Чистая вода для сельских населенных пунктов в Казахстане - РЭЦЦА

АЛМАТЫ. 25 февраля. КАЗИНФОРМ /Жазира Джанабаева/ – Госпрограмма «Питьевые воды» на этапе реализации последнее время подвергается критике на самом высоком уровне.
None
None
На одном из недавних заседаний коллегии Министерства сельского хозяйства РК Премьер-Министр Карим Масимов заявил: «? Деньги, выделяемые на программу «Питьевые воды», не всегда используются эффективно и целенаправленно. Ресурсы выделяются достаточно большие, но с мест поступает информация противоречивого характера, всегда ли средства доходят до места, получаем ли мы тот результат, который хотим». Тем не менее, в реализации данной программы наработан позитивный опыт, сказала корреспонденту Казинформа менеджер проектов Регионального экологического Центра Центральной Азии (РЭЦЦА) Гульжамал Исаева. - Насколько серьезна для Казахстана проблема обеспечения питьевой водой?- Как и для многих стран Центральной Азии, в Казахстане обеспечение населения качественной питьевой водой является одной из актуальнейших задач в связи с загрязнением водоисточников, ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки и слабым техническим состоянием систем водоснабжения. Осознавая важность и актуальность проблемы питьевого водоснабжения населения, Правительство РК в 2002 году утвердило отраслевую программу «Питьевые воды» на 2002-2010 годы. На ее реализацию изначально было предусмотрено 115.1 млрд. тенге. Первый этап исполнения программы охватил 2002-2005 годы, второй этап рассчитан на 2006-2010 годы.В сельской местности только 60% населения имеют доступ к питьевой воде. Остальная часть населения пользуется водой из локальных источников (скважины, родники, реки и пруды), либо привозной. За период реализации программы численность сельчан, пользующихся привозной водой, значительно сократилась. Так, если в 2002 году их было 445.2 тысячи человек, то в 2007 году ? уже 195.1 тысячи. То есть жители получили доступ к чистой питьевой воде на местах.Помимо госбюджета водные программы активно финансируются правительствами других стран и международными организациями. Так, правительство Японии выделило в рамках двух проектов по усилению отраслевой программы «Питьевые воды» техническую помощь на 300 тысяч долларов США. Дополнительно осуществляется проект водоснабжения и канализации сельских территорий общей стоимостью 65 млн. долларов США, он рассчитан на 2004-2009 годы. Следует отметить, что и этот проект входит в республиканскую программу «Питьевые воды», который помимо средств госбюджета, спонсируется Азиатским банком развития в размере 34.6 млн. долларов. Исламский банк развития выделил 10 млн. долларов. Кроме того, многие международные организации и проекты реализуют свою деятельность в поддержку реализации программы.- Каково непосредственное участие в данной программе РЭЦЦА?- Мы тоже не остались в стороне. Начиная с августа 2003 года, реализуем программу «Чистая вода для сельских населенных пунктов в Казахстане». Ее цель - увеличение доступа сельского населения к чистой питьевой воде и организация местного самоуправления систем водоснабжения, разъяснительная работа относительно экологических, социальных и экономических выгод от поддержания устойчивых систем снабжения чистой питьевой воды. Один из важных компонентов программы - вовлечение местного населения в процесс принятия решений, в управление и обслуживание общественных систем водоснабжения.Этот компонент очень ценен, потому что влечет за собой, как следствие, финансовую самостоятельность и отсутствие последующих вложений на поддержание систем водоснабжения в рабочем состоянии. Также происходит увеличение доходов кооперативов водопользователей для поддержания управления и обслуживания систем водоснабжения. - Каким образом реализуется программа «Чистая вода для сельских населенных пунктов в Казахстане»?- Программа состоит из трех основных этапов, это пилотная апробация методики в Алматинской области, далее - тиражирование опыта и презентация методики во всех областях Казахстана и в других странах Центральной Азии. В настоящее время начата реализация второй фазы. Финансирование деятельности в рамках программы производится из различных источников. Так, программу поддержали правительства США и Норвегии, Европейская Комиссия. - Как проходила апробация данной методики в Алматинской области? И кем она была разработана?- Методология данного проекта разработана Международным Центром финансирования окружающей среды (ICEF) при Глобальном экологическом и технологическом фонде (GETF). Методика базируется на принципе долгосрочно-устойчивого развития, возможного только тогда, когда пользователи воды несут ответственность за частную собственность. Данный инновационный подход значительно поднимает уровень жизни всех жителей села и является наиболее перспективным по обеспечению доступа к питьевой воде в развивающихся странах. Проект состоит из пяти этапов.Прежде всего, происходил выбор пилотных сел. Эта процедура осуществлялась совместно с представителями акимата Алматинской области. При отборе сел были использованы критерии: потребность села в чистой питьевой воде, заинтересованность местного населения и финансовая готовность населения. Как показывает практика, когда кто-то приходит, что-то для нас или за нас делает и уходит, это никем не ценится. А тот факт, что местные жители в обязательном порядке оплачивали 10% стоимости работ (около 2000 тенге), а также осуществляли ежемесячную оплату тарифов, и отчисления в резервный фонд, совершенно меняет сознание. Сельчане уже относятся к системам водоснабжения как к своей частной собственности. Следующий фактор, который учитывался при выборе пилотных сел, это расположение домов, то есть дома должны быть расположены компактно, для полного охвата по всему периметру села. Если водопровод будет проведен не по всем улицам, возможны конфликтные ситуации.