Digital Justice и Кабинеты права: Министр юстиции рассказал о новинках для казахстанцев
Для удобства казахстанцев сфера юстиции переходит на цифровой формат. Теперь многие нотариальные услуги, процесс по созданию ОСИ и даже контакты с судебными исполнителями станут доступны онлайн. Какие еще изменения произошли в сфере казахстанского права, в интервью корреспонденту агентства Kazinform рассказал Министр юстиции РК Азамат Ескараев.
— В последние годы в Казахстане активно реформируется нормативно-правовая база для защиты прав граждан. Министерство юстиции РК участвует в формировании национального законодательства, проводя юридическую экспертизу и сопровождение 102 законопроектов, из которых 20 были подписаны Главой государства. Можете рассказать об этой работе?
— Разработке законопроекта предшествует ряд обязательных процедур — это разработка консультативного документа и его размещение на интернет-портале открытых НПА для публичного обсуждения, рассмотрение консультативного документа на Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности (МВК) и другие. После прохождения обязательных процедур законопроект вносится на рассмотрение законодательного органа Парламента, в случае его принятия и одобрения, проект Закона направляется на подпись Главе государства.
Министерство юстиции является обязательным согласующим государственным органом по всем проектам нормативных правовых актов, по которым проводится юридическая экспертиза — это изучается состояние правового регулирования, осуществляется правовая оценка целей, задач законопроекта и проверка на предмет соответствия Конституции и законодательству Республики Казахстан, а также оценивается соответствие законопроекта требованиям юридической техники.
Как Вы отметили, в текущем году Министерством проведена юридическая экспертиза и принято участие в сопровождении по более чем 100 законопроектам. Среди них были законы, затрагивающие вопросы обеспечения прав женщин и безопасности детей, науки и образования, здравоохранения, ведения бизнеса и другие.
— Сколько законов в настоящее время признаны недействующими в Республике Казахстан?
— Согласно Закону «О правовых актах», в связи с принятием нормативного правового акта подлежат признанию утратившими силу нормативные правовые акты или их структурные элементы, если они противоречат включенным в новый нормативный правовой акт нормам права или поглощаются ими. В 2024 году 4 закона утратили силу Законы «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», «О науке и технологической политике», «О телерадиовещании», «О средствах массовой информации».
— В июле этого года Министерство юстиции Казахстана запустило пилотный проект по борьбе с мошенничеством, чтобы улучшить информирование граждан о действиях нотариусов и судебных исполнителей. Какие конкретные меры были предприняты в рамках этого проекта, как он направлен на борьбу с мошенничеством, и какие результаты уже достигнуты или ожидаются?
— 11 июля т. г. Министерством юстиции совместно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности реализован проект «Единая точка уведомления», направленный на оперативное и своевременное оповещение граждан посредством СМС-сообщений от 1414 и push-уведомлений EGov-mobile, с детальной информацией о действиях нотариусов или судебных исполнителей.Ранее нотариусы и судебные исполнители уведомляли граждан с помощью заказной почты или посредством личных номеров.
Благодаря внедрению «Единой точки уведомления» имеется возможность фиксации доставки и прочтения уведомления, а также учитывая, что задействованы проверенные каналы связи такие как смс-шлюз 1414 и приложение EGov-mobile, это позволит исключить мошеннические действия и предпосылки возникновения спорных ситуаций.
— Каковы текущие шаги Министерства юстиции в области цифровизации и автоматизации государственных услуг? Какие услуги будут автоматизированы в ближайшее время, и что это даст гражданам?
— Вопросам цифровизации мы уделяем особое внимание. Сегодня нами реализуется инициатива Digital Justice — Цифровая юстиция. Вкратце об основных проектах:
1. Проект «Е-заңнама» — единая система нормотворчества позволяющая формировать досье НПА, повышать качество и оперативность проводимой аналитики, а также координацию законопроектной деятельности. В настоящее время ведется разработка искусственного интеллекта в сфере законотворчества. Целью ИИ является формирование рекомендаций разработчикам НПА при выявлении правовых коллизий, а также о необходимости внесения поправок в схожих нормах при изменении НПА.
