Что такое креативная индустрия и как ее развивать в Казахстане

креативная экономика
Фото: pixabay

Креативная индустрия набирает обороты в международном масштабе. В то же время, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в сентябре этого года обозначил важность развития отрасли в Казахстане. Корреспондент агентства Kazinform выяснил, что называется «креативной индустрией», узнал о международном опыте развития и каково положение креативной индустрии в Казахстане сегодня.

В послании народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» сказано, что креативная индустрия – еще одна точка роста экономики и занятости, охватывающая медиа, кино, музыку, дизайн, образование и сферу информационных технологий.

– В современном мире именно «креативное производство», основанное на творческом потенциале и интеллектуальном капитале граждан, служит источником развития по-настоящему инклюзивной экономики. Более того, креативная экономика становится движущей силой развития крупных городов, притягивающих талантливых, творческих людей, – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Что же такое креативная индустрия?

Комитет по делам молодежи и семьи Министерства культуры и информации Республики Казахстан в ответе на информационный запрос сообщил, что «креативные индустрии» – это индустрии по созданию, производству, воспроизводству и массовому распространению результатов креативной деятельности физических и юридических лиц (п.п. 2-1 Закона «О культуре»). Термин планируют внедрить в рамках законопроектных работ по внесению изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан.

Но как уточнили представители креативной индустрии, относить к креативным индустриям только известные виды классического и современного искусства – недостаточно. Основатель арт-пространства «Дом 36» Даурен Тюлеев ответил на этот же вопрос, расширив рамки понимания.

– Мы считаем, что креативная индустрия – это все способы и инструменты, позволяющие найти новые решения проблем, неординарно, нестандартным способом. Это может быть даже в обрабатывающей промышленности с помощью креатива, дизайна, способов коммуникации с целевой аудиторией, либо еще чего-то. Не надо ограничиваться какими-то кодами, – сказал Даурен Тюлеев.

Конечно, это может только запутать, но куратор и арт-консультант Владислав Слудский смог собрать воедино эти понятия. По его мнению, креативная индустрия – это постиндустриальная экономика, где идеи и сервисы вокруг этих идей зарабатывают деньги, которые в индустриальной экономике преимущественно зарабатывали товары.

Владислав Слуцкий
Фото: myguru.kz

– В мире до сих пор много споров о том, что попадает под это определение, а что нет, но в моей сравнительно небольшой экспертной нише современного искусства: это некие художники и/или институции или профессиональные игроки, которые способны качественно экспортировать культурный продукт, будь то знание, картина, выставка или статья. Перечислять всех невозможно, сама суть профессии предполагает все вышеупомянутое. В целом, все коллеги, которые оперируют в поле современного искусства (не путать с союзом художников!) - это люди, которые в той или иной степени помогают стране с интеграцией в сообщество мировых профессионалов культуры, – объяснил куратор Владислав Слудский.

В качестве примеров представителей креативной индустрии за рубежом он перечислил имена казахстанцев: Алмагуль Менлибаева, Гульнур Мукажанова, Сауле Сулейменова, Нурбол Нурахмет, Бахыт Бубиканова, Моладкул Нарымбетов, Саид Атабеков, Елена и Виктор Воробьевы и добавил, что недавно произведения Зои Фальковой купила крупная коллекция в Барселоне.

– Список можно продолжать, но надо понимать, что это очень небольшое сообщество, где все друг друга знают, где есть горизонтальные связи. В целом искусство - это одновременно  индустрия суперстаров (вроде как футбол, где покупают игроков за миллионы долларов, но это, как правило, ограниченное число игроков), с другой стороны, это узкоспециализированная ниша, где прославиться не так уж сложно – в целом к региону и стране сейчас огромное внимание. Это касается кино, музыки, моды, то есть не только современного искусства.

Что с креативной экономикой в Казахстане?

Возвращаясь к Посланию Касым-Жомарта Токаева, мы понимаем, что в Казахстане этот сектор не развит.

– Вклад креативной индустрии в ВВП не дотягивает и до 1%, а его доля в структуре занятости тоже крайне низка. При этом у нас есть целая плеяда соотечественников, благодаря своему таланту получивших признание даже на мировой арене. Мы должны создать все условия для масштабного развития креативной экономики в нашей стране, – указал Президент.

Он отметил, что центры креативной индустрии сосредоточены в Астане, Алматы и Шымкенте, в то время как регионы остаются без должного внимания.

