Действующая Конституция хранит в себе огромный потенциал, который необходимо максимально задействовать для решения государственных задач - К. Токаев

та. КАЗИНФОРМ - Как ранее сообщалось, вчера в ходе рабочей поездки в Северо-Казахстанскую область председатель Сената Парламента РК Касым-Жомарт Токаев провел в Петропавловске встречу с идеологическим активом региона. С участием спикера состоялась конференция, посвященная вопросам совершенствования взаимодействия местных представительных органов и исполнительной власти в условиях финансового кризиса. Выступая на конференции, Касым-Жомарт Токаев отметил огромную роль Конституции РК в жизни современного Казахстана. Казинформ предлагает вниманию читателей полный текст   выступления спикера Сената, посвященного Основному закону страны.
None
None

-Құрметті Серік Сұлтанғазыұлы! Құрметті депутаттар, облыстық  ұйымдардың басшылары, конференцияға қатысушылар! Біз бүгін бір топ депутаттар осы жерге келіп, біздің Кеңестің жұмысын өткізіп отырмыз. Бұл жиын Қазақстан Республикасының Конституциясы күні мерекесі қарсаңында өтіп отыр.

- Уважаемые участники! Основной закон, принятый гражданами страны 30 августа 1995 года, закрепил фундаментальные принципы общественного и государственного устройства независимого Казахстана. Не случайно, в этом году День Конституции празднуется как государственный праздник.

Все эти годы мы живем и работаем в строгом соответствии с буквой и духом нашей Конституции. Показательно, что за все годы независимости, именно Конституция 1995 года обеспечила общественное согласие и стабильность внутри страны, стала именно тем документом, вокруг которого сплотился народ Казахстана.

Президентская форма правления в сочетании с оптимальным административно-территориальным устройством позволила Казахстану эффективно проводить социально-экономические реформы, обеспечить  политическую устойчивость, мир и согласие в обществе.

За годы независимости созданы все условия для развития важнейшего института демократии - парламентаризма. Сегодня можно с уверенностью сказать, что казахстанский парламентаризм прошел испытание временем. Становление Парламента нового типа, укрепление его роли и авторитета в обществе неразрывно связано с именем нашего Президента  Нурсултана Назарбаева.

Первые попытки придать высшему законодательному органу черты современного Парламента были предприняты еще в первые годы независимости. В Декларации о государственном суверенитете был провозглашен принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Следующим шагом в развитии страны стало принятие в 1993 году первой Конституции независимого Казахстана. Была усовершенствована система разделения ветвей власти, основные государственные институты были сформированы с учетом развивающихся рыночных отношений. Но та Конституция  все же не соответствовала наступившим политическим реалиям.

Высокие темпы общественных, экономических преобразований в стране потребовали уже через два года принять новую Конституцию. На  всенародном референдуме народ Казахстана утвердил правовую основу для создания современного представительного органа страны - двухпалатного Парламента, действующего на постоянной основе. Система двухпалатного Парламента полностью оправдала себя, став надежным механизмом обеспечения внутриполитической стабильности и верховенства закона.   

С принятием конституционных изменений в 2007 году начался новый этап развития органов представительной власти. Глава государства сам выступил инициатором нового этапа дальнейшей демократизации политической системы, которая соответствует передовым международным стандартам. В ходе реформы были пересмотрены принципы формирования и функции Парламента, местных представительных органов. Важным моментом является отсутствие вертикальной соподчиненности органов представительной власти всех уровней.

Обновленная Конституция предусматривает значительное повышение статуса Сената Парламента в обеспечении эффективного процесса законотворчества и политической стабильности в стране. Сенат наделен законодательными полномочиями всего Парламента в период временного отсутствия Мажилиса. Такую роль верхняя палата успешно выполнила, рассмотрев и приняв в июне 2007 года -  42 важных для страны закона.

В целом, именно Сенат, как верхняя палата Парламента, принимает законы, которые в случае их одобрения Президентом вступают в законную силу.

В рамках изменений, внесенных в Конституцию и выборное законодательство, Сенат остается палатой, большинство депутатов которой тесно связаны с региональной представительной властью. Из 47 депутатов Сената, 32избираются  маслихатами всех уровней. При этом, законодательство Республики Казахстан не предусматривает прямого подчинения маслихатов высшему законодательному органу, о чем я говорил выше. 15 сенаторов назначаются Указом Президента, что не является редким случаем в мировой практике.