2. Проект «Е-заң көмегі» предназначен для автоматизации деятельности адвокатов и юридических консультантов, их «онлайн» взаимодействия с участниками процесса и другими заинтересованными сторонами. В системе уже автоматизированы процессы гарантированной государством юридической помощи (ГГЮП) по уголовным и гражданским делам, т. е. для оказания ГГЮП органы уголовного преследования осуществляют вызов адвокатов через систему (это позволило исключить риски вызова «удобного» для дела адвоката, т. к. адвокат выбирается по алгоритму системы, поочередно из числа дежурных). Для повышения правовой грамотности и доступности получения правовой консультации Министерством в текущем году планируется внедрение чат-бота с искусственным интеллектом в мобильном приложении «Е-заң көмегі» (это позволит гражданам в режиме 24/7 получать ответы на интересующие их правовые вопросы), который при необходимости посредством видеозвонка соединяет с оператором правовой информационной службы для более детального разъяснения либо получения квалифицированной юридической помощи для граждан подлежащих гарантированной государством юридической помощи.
3. С апреля 2023 года запущен пилотный проект «Цифровой нотариат» по переводу нотариальных услуг в онлайн формат. Гражданам представлена возможность получать доверенности, согласия супругов (доступен сервис по онлайн-оформлению в мобильном приложении Halyk банка), оформлять заявления об отсутствии брака и получать консультации в онлайн формате по видеозвонку. Для идентификации клиента проводится биометрическая проверка. Это позволило исключить риски, связанные с идентификацией внешне схожих лиц. Также в целях повышения информационной безопасности используется двухфакторная аутентификация в виде СМС-кода и электронно-цифровой подписи. Преимуществом проекта является безопасность и удобство получение услуг, сокращение временных и финансовых затрат, связанных с физическим обращением к нотариусу. В целях удобства населения работа по масштабированию таких услуг будет продолжена.
4. В июне т. г. Министерство юстиции запустило сервис «Цифровая доверенность юридического лица» в мобильном приложении «eGov Mobile business».Ранее доверенности юридических лиц выдавались исключительно в бумажной форме, это занимало определённые временные и финансовые затраты на транспортные расходы и канцелярские товары, а также отсутствовала возможность проверки легитимности таких доверенностей. Данный сервис значительно упрощает и ускоряет процесс выдачи доверенности руководителями организаций. Теперь руководители юридических лиц могут легко и безопасно путем подписания ЭЦП выдавать в онлайн формате доверенности своим сотрудникам, что делает взаимодействие внутри организации еще более эффективным, прозрачным и удобным.
5. «Реинжиниринг аттестации» - на право занятие адвокатской, нотариальной, судебно-экспертной деятельностью, деятельностью частного судебного исполнителя и патентного поверенного. Данный проект исключил этап устного комиссионного собеседования взамен на ситуационные кейсы, тем самым обеспечена доступность и прозрачность процедуры аттестации и сокращены сроки госуслуги. На сегодняшний день допущено к аттестации 5 495 претендентов из которых положительно аттестовано 1 128 кандидатов.
6. «Е-Сараптама». Система разработана для автоматизации судебно-экспертной деятельности и электронного взаимодействия с органами досудебного расследования и судами в рамках назначаемых судебных экспертиз. Таким образом, обеспечена возможность электронного взаимодействия в уголовном судопроизводстве во всех жизненных ситуациях.
6. Цифровизация ОСИ. Обеспечено электронное голосование в рамках создания ОСИ, а также смены руководителя ОСИ. В процессе голосования ведется соответствующая фиксация всех событий и автоматически формируется протокол в электронной форме. Внедрение электронного голосования позволило исключить фальсификацию подписей в протоколах голосования. На сегодня через приложение УправДом зарегистрировано 80 ОСИ, осуществлено 50 смен руководителя, задействовано 330 домов.
— В январе Министерство юстиции совместно с Республиканской палатой ЧСИ запустило пилотный проект по внедрению «Робота судебного исполнителя». В чем заключаются его ключевые преимущества по сравнению с традиционными методами исполнения судебных решений? Какие конкретные проблемы или недостатки в существующей системе были решены с помощью этой технологии? Какова текущая география применения системы, и есть ли планы по её расширению на другие регионы Казахстана?
— Несомненно «Цифровой судебный исполнитель» имеет ряд преимуществ:
- освобождены от расходов по оплате деятельности ЧСИ и визитов к ним, так как все действия совершаются автоматически.
- имеется фиксация доставки и прочтения уведомления. Так после возбуждения производства до 20 МРП, Робот направляет должнику уведомление с детальной информацией об упрощённом производстве по нескольким каналам (1. СМС сообщение от 1414, 2. push-уведомление в EGov Mobile).