В связи с этим Касым-Жомарт Токаев обозначил направления для развития: защитить интеллектуальную собственность, расширить географию центров креативной индустрии, чтобы они были в каждом областном центре и крупном городе, помогать участникам с вопросами коммерциализации своих продуктов и разработать отдельный пакет мер поддержки «креативщиков».

Министерство культуры и информации РК добавили, что в настоящее время вопросы «Креативной индустрии» регулируются Законом «О культуре» и Концепцией развития креативных индустрий на 2021-2025 годы. Концепция разработана в рамках реализации Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года, в котором предусмотрена задача по обеспечению занятости креативной и образованной части молодежи через появление новых крупных отечественных высокотехнологичных компаний и создание новых рабочих мест за счет развития технологического и венчурного предпринимательства как основы для развития среднего класса новой формации.

В Министерстве культуры и информации РК работают по направлениям, которые озвучил Президент. Они провели встречи с представителями креативной индустрии, где обсудили основные подходы по созданию институциональной инфраструктуры, специального Фонда поддержки креативной индустрии, механизмы по использованию государственного имущества в работе с креативной индустрией и так далее.

– Кроме того, в Парламенте сформирована Рабочая группа по разработке поправок в законодательство по вопросам поддержки креативной индустрии. Планируется реализовать данные поправки посредством проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам общественных объединений», который находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК. В рамках данного законопроекта планируется внести изменения дополнении в законы «О культуре», «Об образовании», «Об авторском праве и смежных правах», «О государственном имуществе, «О государственной молодежной политике» и так далее, – сообщили в Министерстве культуры и информации РК в ответ на запрос редакции.  

Пока в Министерстве культуры и информации РК разрабатывают меры поддержки, рассмотрим льготное финансирование субъектов предпринимательства путем субсидирования части ставки.

Меры государственной поддержки реализуют в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021–2025 годы. Он направлен на развитие и поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, реализующих свои проекты в приоритетных секторах экономики, а также для предпринимателей в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах без отраслевых ограничений.

– Необходимо отметить, что постановлением Правительства РК от 6 июня 2023 года №448 утвержден перечень видов экономической деятельности, относящихся к креативной индустрии. В указанный перечень включено 43 ОКЭД, из них по 32 ОКЭД меры господдержки предоставляются в рамках Нацпроекта, – уточнили в Министерстве национальной экономики РК.

В Миннацэкономики прорабатывают вопрос внедрения мер господдержки по отсутствующим видам экономической деятельности в рамках проекта Комплексной программы поддержки и развития МСБ за счет объединения двух программ «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей».

Опыт арт-пространства «Дом 36»

«Дом 36» – это креативный хаб в Алматы, объединяющий креативщиков из разных сфер. На их территории «Дома 36» проходят лекции, выставки, фестивали, питчинги и благотворительные мероприятия. Дом на Барибаева открылся перед началом пандемии, пройдя тяжелый период, проект смог продолжить развитие, в том числе при поддержке акимата Алматы и МИД РК.

– «Дом на Барибаева 36» – это частная низовая инициатива. Каждый раз мы экспериментируем, оцениваем, что мы есть и что мы несем, подстраиваемся, учитывая современные реалии. Мы собираем единомышленников, чтобы действовать, предпринимать, вдохновлять других своим примером. Видоизменяются только способы и методы, – рассказал один из основателей «Дома 36» Даурен Тюлеев.

По его словам, сначала они выявили три наиважнейших направления на рынке: нехватка знаний и навыков у представителей креативной сферы, отсутствие помещений для развития творческого предпринимательства и доступ к источникам финансирования. «Дом 36» постепенно предоставляет возможности решения этих проблем. В этом году запустили бизнес-акселерацию при поддержке «QazInnovations». Простыми словами, это бесплатная обучающая программа для представителей креативных индустрий. Те, кто смог успешно окончить интенсив, получил возможность представить свой проект инвесторам. Также территория «Дома 36» открыта к сотрудничеству с разными людьми, командами, в том числе предоставляя офисы, дворы, помещения, комнаты и залы.

– За то небольшое время существования нашего «Дома 36» мы оплатили в доход, в пользу государства 127 миллионов тенге, – привел результаты Даурен Тюлеев.