В дополнение к тем полномочиям, которые Сенат осуществлял ранее (избрание Председателя и судей Верховного Суда, дача согласия на назначение Генерального прокурора, Председателя КНБ, членов Конституционного Совета, Счетного комитета) добавилось право дачи согласия на назначение Президентом председателя Нацбанка. Исключительное полномочие Сената усиливает роль этой палаты в системе сдержек и противовесов в госудаственном механизме.

Хотел бы обратить Ваше внимание, уважаемые участники, на то, что изменения, внесенные в Конституцию в 2007 году, концептуально решили вопросы, связанные с местным самоуправлением в Казахстане, дали новый толчок для развития местных представительных органов власти. В феврале текущего года Парламент внес изменения в закон о местном государственном управлении и самоуправлении. Разумеется, жизнь будет вносить свои коррективы и данный закон будет совершенствоваться с учетом новых реалий.

При рассмотрении проекта закона хорошим подспорьем стал Совет по взаимодействию с местными представительными органами (маслихатами). Надеюсь, что такая совместная, конструктивная работа и впредь будет продолжена.

Конституция - это  базис правового государства. Правовое государство - основа не только порядка, но и свободы. Основной закон учит нас привыкать к доверию, уважению со стороны государства и в то же время уважать закон. Наша Конституция дала нам главное - право выбора, ибо творить свою жизнь самим - ценнее любых сокровищ.

Не будет преувеличением сказать, что действующая Конституция хранит в себе огромный потенциал, который необходимо максимально задействовать для решения задач, стоящих перед государством и обществом в этот непростой период.

Уважаемые коллеги, Глобальный финансово-экономический кризис в очередной раз достаточно красноречиво показал, что  мир стоит на пороге фундаментальных перемен. Прежние методы регулирования уже не отвечают современным реалиям. Выиграют те страны, которые сумели правильно сориентироваться и начали выстраивать новую политику, как говорится, на ходу. Речь теперь идет  не только  об экономических  решениях, но и о большой общественно-политической работе. Разрозненными усилиями кризис не преодолеть. Нужна консолидация действий. Будь это отдельная область, страна или все мировое сообщество.

Вы знаете, что в апреле этого года в Лондоне проходил Саммит большой восьмерки. Главной повесткой дня был вопрос  о том, как совместными усилиями выйти из экономического кризиса.

Еще осенью 2007 года в ответ на первую волну мирового финансового кризиса по поручению Президента Нурсултана Назарбаева был разработан план действий по обеспечению стабильности экономического развития страны. Немалые финансовые средства были направлены на завершение «долевого» строительства, обеспечение продовольственной безопасности и развитие агропромышленного комплекса, поддержку малого и среднего бизнеса.

Однако вторая волна кризиса, вызвавшая серьезное негативное воздействие на экономику многих стран мира, потребовала некоторой коррекции финансовой и экономической политики в новых условиях.

Поэтому еще год назад Президент поручил Правительству разработать программу по стабилизации экономики и финансового сектора. Для этого из Национального фонда выделено 10 млрд. долларов.

Для сохранения деловой активности в стране была оказана беспрецедентная финансовая поддержка субъектам малого и среднего бизнеса. Была продолжена работа по решительному сокращению административных барьеров, и в целом бюрократии.

Решительные действия были предприняты по обузданию коррупции. Эта работа ведется, и она будет продолжаться.

Общий объем государственных ассигнований в антикризисные меры превысил 2,7 триллионов тенге, что составляет порядка 20% ВВП страны.

Это, без сомнения, явилось мощным стимулом для преодоления последствий мирового кризиса. Выделенные средства сегодня имеют конкретную отдачу в виде реализации множества проектов, сохранения рабочих мест.

Отдельное внимание уделено расширению социальных рабочих мест и организации, так называемой, молодежной практики. Хотел бы отметить предложение Главы государства о выделении средств районным маслихатам, как органам самоуправления, для решения местных проблем и вопросов занятости. Этот вопрос включен в повестку нашей совместной работы в рамках Совета по взаимодействию с местными представительными органами.

Глава государства справедливо обратил внимание на то, что для Казахстана главное - без потерь пройти этот непростой этап в нашем развитии. Для этого все должны рационально, прагматично внедрять режим жесткой экономии средств. Центральных  и местных органов это касается в части бюджета, национальные компании - в плане сокращения неприоритетных и неэффективных расходов. Все вы знаете, что, по-прежнему, хронической проблемой остается неосвоение бюджетных средств в регионах, в том числе по приоритетным, социально значимым программам. Из года в год не находят своего решения некоторые вопросы, связанные с эффективным осуществлением государственных закупок.