- робот в отличие от ЧСИ налагает арест только на 1 банковский счет в пределах суммы долга, тогда как ЧСИ арестовывает все счета.
- для удобства граждан доступна онлайн оплата задолженности с автоматическим снятием всех мер обеспечения (аресты). Таким образом человеческий фактор полностью исключается.
- данный проект исключает необходимости контактировать с судебными исполнителями, все действия производятся онлайн и не нужно предъявлять квитанции и прочие подтверждающие документы для прекращения производства и снятия арестов. Помимо цифровизации сферы исполнительного производства, проект позволит сэкономить гражданам порядка 5 млрд тенге в год.
Ключевыми недостатками данного алгоритма являлись:
1. Возбуждение исполнительного производства после оплаты долга;
2. Включение расходов за отправку СМС в стоимость долга;
3. Арест всех банковских счетов должника с санкции прокурора.
4. Длительность совершения процессуального действия до 3 рабочих дней;
5. Коррупционные риски, зависимость граждан от ЧСИ и другие.
К примеру, ранее при несвоевременном погашении задолженности гражданам приходилось оплачивать частному судебному исполнителю дополнительно до 25% от суммы штрафа. Как показывает статистика с 20 августа т. г. по сегодняшний день роботом возбуждено свыше 105 тыс. исполнительных производств на сумму 2 млрд 126 млн тг из которых граждане реально могут сэкономить 531 млн тг за счет исключения 25% оплаты деятельности частным судебным исполнителям.
— Как Министерство планирует улучшить правовую грамотность граждан помимо акции «Народный юрист»? Есть ли дополнительные инициативы в этой сфере?
— Министерство юстиции осуществляет межведомственную координацию и руководство в сфере организации и оказания юридической помощи, праворазъяснительной работы. Помимо акции «Народный юрист», на ежемесячной основе во всех регионах страны проводятся акции «Юстиция консультирует» и «Дни бесплатной юридической помощи», где каждый гражданин может получить квалифицированную юридическую помощь и поддержку. С целью повышения правовой грамотности молодежи Министерство в сотрудничестве с НПО инициировало проект по проведению лекций для школьников о правах человека. В рамках проекта уже проведены классные часы на тему «Права человека и буллинг» для учеников 9-11 классов в Астане и Алматы, охватившие более 400 учащихся, что подтверждает растущий интерес к правовым вопросам. Также прорабатывается вопрос по привлечению молодежи к праворазъяснительной деятельности через образовательные программы. В этой связи планируется создание и развитие юридических клиник при ВУЗах, где студенты под руководством опытных специалистов смогут оказывать бесплатную юридическую помощь населению.
Наряду с этим, органы юстиции предпринимают ряд мер для улучшения доступа сельского населения к правовой информации. Проводятся выездные встречи в селах, где специалисты территориальных органов юстиции совместно с адвокатами, юридическими консультантами, нотариусами и частными судебными исполнителями оказывают правовые консультации. Кроме того, созданы «Кабинеты права», которые оборудованы компьютерами с доступом к интернету и государственным сервисам, позволяя сельским жителям свободно и доступно получать необходимую правовую информацию. Так, к примеру, с начала года в отдаленных населенных пунктах было открыто около 2500 таких кабинетов.
Одним из ключевых направлений нашей работы стало развитие цифровых инструментов для правовой помощи, таких как ИПС «Әділет» и портал «Открытые НПА». Эти платформы обеспечивают гражданам быстрый доступ к правовой информации и возможность участвовать в обсуждении проектов НПА.
Вместе с тем, в целях активного вовлечения граждан в обсуждение проектов НПА ведется Instagram-страница «@zan.onai» на казахском и русском языках. На странице публикуются разъяснительные материалы по проектам НПА простым и доступным языком, а также инфографики, видеоролики и инструкции, помогающие разобраться в правовых вопросах.
Таким образом, Министерством юстиции проводится комплексная работа над повышением правовой грамотности населения, чтобы каждый гражданин имел возможность уверенно пользоваться своими правами и получать необходимую юридическую поддержку в любой жизненной ситуации.
