Чтобы помочь больному ребенку: в Казахстане впервые появились сертифицированные специалисты по иппотерапии - ВКО
В этом им помогли специалисты Национальной Федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта России, которые провели учебные семинары в крытом манеже комплекса, расположенном в селе Винное. При этом использовалось сочетание теории с практическими занятиями по иппотерапии для реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Открывшийся пару месяцев назад крытый конный манеж теперь позволяет заниматься с детьми круглый год.
В этом году около 80 детей с различными нарушениями здоровья смогут бесплатно пройти годовой курс по ипотерапии. Из областного бюджета на этот беспрецедентный проект государственно-частного партнерства во имя здоровья детей было выделено порядка 180 млн. тенге. Договор был подписан между акиматом Восточного Казахстана и фирмой «Титан», имеющей конную базу.
Бахыт Солтанова, председатель правления общественного объединения «Акжай», рассказывает, что иппотерапией во всем мире занимаются недавно, притом в единичных странах - России, Польше, Франции. Она выразила благодарность российским партнерам за то, что они с удовольствием откликнулись на ее приглашение приехать в Казахстан и на месте подготовить сертифицированных отечественных специалистов. «К великому сожалению, у нас в Казахстане никто их не готовит. Мы с энтузиазмом занимались реабилитацией больных детей по методу иппотерапии, но мы работали «по интуиции», мы - самоучки. Иппотерапией в Казахстане больше никто не занимается, только в ВКО. Когда не было крытого манежа, мы занимались с детьми только летом. Никаких подробных методик нигде не могла найти. Через Интернет выяснила, что в России занимаются иппотерапией уже лет 20. Узнала о национальной Федерации лечебной верховой езды, разыскала руководителя федерации - Александра Денисенкова, и пригласила к нам.
Честно скажу, я удивилась тому, с каким желанием он откликнулся на просьбу помочь нам. Он приехал вместе со своими лучшими специалистами, такими, как Виктория Мартынова, которая является известным тренером по паралимпийскому конному спорту и по программе Специальной олимпиады и судьей национальной категории. Вместе с ними к нам в Усть-Каменогорск приехала и клинический психолог Лариса Козловская.
До получения сертификата с утра до обеда у нас шли лекции по теории, после обеда - практические занятия. С детьми на манеже работали сразу три специалиста: инструктор-иппотерапевт Елена Черникова и инструктор психолог Екатерина Руденко из Усть-Каменогорска и клинический психолог москвичка Лариса Козловская. Результаты их работы - потрясающие, - резюмирует Бахыт и знакомит с москвичами.
Президент НФ ЛВЕ и ИКС РФ Александр Денисенков признается: «Здешние условия нас поразили. Прекрасно подобранные лошади, опытные инструктора-психологи, чудесный манеж, условия созданы прекрасные, подобраны хорошие доктора. Ведь в зависимости от проблем со здоровьем ребенка мы ставим индивидуальные для него задачи, с четко определенной целью.
Вот что такое иппотерапия? Это два главных фактора воздействия: психоэмоциональный и биомеханический.
Психоэмоциональный фактор - это фактор мощной мотивации, поскольку нет людей, которые бы не захотели оказаться на лошади. Человеку всегда интересно быть всадником, и взрослому, и ребенку. И даже дети, которые с трудом могут оценивать ситуацию вокруг себя, имея серьезные психоинтеллектуальные особенности, они все равно имеют это желание, т.е. у них появляется мотивация. А психогенный, психоэмоциональный фактор имеет иногда даже решающую роль, по сравнению с биомеханикой. Но и биомеханику тоже нельзя сбрасывать со счетов, поскольку трехмерное колебание в трех взаимомолекулярных плоскостях, которые ощущает всадник, они постоянно присутствуют, и здесь уже идет воздействие на опорно-двигательную систему», - разъясняет тонкости А. Денисенков.
Метод иппотерапии, по словам Виктории Мартыновой, действительно дает хорошие результаты реабилитации. Виктория признается, что подготовила достаточно много чемпионов России по паралимпийскому конному спорту по Специальной программе. Тренер работает с больными детьми, у которых достаточно широкий спектр нарушений. «У меня где-то «50 на 50»: паралимпийцы с нарушениями двигательных функций и нарушений слуха и зрения, а вторая половина - с ментальными поражениями, это все вариации умственной отсталости, синдром Дауна и другие похожие синдромы», - говорит она и тут же знакомит с родителями детей-«всадников».
Мама восьмилетнего Тимура Чалыспаева, Марьям, признается, что у сына диагноз "аутизм". Иппотерапию мальчик проходит недавно, месяцев 5. Занимается три раза в неделю, занятия длятся 20 минут, больше нельзя. «Пока мы на начальном этапе, но эффект очень ощутимый, сын стал активнее, занятия для него являются стимулом. А в последние дни стали появляться слова, прежде у него речь полностью отсутствовала, - говорит мама. Марьям верит специалистам, утверждающим, что через год, когда закончится первый этап реабилитации, Тимур станет другим. Тем более, что здесь же, в этой группе среди детей-аутистов, есть пример 14-летнего Фаика Насеитова. Подросток, который прошел полный первый курс иппотерапии, занимался целый год. А сейчас занимается верховой ездой - это уже второй этап реабилитации.
По словам мамы Фаика - Наргиле, у мальчика появилась мотивация.
«Он стал организованным, у него исчезли «тройки» (мальчик на домашнем обучении, 8 класс), - рассказывает мама.
Более того, как стало известно, Фаик стал первым претендентом на участие в паралимпийских соревнованиях по конному спорту от Казахстана. Недавно комплекс посетили руководители республиканского комитета «Спешиал Олимпикс» и зарубежные гости, пообещавшие квоту на участие в специальной олимпиаде. Сейчас подросток проходит полноценную подготовку. Так что у Казахстана впервые появился шанс участия в паралимпийских играх по конному спорту.
Психолог Елена Черникова, которая занимается с каждым ребенком по индивидуальному комплексу упражнений, поделилась интересными фактами. Оказывается, в день одна лошадь может «отработать» только с шестью детьми, по 20-25 минут. Если больше - она умирает.
«Лошадь забирает всю больную энергетику всадника. После занятия ребенок обязательно должен дать ей кусочек сахара - любой успех должен поддерживаться. Лошадка должна погулять, хорошо отдохнуть, и только потом занятия продолжатся. Мы раньше этого не знали, и у нас погибли две лошадки, Аксу и Баян. Просто стали как бы «таять» на глазах, - вспоминает Елена. - Есть лошади, которые выбирают себе детей сами, есть и те, которые не принимают кого-то из детей ни в какую. Для лечебных занятий лошадь должна быть спокойной (но не "клячей"), иметь правильную походку, стать, силу, задор и хороший шаг.
И еще, по словам психолога, дети очень привязываются к лошадям. И ребята, прошедшие иппотерапию, смогут получить в дальнейшем профессию, связанную с лошадьми.