Что нужно для развития человеческого капитала в Казахстане

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – На расширенном заседании Правительства 15 июля текущего года Президент РК Касым-Жомарт Токаев уделил особое внимание вопросам развития человеческого капитала, как главного условия обеспечения конкурентоспособности страны.

Президент отметил, что сфера образования не только оказывает влияние на развитие экономики, но и сама является полноценной отраслью экономики. И в этой сфере остаются нерешенными многие вопросы. Один из них – это сохраняющаяся разница в качестве обучения в сельских и городских школах. Выпускники сельских школ изначально оказываются в неравных условиях по причине нехватки квалифицированных педагогов, низкой материально-технической оснащенности школ. Поэтому сельская молодежь испытывает трудности при поступлении в вузы и во время учебы. Учитывая, что около половины населения Казахстана проживает в сельской местности, низкое качество обучения в сельских школах значительно снижает общую конкурентоспособность казахстанской молодежи.

Также в последние годы многие эксперты говорят о снижении статуса педагога, о неудовлетворительном материальном положении учителей, что также, в целом, отрицательно отражается на качестве школьного образования.

Для решения этих и других актуальных вопросов разрабатывается проект Закона «О статусе педагога». В этом законопроекте содержатся статьи, прямо указывающие на недопустимость привлечения педагогов к непрофильной деятельности, недопустимость их преследования за обращения в суд или другие госорганы, а также недопустимость манипулирования с надбавками к зарплате за преподавание на иностранных языках, предусмотренных этим же законопроектом. В целом, принятие этого закона должно обеспечить значительное улучшение правового положения педагогов.

В ходе заседания Глава государства поручил завершить работу над законопроектом до конца года.

Также К. Токаев указал на крайне низкий уровень финансирования научно-исследовательской работы, который составляет всего 0,13% от ВВП, в то время как в развитых странах он достигает 2,5%. Отметив, что странах ОЭСР выработаны различные механизмы привлечения частного капитала в науку, которые нужно изучать и внедрять, Президент дал поручение довести долю расходов на образование и науку суммарно до 5% от ВВП.

Правительству и научному сообществу необходимо провести анализ всех возможных барьеров и выработать пути их устранения.

Все вышеперечисленное следует учесть в разрабатываемой госпрограмме развития образования и науки. Там же Правительство должно предусмотреть план по доведению общих расходов на эти сферы до 5% от ВВП.

Следует отметить, что вопросы развития человеческого капитала стали одной из тем для обсуждения на Астанинском экономическом форуме в мае 2019 года. В выступлениях участников отмечалось, что в мире глобальной цифровизации знания становятся более доступными, конкуренция обретает новый облик: на первое место выходит экономика человека.

В рамках АЭФ-2019 была подписана Дорожная карта по реализации проекта «Строительство образовательного метрополиса - детский сад, школа, колледж, университет» с сингапурским инвестором Kinder World в трех регионах: городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте. Согласно Дорожной карте в ближайшие годы будет построена сеть школ международного уровня, а также колледжей и образовательных кампусов в столице Казахстана.

Также можно напомнить, что Первый Президент - Елбасы Нурсултан Назарбаев в ходе торжественного открытия Года молодежи Казахстана в начале этого года предложил новые инициативы, как, например, развитие образовательной модели по принципу «100 на 200». Предполагается создание в каждой области Казахстана одного «топового университета», приближающегося к стандартам Назарбаев Университета, и 10 лучших колледжей, предоставляющих эффективное профессиональное образование.

К. Токаев на заседании Совета иностранных инвесторов 4 июля этого года специально остановился на вопросах развития человеческого капитала в Казахстане. По его словам, основными задачами на данном этапе являются переход системы подготовки кадров на качественно новый уровень, сокращение разрыва между качеством подготовки кадров и спросом на рынке труда. В частности, необходимо модернизировать систему профтехобразования, усилить связь высшего образования с предприятиями и бизнесом.

В соответствии с новыми задачами, в настоящее время Правительством Казахстана разрабатывается новая Государственная программа развития образования и науки.

Напомним, 15 июля в столице состоялось расширенное заседание Правительства РК под председательством Президента РК Касым-Жомарта Токаева.

Сейчас читают