жумабаев
Алмас Жумабаев
954-047
Архив