При этом, сокращение бюджетных расходов и экономия ресурсов не коснутся принятых ранее социальных обязательств государства, которые будут выполнены в полном объеме. Именно такая установка прозвучала в февральском Послании Президента и это поручение выполняется. Социальное благополучие граждан - наш самый важный и приоритетный ориентир.

Хотел бы отметить, что благодаря дальновидности и, я бы сказал, рачительности Президента, страна накопила значительный объем международных резервов, которых оказалось достаточно для преодоления последствий мирового кризиса. Наша уверенность в собственных силах основывается и на том, что Правительство в полной мере владеет информацией о развитии ситуации на мировых рынках. Это позволило Казахстану принять ряд упреждающих мер и подготовиться к происходящему ухудшению ситуации в мировой экономике.

Законодательная и исполнительная власти тесно взаимодействуют друг с другом, что особенно ярко проявилось во время кризиса. Сенаторы и, в целом, депутаты Парламента, проделали большую работу по законодательному обеспечению «Дорожной карты» Правительства.

В ходе прошедшей сессии Парламента, верхняя Палата рассмотрела 129 законов, часть из которых носит антикризисный характер.

Сенатом были приняты законы по вопросам устойчивости финансовой системы, стимулирования работников социальной сферы сельских населенных пунктов, деятельности накопительных пенсионных фондов. 

Были рассмотрены два важнейших законодательных акта - Бюджетный и Налоговый кодексы.

Что касается Бюджетного кодекса, то его основная цель - ориентация деятельности госорганов на конкретные результаты, включая среднесрочное планирование и финансовый контроль, а также эффективность и прозрачность управления государственными финансами.

Новый Налоговый кодекс направлен на существенное снижение нагрузки на несырьевые отрасли экономики, повышение отдачи от добывающего сектора, упрощение налоговых процедур. Такие новшества, как уменьшение  корпоративного налога с 30% до 15% и ставки НДС до 12%,  продление сроков переноса убытков с 3 до 10 лет должны высвободить для бизнеса существенные ресурсы, что важно для развития малого  и среднего предпринимательства.

Нами рассмотрен проект республиканского бюджета на 2009-2011 годы. Сенаторы впервые в истории принимали государственный бюджет, рассчитанный на три года, поэтому особую тщательность и скрупулезность при его обсуждении депутатами считаем вполне оправданными и необходимыми. Доходы бюджета на 2009 год уточнены с учетом снижения мировых цен на энергоносители. Сокращены неприоритетные расходы, а финансирование части программ перенесено на более поздние сроки.

Были внесены поправки и в Закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2007-2010 годы», которые предусматривают увеличение расходов на финансирование бюджетных программ (строительство и реконструкцию школ, больниц, дорог и др.).

Важно отметить, что депутаты Сената Парламента  направляют свои усилия на формирование законодательных актов, необходимых, в первую очередь, для улучшения положения граждан. Думается, что наша тесная взаимосвязь с маслихатами поможет нам объективно оценить на практике эффективность действий принятых законов.

Сейчас именно то время, когда необходимо объединиться и сообща решать все проблемы нашей страны и наших граждан. Надо правильно воспринять стоящие перед экономикой и обществом вызовы, приложить все усилия для сохранения рабочих мест и доходов граждан. Убежден, что именно в этом должен заключаться основной вклад в работу по преодолению кризиса.

Казахстанцы поддерживают все меры государства по преодолению кризисных явлений, планы посткризисного развития страны. Наш народ, его единство, взаимопонимание и согласие - самые ценные ресурсы, благодаря которым мы успешно преодолеем любые трудности.

Огромную роль сыграло ежегодное Послание Президента. Глава государства твердо заявил, что страна не просто готова к этим тяжелым испытаниям, но справится с ними, выйдет из кризиса обновленной, еще более сильной. Послание - это путеводитель или, как сейчас принято говорить, «дорожная карта» руководителей всех уровней.

В Послании по сути дела содержатся поручения, чем должно заниматься Правительство, какую работу и реформы проводить. Важным моментом этого программного документа является то, что  Стратегия развития страны до 2030 года остается неизменной и приоритетной. Преемственность - вот наиболее яркий показатель фундаментальности президентской политики, нацеленной на конечный успех.

