День домбры: как выглядят инструменты великих исполнителей, композиторов и акынов

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Национальный день домбры отмечают в это воскресенье в Казахстане. В преддверии праздника корреспондент МИА «Казинформ» ознакомился с видами этого музыкального инструмента, на которых когда-то играли великие исполнители, композиторы, виртуозы и акыны.

На сегодня уникальные домбры всех времен хранятся в двух больших залах музея казахских народных музыкальных инструментов имени Ыхласа в Алматы. Хранитель музейного фонда Жансая Кожахан отметила, что здесь более 200 разновидностей домбры. Посетители могут увидеть инструменты Махамбета Утемисова, Биржан сала, Акана серы, Ахмета Жубанова, Курмангазы Сагырбайулы, Кенена Азербаева, Дины Нурпеисовой, Нургисы Тлендиева и т.д.

«Домбра и казах - как двойня. Священная домбра донесла до наших дней нашу духовную культуру. О том, как появилась и развивалась домбра, есть много легенд. Вы знаете легенду о хромом кулане, которая связана с ханом Жошы. В последнее время при археологических раскопках находят инструменты, похожие на домбру, а также ее изображения на камне, и это говорит о ее древности. В Монголии найдена домбра, возраст которой определен в 1500 лет. Похожий на домбру инструмент в Восточно-Казахстанской области нашел археолог и историк Зейнолла Самашев. Эта находка отнесена к сакской эпохе», - сказала Ж. Кожахан


Согласно многочисленным археологическим исследованиям домбра была изобретена еще до появления казахского народа. Домбра делится на два вида, по географическим особенностям. В Северном и Центральном Казахстане, в Семиречье распространена домбра в виде совка. Она используется для аккомпанемента и исполнения шертпе-кюев и была у прославленного Акана серы и у Биржан сала.

А домбра с округлым корпусом больше встречается на западе и юге Казахстана. В частности, у Махамбета Отемисулы и Сейтека Оразалыулы были инструменты с округлым корпусом. Некоторые мастера изготавливают такую домбру, наподобие туркменской, целиком вместе с грифом. Такая домбра предназначена, в основном, для исполнения динамичных токпе-кюев.

«Раньше наши предки для изготовления струн использовали козьи кишки. В настоящее время такие струны не всем доступны. Кроме того, они быстро истлевают. Сейчас часто используются капроновые и шелковые струны. Если говорить о звучании, то струны из кишок дают очень мелодичный звук. Домбра может быть и сборной. Но некоторые умелые мастера делают ее из одного куска дерева», - сказала хранитель фонда.


Каждая домбра из выставленных в музее имеет свою историю. В 2017 году в музей передали домбру Акана сери, которую Сакен сери Жунусов взял у потомков подруги Акана - Актокты. Копию домбры Курмангазы Сагырбайулы и его ученика Ергали Есжанова передал музею известный кюйши Едиге Набиев. Домбру Дины Нурпеисовой привезли из Атырауского историко-краеведческого музея в 1980 году. В 2019 году фонд пополнился домброй Шакарима Кудайбердиулы.

После смерти Шакарима, его домбра осталась в руках его сына Ахата, далее она была передана одному учителю в Семее, а после уже досталась ректору СГУ имени Шакарима. Он, в свою очередь, вручил этот инструмент меценату Медгату Кулжанову, который доставил его в музей. Двухструнная с 13 ладами домбра, напоминает форму лопатки.


Кроме того, посетителей поражает копия одного из самых древних экспонатов. В поселении кочевников вблизи города Саратов найдены фрагменты музыкального инструмента, похожего и на домбру, и на кобыз. Находку относят к ХІІІ-ХV векам нашей эры.

Струнные инструменты других народов, выставленные в музее, говорят о преемственности и связях между культурами. Даже в африканской стране Марокко есть инструмент, похожий на домбру. И название похожее - гамбри.

«Если брать родственные народы, то у них музыкальные инструменты очень похожи. Турецкий саз похож на домбру формой. Только технология изготовления другая. У узбеков и каракалпаков есть дутар. Кыргызский кобуз также похож на казахскую домбру. Туркмены на свой инструмент натягивают металлические струны, а узбеки, как и мы, из шелка», - заявила Жансая Кожахан.

В Музей народных музыкальных инструментов часто приходят иностранцы. Они интересуются не только домброй, но и другими казахскими национальными музыкальными инструментами. На сегодня этот инструмент широко популяризует известный исполнитель Димаш Кудайберген.



Сейчас читают