Через изучение жизни и судеб сограждан мы создаем Социальную память народа, сохраняем историю и культуру, свою духовную и моральную основу - профессор Д.Мухамедхан

None
None
АЛМАТЫ. 21 апреля. КАЗИНФОРМ /Сара Мустафина/ - Май - особый месяц для нашей истории. 9 мая - день Великой Победы, 31 мая - День памяти жертв политических репрессий. Обе даты имеют отношение к каждой казахстанской семье. Об этом корреспонденту Казинформа сказала директор общественного фонда «Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова», PhD, профессор КБТУ Дина Мухамедхан. Ее размышления о героических судьбах людей, вписавших самые яркие -

и трагические - строки в нашу историю, сегодня особенно актуальны: в их свершениях мы черпаем примеры мужества, нравственного долга, любви к Отечеству, без коих оскудел бы род человеческий.

 Маулетхан Мухамедханов - Мой дед Мухамедхан Сейткулов был сподвижником алашевцев, меценатом культуры. Расстрелян в 1937 году, реабилитирован посмертно. Место расстрела и захоронения не известно. Дядя Маулетхан Мухамедханов (1924-1942)

18-летним парнем ушел на фронт со студенческой скамьи. Служил на Северном Морском флоте. От него пришло всего одно письмо... Пропал без вести.

Другой дядя - Курмангали Мухамедханов - был участником Сталинградской битвы, был тяжело ранен на войне и недолго прожил после ее окончания.

Каюм Мухамедханов Отец Каюм Мухамедханов (1916-2004) - выдающийся ученый, абаевед, автор текста Гимна Казахской ССР (1945 г.), поэт, писатель, переводчик. Репрессирован в 1951 году за научные труды о литературной школе Абая, осужден на 25 лет. Пережил нечеловеческие испытания в тюрьмах НКВД и Карлага, но сумел сохранить человеческое достоинство, не предал своего учителя Мухтара Ауэзова, не отказался от научных идей, не подписал ничего, что требовала от него власть. Реабилитирован. В годы войны служил в Трудовой армии, которая по закону считается разновидностью репрессий. Значит, дважды репрессирован.

Война. Репрессии. Нет ни одной семьи, которую бы ни затронули эти страшные события нашей истории. Горечь утрат - навсегда с нами, пока мы живы, пока жива наша память. Уверена, что мы должны помнить о наших гражданах, о героях не только один памятный день или час. Индивидуальная память, память общества должна быть жива всегда. Почтим память наших граждан не только в день и в час памяти. Будем помнить об этом всегда. Это наша история, наша гордость, духовная и моральная основа народа.

Призываю педагогов, журналистов, работников музеев, библиотек, архивов, учреждений культуры и образования, всех граждан - провести серию уроков памяти, акции памяти, организовать постоянно действующие экспозиции, говорить об этом прямо и честно. Эти ценности нужны нам. Они сохраняют нас как народ. Разговор на эти темы на занятиях со студентами я начала с 6 апреля этого года.

Через осмысление индивидуального, семейного опыта, через изучение жизни и судеб наших граждан мы создаем Социальную Память народа, сохраняем нашу историю и культуру, ту незыблемую основу, без которой невозможно никакое развитие.

«Хочется надеяться, что противные человеческому естеству слова «репрессия», «депортация», «Гулаг» понемногу вытравливаются из сознания наших граждан. И, хотя нынешнее наше время, скорее всего, беспамятное, и еще недавно знаменательные тропы быстро зарастают травой забвения, я полагаю, что казахи, склонные изначально свято почитать свою историю и предков, не забудут своих славных сынов-азаматов, к которым, бесспорно, относится и поэт, ученый, педагог-наставник, гражданин и патриот Отечества Каюм Мухамедханов», - отмечает Герольд Бельгер в предисловии к книге «Каюм Мухамедханов. Судьба и Карлаг».

Меня как педагога всегда волновал вопрос: Кто ответственен за те события нашей истории? Может ли подобное страшное время повториться в истории? Что каждый человек может сделать для того, чтобы уберечь свою страну от повторения былого ужаса? И я все больше и больше убеждаюсь в том, что каждый из нас в ответе за то, что происходило, и за то, что будет происходить с нашей страной, с нашими людьми. Наша компетентность, моральная и социальная ответственность, наша совесть в принятии решений определяет движение вперед или откат назад, в прошлое - в любой области жизни. Иначе не бывает.

В годы репрессий был уничтожен цвет нации. Исчез огромный пласт интеллигентности, совестливости. Вероятно, взамен этому на массовом уровне пришел страх, которым легко управлять, и этого добивается любая авторитарная власть. А потому мы должны возродиться духовно и возродить высшую ценность, и эта ценность - человек и человеческое достоинство.

Но как обучать этому? Как в юные души внести мысль о недопустимости любого насилия над человеческой жизнью - физического, нравственного, психологического? Думаю, убедительнее любых слов могут стать свидетельства Карлага, свидетельства подвига наших граждан в суровые годы испытаний.

Но что пишут об этом наши учебники? Используем ли мы конкретные примеры нашей истории в школах, в вузах, в постоянно действующих экспозициях для воспитания человечности и гражданственности у молодежи?

В ситуации, когда мы не помним былого, не говорим, не пишем об этом, открывается простор для обратной силы истории - для возвеличивания палачей и "ценностей" страшного времени. К сожалению, такие примеры уже имеются.

Сейчас читают