В целом  по стране появились первые положительные итоги работы по противодействию мировому финансовому кризису. К середине текущего года возобновился рост производства. Реализуются важнейшие инфраструктурные проекты. Получили поддержку малый и средний бизнес, агропромышленный комплекс, строительная отрасль. «Дорожная карта» Правительства выполняется во всех регионах. Созданы более 340 тысяч рабочих мест, уровень безработицы постепенно снижается, особенно среди молодежи. Это отрадное явление.

Выступая на внеочередном двенадцатом съезде партии «Нур Отан», Президент в очередной раз сделал акцент на инновационном развитии, повышении уровня жизни, стабильности в обществе,  отметив их как базовые принципы посткризисного прорыва Казахстана. Страна выходит на новый уровень развития. Пятилетка форсированного индустриально-технологического развития должна заложить базу для подъема отечественной экономики на новые высоты. Глава государства поручил Правительству сконцентрировать усилия на семи  основных направлениях развития экономики.

В этой связи, я хотел бы обратить внимание на такой приоритет, как развитие агропромышленного комплекса страны. По сути, проблемы села выходят сегодня на первый план. И это вполне закономерно, ведь аграрный сектор Казахстана обеспечивает работой более 30 процентов от общего количества занятого населения.

Сельское хозяйство Казахстана, с использованием передового мирового опыта, должно стать одной из отраслей инновационной экономики с высокой долей в ВВП страны и общем объеме экспорта. Долгосрочный прогноз роста цен на мировых продовольственных рынках, открывает новые возможности для эффективного развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности. В этой связи, уместно вспомнить слова Главы государства о том, что необходимо переориентироваться на технологическое перевооружение и модернизацию аграрного сектора.

На нужды агропромышленного комплекса в республиканском бюджете на 2009-2011 годы планируется израсходовать  немалую сумму - около 350 млрд. тенге. Президент поставил задачу - к 2015 году довести долю сельскохозяйственной продукции в общем объеме экспорта до 8 процентов. Таким образом, аграрный сектор должен внести весомый вклад в диверсификацию экономики и экспорта.

Северо-Казахстанская область  - один из плацдармов реализации стратегии развития агропромышленного комплекса. Президент подчеркнул особую актуальность дальнейшего развития строительной индустрии и сопутствующего производства, металлургии, химической  и фармацевтической промышленности, проблемам создания «чистой» энергетики.

Важная роль отведена реализации инфраструктурных  проектов в нефтегазовом секторе, других важных отраслях экономики.

В повестке дня по-прежнему - актуальнейшая проблема диверсификации экономики страны. В современном мире индустриальная цивилизация постепенно уступает место постиндустриальному обществу, природные ресурсы перестают быть источником благополучия и процветания.

Хотя для Казахстана природные ресурсы очень важны, но новый этап развития страны диктует постановку новых задач, и об этом Президент убедительно говорил на XII съезде партии «Нур Отан».

Еще один момент, который я хотел бы довести до вашего сведения, я считаю, что это очень важный момент.

Все эти годы гарантом структурных реформ казахстанской экономики и привлечения иностранных инвестиций выступал Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев. В результате недавних переговоров Главы государства с зарубежными партнерами достигнуты договоренности о привлечении более 15 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций, что красноречиво свидетельствует о высоком доверии инвесторов к Казахстану и к политике его лидера.

Несмотря на ухудшение конъюнктуры на мировых рынках, экономика страны не захлебнулась и не упала. Причина в том, что Казахстан в свое время избрал правильную экономическую стратегию, направленную на обеспечение устойчивого роста экономики и благосостояние людей. Тяжелые испытания дали нам возможность накопить практический опыт, окрепнуть и закалиться. Во всех этих достижениях и позитивных переменах есть большая доля  участия  и вашего региона.

Сегодня Северо-Казахстанская область занимает ключевое место в успешном развитии Казахстана. Этот регион с мощным аграрным сектором, машиностроительным и энергетическим комплексом обеспечивает устойчивый экспортно-импортный потенциал. Область занимает важное место в казахстанско-российском приграничном сотрудничестве.

В регионе выращивается и перерабатывается 13% всей сельскохозяйственной продукции страны. Поддержка агропромышленного комплекса позволит решить задачи  обеспечения продовольственной безопасности и диверсификации экспорта.