— В рамках нового законопроекта Минюста предусмотрена ускоренная регистрация товарных знаков и улучшенные условия для людей с нарушениями зрения. Какие конкретные улучшения планируются для этих категорий граждан, и как это повлияет на инвестиционный климат в креативной экономике? Как Вы оцениваете сотрудничество с Всемирной организацией интеллектуальной собственности для подготовки специалистов в этой области?
— Для людей с нарушениями зрения будут созданы условия, позволяющие облегчить доступ к опубликованным произведениям, образованию и социальной интеграции. Эти условия направлены на создание более инклюзивного общества и поддержку всех граждан в их стремлении к знаниям и инновациям.
Для бизнеса и инвесторов ускоренная регистрация товарных знаков сокращает время на получение правовой охраны с семи до трех месяцев. Это, в свою очередь, стимулирует креативный сектор и привлекает инвестиции, ускоряя выход новых продуктов и услуг на рынок.
Если говорить о сотрудничестве с ВОИС (Всемирной организацией интеллектуальной собственности), то данная специализированная организация ООН играет ключевую роль во многих вопросах. Это и в подготовке высококвалифицированных специалистов в области интеллектуальной собственности, в обмене знаниями, внедрении передовых практик, а также улучшения навыков специалистов в области права интеллектуальной собственности, инноваций и технологий. В мае этого года в Астане был подписан Меморандум о взаимопонимании между ВОИС и Республикой Казахстан. Благодаря этому меморандуму, в сентябре состоялся запуск совместной программы Магистра права (LL.M) в области интеллектуальной собственности и бизнес права. В июне у нас прошло обучение третьего потока Летней школы ВОИС. В этом году к Летней школе присоединились представители из различных городов Казахстана, а также из Беларуси, Молдовы и России. Всего за три года обучение прошло 150 участников. Начиная с 2021 года в рамках сотрудничества с ВОИС в Казахстане продолжают открываться Центры поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ). В настоящее время национальная сеть насчитывает 32 Центра в 18 регионах Казахстана. Кроме того, с июня т. г. Республика Казахстан участвует в Проекте ВОИС по созданию клиник по управлению интеллектуальной собственностью для малых и средних предприятий (МСП), возглавляемых женщинами, для стран Центральной Азии, Кавказа и Восточной Европы (CACEEC).
— В условиях стремительного роста онлайн-торговли, как планируется усовершенствовать правовую базу для более эффективной защиты интеллектуальных прав?
— В условиях стремительного роста онлайн-торговли вопросы защиты прав интеллектуальной собственности приобретают особую актуальность. Важно сделать рынок электронной торговли более прозрачным и безопасным для всех участников. В первую очередь, хотелось бы отметить, что уполномоченным органом по вопросам торговли является Министерство торговли и интеграции (МТИ). МТИ принимаются меры, направленные на создание благоприятных условий для развития электронной коммерции и защиты прав потребителей. В свою очередь, Министерство юстиции проводит анализ текущей ситуации и вырабатывает предложения по внесению изменений в национальное законодательство в рамках своей компетенции. В частности, с целью обеспечения прав интеллектуальной собственности в установленном законодательством порядке планируется предусмотреть меры ответственности маркетплейсов, а также разграничить ответственность маркетплейсов, правообладателей и продавцов, рассмотреть введение понятия «информационный посредник», а также определить способы сотрудничества участников электронной торговли. На наш взгляд, эти инициативы позволят четко определить роли и обязанности всех участников электронной торговли и обеспечить более эффективную защиту интеллектуальных прав. В результате, это не только улучшит защиту прав, но и привлечет больше инвесторов и предпринимателей, что будет способствовать экономическому росту и инновациям в Казахстане.
— С учетом увеличения объемов контрафактной продукции на маркетплейсах, какие конкретные шаги предпринимаются для улучшения взаимодействия между правообладателями и платформами, чтобы снизить распространение нелегальных товаров?
— Министерством юстиции для улучшения взаимодействия между правообладателями и платформами ведется активная праворазъяснительная работа. Так, в сентябре т. г. в Астане в рамках взаимодействия по проекту «Поддержка реализации Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейским Союзом и его государствами-членами, с другой стороны, состоялся семинар на тему „Защита прав интеллектуальной собственности на маркетплейсах“. В его работе приняли участие международные эксперты, представители заинтересованных государственных органов, правообладателей, онлайн-платформ и бизнеса. В ходе семинара был озвучен опыт и практики европейских стран, также были даны замечания и предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности на маркетплейсах.