Ермек Турсунов взял 500 млн тенге на фильм, но так и не выпустил его

кино
Фото: Ұлттық киноны қолдау мемлекеттік орталығы

Результаты анализа Министерства культуры и информации РК показали, что представители сферы зачастую не заинтересованы в производстве качественного продукта и его продвижении. Подробнее об этом ответила пресс-служба министерства в официальном запросе корреспондента агентства Kazinform.

Отбором проектов для оказания государственной финансовой поддержки через открытые конкурсы занимается центр поддержки национального кино.

— За 5 лет существования центра кино профинансировано 103 проекта, из которых завершено производство 98 фильмов различных жанров на сумму 19 млрд тенге. В том числе 42 художественных, 23 документальных, 25 короткометражных фильмов, 8 анимационных — уточнили в ответе на официальный запрос. 

При этом в кинотеатры, телевизионный и онлайн прокат выпустили лишь 23 картины (художественные фильмы — 20, документальные фильмы — 3). 27 фильмов, снятых до 2023 года включительно, выйдут в прокат в 2024 году.

В пресс-службе Министерства культуры и информации РК объяснили почему наблюдается такая ситуация.

— При этом нужно учесть, что для организации проката достаточно получить прокатное удостоверение в министерстве, но, как показывает практика, режиссеры стараются снимать картины для участия в фестивалях, конкурсах, производить авторские фильмы, то есть они ставят в приоритет свои личные творческие амбиции, забывая о запросах широкой зрительской аудитории, — прокомментировали в ответе на официальный запрос.

По мнению экспертов, объем кассовых сборов, составивший 1,5 млрд тенге, свидетельствует о низкой эффективности проката национальных фильмов. 

— Причиной того, что казахстанский зритель до сих пор не увидел некоторые картины, является незаинтересованность производителей и авторов в прокате, так как в период реализации проектов они уже гарантированно получили свои гонорары, — подчеркнули в пресс-службе.

Также в ответе на официальный запрос привели примеры не реализованных проектов.

ТОО «Турсуновфильм», руководителем которого является режиссер, писатель Ермек Турсунов с 2019 по 2021 годы получило государственную поддержку в размере 500 млн тенге на производство полнометражного художественного фильма «Бесмойнак». Картина в прокат не вышла.

На съемки документального фильма «Бату. Исторический детектив» кинорежиссера Рашида Нугманова выделили 192 млн тенге. Проект завершен в 2021 году, но зрители его не увидели.

Проект «Тырналар» кинорежиссера Дамира Манабая, получивший господдержку в размере 422 млн тенге, в прокат до сих пор не вышел.

На производство фильма «Хирург» режиссера Ардака Амиркулова выделили 239 млн тенге, однако кассовые сборы в кинотеатрах составили всего 1,1 млн тенге.

Финансирование фильма «Боксер» режиссера Акана Сатаева составило 900 млн тенге, сборы от кинопроката не превысили и 25 млн тенге.

Картина «Жизнь» режиссера Эмира Байгазина получила господдержку в размере 500 млн тенге, в прокате фильм собрал 650 тысяч тенге.

На создание художественного фильма «Лето 1941-го года» режиссера Бекболата Шекерова выделили более 697 млн тенге. В прокате картина собрала всего 40,6 млн тенге, что составило 5,8% от общей стоимости.

Аналогичная ситуация с фильмом «На старте» режиссера Ернара Нургалиева, который получил от государства 468,5 млн тенге и собрал в прокате всего 15,5 млн тенге или 3,3% от бюджета.

Картина «Схема» режиссера Фархата Шарипова смогла собрать всего 21,8 млн тенге, тогда как на ее производство выделили 300 млн тенге.

Добавим, что в выделяемой государством на реализацию проектов сумме заложены средства на гонорары режиссеров в размере 10%.

— Частные кинокомпании игнорируют вопрос дальнейшего проката и продвижения своих кинокартин, но продолжают принимать участие в открытых конкурсах центра кино с другими проектами и претендовать на государственную поддержку. В случае проигрыша высказывают недовольство, подвергают сомнению объективность и прозрачность отбора проектов, предлагают саботировать результаты конкурса с попытками угрозы вывода на митинг кинематографистов и другое, — подчеркнули в пресс-службе.

По данным Министерства культуры и информации, аналогичную ситуацию наблюдают в сфере мультипликации и анимации.

— Ни один из 8-ми анимационных фильмов, созданных с 2019 года так и не был представлен казахстанскому зрителю. Это такие работы, как «Кенже кыз», на производство которого ТОО «ADAY PRODUCTION» выделено 232,8 млн тенге, «Караван историй» ТОО «Ырысы Ақ Қазақстан» стоимостью 213,9 млн тенге, «Колыбельная» ТОО «Dala Animation» 32,4 млн тенге и другие, — рассказали в ответе на официальный запрос.

В этой связи ведомство приняло решение об изменении подходов развития киноиндустрии и пересмотре условий оказания поддержки кинематографистов. Также при конкурсном отборе будут учитывать эффективность авторов фильма и кинокомпании по уже реализованным фильмам.

Также Министерство настаивает на том, чтобы единственная государственная киностудия «Казахфильм», которая сейчас оказалась в кризисной ситуации, получила всю необходимую помощь.

— Предлагаемые совместно с киносообществом законодательные поправки в сфере кинематографии, в том числе и относящиеся к «Казахфильму», необходимы для обеспечения стабильности и развития киноиндустрии страны. Предоставление финансовой поддержки киностудии напрямую без участия в конкурсе центра кино является необходимым шагом для поддержки национального кинематографа. Это позволит студии реализовывать государственные задания, выпускать качественные фильмы и продвигать культуру и историю Казахстана, — отметили в пресс-службе министерства.

Предлагаемый механизм финансирования позволяет продолжить конкурсный отбор кинопроектов среди частных кинокомпаний. Таким образом, конкурентная среда в кинематографической индустрии сохранится, добавили в пресс-службе.

По мнению Министерства культуры и информации РК, стабильная работа «Казахфильма» позволит производить качественные фильмы, соответствующие национальным и международным стандартам, что позволит укрепить позиции казахстанского кинематографа на мировой арене и раскрыть потенциал талантливых казахстанских кинематографистов.

Сейчас читают