В регионе сосредоточен солидный потенциал и достаточные резервы для успешного развития социально-экономической сферы, осуществления перспективных прорывных проектов. И на примере Вашей области мы видим, что многое уже сделано. Но работы очень много.

Уважаемые участники, если хотим стать крепким государством с прочными позициями на международной арене, надо трудиться. Причем работать честно и самоотверженно. Пример должны подавать  руководители всех уровней. Надо понимать, что на нас смотрят люди. Никакие лозунги и призывы не заменят упорного, созидательного труда.

Антикризисная политика предполагает объединение усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления всех уровней. Немаловажная  роль в этом деле отводится эффективной региональной политике. Местным представительным органам и исполнительным органам надо решать конкретные проблемы людей, взять на особый контроль реализацию конкретных мероприятий, включая эффективное расходование бюджетных средств.

Но усилий только государственной власти недостаточно. История свидетельствует, что именно граждане страны несут на своих плечах весь груз ответственности и выполняют основную работу. Наш путь развития признан в мировом сообществе как «модель Назарбаева». Поэтому мы должны сплотить усилия для того, чтобы задачи, изложенные в Послании, других документах эффективно решались для общего блага.

Эффективное управление государством и обществом сегодня сопряжено с необходимостью формирования команды профессионалов-единомышленников. Такой надежной опорой Президента на протяжении последних лет является партия «Нур Отан».

Не будет преувеличением сказать, что внеочередной съезд правящей партии, отметившей свое 10-летие, стал важным событием, которого ждали многие казахстанцы.

Большинство граждан страны верят в «Нур Отан» как партию созидания и справедливости, связывают с ней свои надежды и чаяния, уверенность в будущем, потому что ее возглавляет сам Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Одно из ключевых направлений деятельности партии - это консолидация и обеспечение единства казахстанского общества. В этой связи, хотел бы отметить важную роль партии в обеспечении стабильности, разъяснении принимаемых мер и контроле за расходованием выделенных средств в регионах страны. Это очень важное направление работы филиалов партии «Нур Отан» на местах, депутатских фракций и  маслихатов.

Глава государства поручил разработать новую программу партии, рассчитанную до 2020 года. Это должен быть системный, цельный документ, который определит основные контуры работы по посткризисному обновлению Казахстана. Для этого надо объединить все креативные и интеллектуальные силы нашего общества.

Президент обратил особое внимание  вопросам укрепления руководящих кадров партии, организации внутрипартийной работы. Партия должна готовиться к  открытым дискуссиям на различных  площадках, обладать дискуссионным инструментарием, говорить убедительно. Действительно, «Нур Отану» - в частности, а государству - в целом, требуются люди с критическим мышлением и незашоренным взглядом на современную ситуацию. На нашу партию обществом возлагаются большие надежды. Глава государства подчеркнул, что «Нур Отан» должен стать одним из ведущих мозговых центров страны, генерирующим свежие идеи, конструктивные проекты и предложения.

Особая роль партии отводится борьбе с коррупцией. Большая работа в этом направлении уже проводится. Я об этом говорил. Борьба с коррупцией ведется достаточно эффективно. Но, надо понимать, что это долгосрочная задача, поскольку коррупция само по себе является вызовом национальной безопасности государства. Следовательно, ответ должен быть адекватным. Борьба ведется таким образом, что в общественном сознании уже наступил перелом. Люди убедились, что программа борьбы с коррупцией не просто лозунги, а это конкретные действия.

Поэтому идеологическая работа «Нур Отана» должна быть направлена на формирование правильной системы ценностей в обществе.

Уважаемые коллеги! Огромное политическое и идеологическое значение имеет для нас предстоящий через два года 20-летний юбилей Независимости Казахстана. Предстоящую историческую дату мы должны встретить конкретными достижениями в экономике и общественной жизни.

Поэтому от слаженной работы исполнительной, законодательной ветвей власти зависит очень многое. Мы надеемся, что депутаты маслихатов различных уровней не останутся в стороне. Будут принимать самое активное участие в этой очень сложной, ответственной, я бы сказал исторической работе - по преодолению кризиса и обновлению нашей страны.

В завершение своего выступления хотел бы выразить признательность руководству области, нашим коллегам - депутатам маслихатов, общественности региона за участие в сегодняшней  полезной встрече.

Разрешите поздравить всех Вас с наступающим государственным праздником - Днем Конституции и пожелать всем  благополучия и успехов на благо нашей общей Родины - Республики Казахстан!

Спасибо за внимание.

Сейчас читают