Коллеги из регионов, например, KIIZSPACE из Шымкента и STUDIO89 из Усть-Каменогорска тоже участвуют в программах «Дома 36». Для того чтобы развивать креативную сферу в регионах, «Дом 36» планирует в следующем году на своей базе запустить программу «креативного лагеря» для стажировок, а также «креативный караван» - автобус или ж/д вагон, чтобы устраивать мастер-классы, фестивали, креатоны и так далее, в моногородах и областных центрах. Это поможет не только передать опыт, но и содействовать поиску и раскрытию новых талантов.

Международный опыт и способы развития креативной индустрии в Казахстане

Даурен Тюлеев привел пример необходимой поддержки креативщиков: дать им в аренду помещения заброшенных градообразующих предприятий: дворцов культуры, санаториев, пионерских лагерей, пустующих корпусов заводов и фабрик. По его мнению, если бы государство передавали подобные помещения в доверительное управление, в аренду операторам креативной отрасли на 10-20 лет на условиях профит-шеринга или по субсидированным ставкам аренды, то подтянулся бы бизнес, инвесторы, которые уже готовы были бы вкладываться в них, чтобы вдохнуть жизнь в эти заброшенные здания. Но опять-таки должна быть политическая воля, чтобы подготовить необходимую законодательную базу и вернуть в оборот все эти объекты, заметил один из основателей «Дома 36».

«Дом 36» опирается на опыт развития подобных проектов центральноазиатских стран.

– Мы опираемся на опыт соседних стран. В Кыргызстане есть наши единомышленники – ololo. Они работают 7 лет, развивая 10 пространств. Оlolo инициировали создание парка креативных индустрий, резиденты парка освобождаются на стартовый период от налоговых платежей. Наличие такого введения поможет представителям креативной индустрии встать на ноги, официализироваться, получать пенсионное и медицинское страхование. Окрепнув, они смогут стать полноправными участниками экономической системы жизни страны, – отметил Даурен Тюлеев.

Даурен Тулеев
Фото: facebook.com/dauren.tuleev/

– В целом ключевым компонентом развития креативной индустрии в развитых странах является системность. Зерна, которые южнокорейское правительство посеяло еще в конце 1990-х, всходят только сейчас. Культурная политика требует времени, прозрачности, доверия фигуре художника, многолетних субсидий, стимулов и выстроенную инфраструктуру, как физическую, так и интеллектуальную. Это касается большой страновой культурной политики. С городами несколько проще – тут мне симпатизирует модель программы «Процент на Искусство» города Нью-Йорка, которая перераспределяет часть городского бюджета на культуру, паблик-арт, поддержку локальных институций. Все это не имеет смысла, если художнику не гарантируют свободу самовыражения, – объяснил арт-консультант Владислав Слудский.

По мнению куратора, у Казахстана есть шанс интенсифицировать приток капитала в этот сектор, а также помочь экспортному потенциалу культуры, если запустить механизмы налоговых стимулов (как в США) и выделить культурные программы, которые не зависели бы от решения отдельных чиновников, а работали бы системно, сами по себе.

– Примерно за 5 лет можно будет сделать корректное исследование рынка с цифрами и показателями эффективности. Рынку современного искусства нужно около $10,000,000 в год. Это не так много. Кино, полагаю, больше. Об этих моделях очень много знает и рассказывает British Council – экономика Великобритании одна из первых переключилась на развитие креативных индустрий. Способы предельно простые – программа малых грантов с минимальной отчетностью до $10,000, создание экспертных комиссий из реальных игроков сектора, доверие этим экспертам без попытки заниматься политикой там, где нужно заниматься экономикой. Не помешает фонд современного искусства, возможно, подконтрольный Нацфонду, чтобы часть активов диверсифицировали через искусство модерна, например. Необходима реформа образования – в университетах до сих пор учат по старым советским методичкам, все это не работает и не имеет отношения к реальной креативной экономике сегодня, – сказал арт-консультант.

В то же время куратор Владислав Слудский указал на то, что креативная индустрия не что-то радикально новое, а продолжение существующей действительности.

– Работа уже идет много лет, к счастью мы не первые, кто начал развивать креативные индустрии, даже галерейная жизнь Алматы 1990-х была вполне себе генератором денег в экономику страны. На мой взгляд, это стандартный пак любого культурного города (креативная индустрия все-таки градоцентричный феномен, хотя есть и кейсы удачной децентрализации вроде каких-то частных музеев в некой аграрной периферии, скажем, прованса), состоящий из музеев, центров современного искусства, оперных домов, современного театра, киноиндустрии и создания медийного продукта, консерваторий, музыкальной индустрии и так далее, – подытожил арт-консультант Владислав Слудский.

Сейчас читают