Также предъявлялось требование, чтобы численность населения была не ниже, но и не выше 500-1000 человек. Села с меньшим количеством населения являются «не перспективными», то есть со временем будут ликвидированы (объединены) в соответствии со Стратегией территориального развития РК до 2015 года. Работы по реконструкции систем водоснабжения в селах с большим количеством населения требуют больших финансовых затрат, а пилотный проект имеет определенный бюджет, превышать который было бы не разумно.Второй этап реализации нашей программы предполагал социальную мобилизацию местного населения. Проводились встречи с жителями села, объяснялось, как Программа могла бы обеспечить доступ к чистой питьевой воде, а также, что если сельские жители согласны участвовать в проекте, то они будут ответственны за управление, сбор ежемесячных тарифов за водопользование и для покрытия расходов, связанных с эксплуатацией и поддержанием системы в рабочем состоянии. Вместе с идеей привить жителям сел чувство собственности через начальный взнос и ежемесячный тарифный план, проект также способствует развитию социальной мобилизации вокруг новой системы водоснабжения. Села были поделены на 5-10 дворов, каждый выбирал одного представителя. Вместе они и составляют так называемое Общее собрание, которое предназначено для организации демократического управления в эксплуатации системы водоснабжения, и выбор членов в Контрольный, Эксплуатационный и Административный Комитеты, которые являются органами управления и надзора за деятельностью Кооператива водопользователей.Третий этап программы - непосредственно строительство системы водоснабжения. Работы производятся строительной компанией, отбираемой на тендерной основе. После окончания строительства системы водоснабжения она переходит на баланс Сельского кооператива водопользователей. Далее идут два заключительных этапа, это создание финансового кооператива и назначение Окружного инспектора.После завершения строительства системы в семи селах создается Региональный финансовый кооператив (РФК), управляемый Советом директоров в составе председателей Сельских кооперативов водопользователей. РФК является ключевой организацией, которая делает систему водоснабжения каждого села финансово устойчивой и открывает доступ к финансовым ресурсам. В случае, когда система водоснабжения одного из сел будет нуждаться в крупном незапланированном ремонте, превышающем размер резервного фонда, Сельский финансовый кооператив рассмотрит возможность выдачи кредита из средств резервных фондов остальных сел с последующим возвратом. Также РФК несет ответственность за наем Окружного инспектора, который обязан обеспечивать поддержку в обслуживании системы, гарантировать экстренную и своевременную поставку запасных частей и прочего для бесперебойной работы. Программа Окружного инспектора жизненно важна для обеспечения работы всех технических компонентов системы водоснабжения.- В каких конкретно селах уже были проведены работы?- Это села Алгабас, Коныр, Бейскайнар, 10 лет Казахстана ? Коксуйский район, Копберлик, 1 мая ? Каратальский район и Тендик - Ескельдинский район Алматинской области. В результате более 7000 сельчан получили доступ к чистой питьевой воде. В 2009 году эта цифра достигнет примерно 10 000 человек. - Как Вы считаете, почему реализация государственной программы проходит не совсем гладко? - В сентябре 2008 года мы приступили к реализации второй фазы программы «Чистая питьевая вода для сельских населенных пунктов в Казахстане». Мы считаем, что ее сильной стороной является работа с местным населением. Потому что люди активно вовлекаются в процесс принятия решений, самостоятельно управляют системой водоснабжения и уже не ждут помощи извне. Кроме того, мы учим сельчан, как правильно использовать финансовые инструменты, чтобы система функционировала устойчиво как в техническом, так и в финансовом плане. Акимат Алматинской области оказывал нам повсеместную поддержку и его сотрудники подчеркивали, что вовлечение местного населения и есть тот не достающий компонент, который тормозит реализацию Государственной программы «Питьевые воды».- Каким образом происходит тиражирование опыта и презентация методики во всех областях страны?- В сентябре 2008 года мы приступили к реализации второй фазы программы. Теперь в течение всего 2009 года будут организованы и проведены совместно с Комитетом по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК и областными акиматами 14 специальных конференций, где будет представлен опыт Алматинской области. Предполагается участие представителей Аматинского акимата, чтобы участники могли выслушать не только теоретическую информацию от представителей РЭЦЦА, но и задать вопросы относительно повседневных сложностей, выгод и преимуществ нашего подхода. А что касается тиражирования нашего опыта в странах Центральной Азии, поскольку наша деятельность охватывает весь регион, то в 2010 году мы планируем начать исследование потребности в подобных программах, а также законодательных и институциональных возможностях каждой отдельной страны. И на основе полученных результатов методика будет адаптирована к местным условиям. Сейчас мы ведем активную работу по мобилизации ресурсов для реализации наших проектов.- Спасибо за беседу.
Сейчас читают